Несвоевременная идиллия 2

Олег Созерцалов
Часть вторая

«Маститый московский историк производит наш род из доисторического Новгорода. Был-де новгородский "благонамеренный человек" (а по другим источникам, "вор"), Добромысл Гадюк, который прежде других возымел мысль о призвании варягов, о чем и сообщил на вече прочим новгородским обывателям. "С незапамятных времен, - сказал он, - варяги учат нас уму-разуму: жгут города и села, грабят имущества, мужей убивают, жен насилуют, но и за всем тем ни ума, ни разума у нас нет. Как вы, други милые, полагаете, отчего?" Но так как новгородцы, вместо ответа, только почесали в затылках, то Гадюк продолжал: "А я так знаю отчего. Оттого, други милые, что хоть и учат нас варяги уму-разуму, но методы правильной у них нет. Грабят - не чередом, убивают - не ко времени, насилуют - не по закону. Ну, и выходит, что мы ихней науки не понимаем, а они растолковать ее нам не могут или не хотят. Так ли я, братцы, говорю?" Дрогнули сердца новгородцев, однако поняли вольные вечевые люди, что Гадюк говорит правду, и в один голос воскликнули: "Так!" - "Так вот что я надумал: пошлемте-ка мы к варягам ходоков и велим сказать: господа варяги! чем набегом-то нас разорять, разоряйте вплотную: грабьте имущества, жгите города, насилуйте жен, но только, чтоб делалось у нас все это на предбудущее время... по закону! Так ли я говорю?" Опять дрогнули сердца новгородцев, но так как гадюкова правда была всем видима, то и опять все единогласно воскликнули: "так!" Тогда выступил вперед старейшина Гостомысл и вопросил: "А почему ты, благонамеренный человек Гадюк, полагаешь, что быть ограбленным по закону лучше, нежели без закона?" На что Гадюк ответил кратко: "Как же возможно! по закону или без закона! по закону, всем ведомо - лучше!" И подивились новгородцы гадюковой мудрости и порешили: призвать варягов и предоставить им города жечь, имущества грабить, жен насиловать - по закону!

Сказано - сделано. Прибыли из-за моря три князя: Рюрик - в Новгород, Синеус - в Ладогу, Трувор - в Изборск. Приехали и легли с дороги спать. Только спят они и видят во сне все трое один и тот же ряд картин, прообразующих будущие судьбы их нового отечества. Сначала удельный период князья жгут; потом татарский период - татары жгут; потом московский период жгут, в реке топят и в синодики записывают; потом самозванщина - жгут, кресты целуют, бороды друг у дружки по волоску выщипывают; потом лейб-кампанский период - жгут, бьют кнутом, отрезывают языки, раздают мужиков и пьют венгерское; потом наказ наместникам "како в благопотребное время на законы наступать надлежит"; потом учреждение губернских правлений "како таковым благопотребным на закон наступаниям приличное в законах же оправдание находить", а, наконец, и появление прокуроров "како без надобности в сети уловлять". Вскочили три брата в смущении великом и не знают, как быть. Думают: а что, коли ежели из-за нас вся эта программа да выполнится? И стали они тосковать. Первый затосковал Синеус в Ладоге - и утопился в озере; второй затосковал Трувор в Изборске - и повесился на вожжах. Рюрик же, как имел ум свободный, сразу принять напрасную смерть не пожелал. Созвал он вече и обратился к нему с следующею речью: "Видел я, господа новгородцы, на новоселье у вас нехороший сон! Будто бы через меня по всей Руси губернские правления пошли, а потом и палаты государственных имуществ... И так меня этот сон расстроил, что уж и не знаю, как с собой благороднее порешить: утопиться или повеситься?" Но новгородцы, видя, что у князя ихнего ум свободный, молчали, а про себя думали: не ровен случай, и с петли сорвется, и из воды сух выйдет - как тут советовать! Гостомысл же произнес: гм! - и тут же испустил дух. Тогда выступил вперед благонамеренный человек Гадюк и за всех ответил: "А по-моему, ваше сиятельство, если вся эта программа и подлинно впоследствии выполнится, так и тут ни топиться, ни вешаться резону нет!" Задумался Рюрик; по нраву пришлись ему гадюковы слова; но, с другой стороны, думается: удельный период, московский период, татарский период... нехорошо! Как бы так устроить, чтобы всю вину на самих новгородцев свалить? "Помилуй, братец, - говорит, - ведь во всех учебниках будет записано: вот какие дела через Рюрика пошли! школяры во всех учебных заведениях будут долбить: обещался-де Рюрик по закону грабить, а вон что вышло!" - "А наплевать! пускай их долбят! - настаивал благонамеренный человек Гадюк, - вы, ваше сиятельство, только бразды покрепче держите, и будьте уверены; что через тысячу лет на этом самом месте..." Тогда Рюрик совсем уже повеселел: "Видел я и это во сне, - прервал он Гадюка, - даже художника Микешина видел, но, по скромности, о сем умолчал. Так как же, господа новгородцы? По-вашему, стало быть, наплевать?" - "Наплевать!" повторил Гадюк. И опять подивились новгородцы гадюковой мудрости и в один голос воскликнули: "Так! наплевать!" Рюрик же, натянув бразды, сказал: ин быть по-вашему! и начал действовать - по закону!"»   


Это самый вкусный кусок из романа, ибо указанная программа выполнена в точности и весьма добросовестно.    
Тут следует обратиться к генетическому отечественному менталитету. Чего больше всего боится русский человек? Больше всего он боится неизвестности и хаоса. Чем мы пугаем ребенка? Ни слоном, который может растоптать оного, как комара; ни хищным львом или крокодилом; ни чумой; ни злыми дяденьками и тетеньками. Мы пугаем его барабашками, бабайками и тараканищем. То бишь, чем-то неизвестным и рационально необъяснимым. Все это откладывается в нашем сознании. Поэтому нас не пугают и не впечатляют сцены, где море крови, кишок и стекающие по асфальту мозги; для нас это комедия. Зато вся страна сидит в кинотеатрах – и смотрит фильмы про злых и добрых волшебников, про вампиров, хоббитов и прочих гоблинов, ибо сие щекочет нервы и возвращает в детство.   
Что касается хаоса, то тут корни еще глубже. Русские никогда не были кочевниками, поэтому любое резкое движение им чуждо. Они согласны на любые притеснения, лишь бы была пресловутая стабильность. Режьте, насилуйте, грабьте нас – но по закону и упорядочено. В этом отношении более активны сибиряки и жители Дальнего Востока, ибо освоение Сибири и Дальнего Востока – фактор кочевнический и менталитет несколько иной.    
Часто можно наблюдать картину, когда русский человек смотрит телевизор: на артистов, музыкантов, писателей, политологов, общественных деятелей и со злостью произносит: «Одни жиды!..» Да, и это так должно быть. Евреи тысячи лет скитались по всему миру, поэтому более активны и коммуникабельны. Претензий тут быть не может.   

Ну и напоследок русская поговорка: «Русские долго запрягают, но быстро едут. Но чаще, они никуда не едут, ибо в процессе долгого запрягания, забывают маршрут».    

Чтобы изменить себя к лучшему, в первую очередь, необходимо внимательно рассмотреть и признать свои недостатки. Именно об это роман Михаила Евграфовича и я ему вторю.