Илька...

Лариса Проскурина
Незадолго до празднования Нового года, а затем и на Рождество, я получила поздравления с праздником, от друга детства моего старшего сына.
Об этом парне, вот уже двадцать с лишним лет, мы ничего не знали. Он, как и многие одноклассники моих детей, в свое время, частенько бывал у нас.
С некоторыми из одноклассников своих детей, я переписываюсь в соц-сетях и теперь, однако именно о нем мне захотелось написать...

****

Впервые, я увидела этого мальчика восьмилетним, - его привел к нам домой старший сын - ребята вместе учились во втором классе.
Звали парня Илькой, - сохранились в памяти его большие, с хитринкой глаза, веснушки, будто пшено рассыпавшееся по лбу, щекам и носу, ссадины на руках и ногах, да синяк, что багровым пятном "опоясывал" левый глаз.
Весь этот "джентльменский набор" придавал облику мальчика хулиганистость и задиристость.

- Кто тебя так?... – спросила я Ильку, разглядывая синяк и ответ последовал тут же:
- Да, это папка... - он мне не родной!...
Видя, что я с сочувствием поглядываю на него, мальчик беззаботно махнул рукой и выдал: 
- А мне нисколечко не больно – это скоро пройдет!...  У меня вообще все быстро заживает.
Илька сказал это обыденно и просто, словно синяк на его лице, был вовсе и не синяк, а одна из царапин, коих на его худеньких руках и ногах, было великое множество.

Я стала расспрашивать Ильку о его семье и узнала, что у него есть младшие брат с сестрой, с которыми он все время возится, тем самым - помогает своей матери.

В тот день, Илька пробыл у нас долго...
Я накормила детей ужином и позволила поиграть всем вместе дольше обычного, а мальчик все не собирался уходить домой.
Пора было  готовиться ко сну - мои дети  укладывались спать в одно и тоже время, а этот ребенок  все играл и играл...
– Тебя не будут искать родители?... - спросила я его.
Он серьезно глянул на меня своими серыми, в пол-лица глазами  и ответил:
- Нет, меня не будут искать – я всегда долго гуляю...

Осень на юге, обычно теплая, однако вечера достаточно прохладные, а на Ильке шортики, сандалии на босу ногу и тоненькая клетчатая рубашка с коротким рукавом.
Я накинула на него джемпер сына и отправила домой не слушая заверений, что ему, якобы, не попадет от родителей, за то, что задержался.

Мальчики стали дружить, и теперь, - Ильку всегда можно было найти у нас в доме. Этот хулиганистый, смешной паренек стал для меня почти родным, а все его неудачи, я переживала, как свои собственные.
Время шло... – ребята росли и вместе, закончили восьмой класс.
Мои братья, обосновавшиеся в Санкт-Петербурге (тогда - Ленинграде), предложили  отправить Старшего к ним, чтобы он мог поступить в училище, где учили на краснодеревщиков.
Сын уехал, а Илька, как и прежде, продолжал забегать и делиться новостями.

Потом, я потеряла его из виду - он не приходил к нам больше месяца.
Решив, что Илька тоже уехал и забыл попрощаться - я, было, успокоилась, но в один из дней обнаружила в почтовом ящике письмо, от него.
Писал Илька, из тюрьмы...
Слова, что написал он мне, были словно крик из подземелья, где человеку нет возможности свободно вздохнуть.
Я читала его письмо не сдерживая слез, а потом, написала ответ и мы стали переписываться.

Вопросы: "Как он туда попал?... Почему я не знала о случившемся и что можно сделать, чтобы помочь?..." - мучили меня и я попыталась разузнать от своей хорошей знакомой, которая была судебным заседателем, причину - за что Илька попал в тюрьму?...
Узнала следующее... - он связался с дурной компанией и когда те вытаскивали из открытого окна чужой квартиры магнитофон - парень просто стоял рядом и смотрел...

- Его бы не посадили... - рассказывала моя знакомая, – ...мы все понимали, что мальчишка оказался там по глупости, но его мама прямо так и заявила на суде:
- ...посадите его, - пусть подумает!...
Когда задали вопрос Ильке, тот сказал:
- Посадите меня, раз мама так хочет...

Мы переписывались год.
За это время у нас с мужем  родился Младший, а однажды утром, дочь рассказала мне свой сон: "Сегодня, я видела во сне Ильку... Как будто ты, мама,  готовишь на кухне, раздается звонок... – ты открываешь дверь, а там Илька...".
Поговорили мы с ней  и забыли о ее сне - все потекло своим чередом.

Неделю спустя, я решила побаловать семью блинами.
На блюде выросла горка блинов – все домочадцы наелись до сыта, я допекала оставшееся тесто, когда услышала звонок в дверь.
Открыла и увидела Ильку!...

Он сильно вытянулся и возможно из-за этого, показался мне еще более худым, чем был. От мальчика, которого я знала раньше, остались только большие серые глаза.
Я бросилась к нему, мы обнялись и вошли в дом.
Он ел блины и мы говорили, говорили...
Его выпустили досрочно, за хорошее поведение!
Потом, Илька ушел домой, к матери, которую еще не видел, так как с вокзала пришел прямо к нам.
Он еще много раз заходил в гости, а потом, взял адрес моего старшего сына и уехал в Ленинград.

Время было непростое - конец восьмидесятых - начало девяностых. Старший сын работал, а Илька жил у него.
Сын устроил его на работу, но там что-то не получилось и Илька остался без работы.
Он брал у сына деньги, то на сигареты, то на пиво и продолжал жить в его комнате, тогда как сын зарабатывал на жизнь популярной в то время профессией "челнока" - возил сумки с товаром из Турции в Россию.

В очередной раз сын уехал в свою командировку, а когда вернулся - узнал, что Ильку посадили в тюрьму. На этот раз он попал туда уже за убийство по неосторожности.
Спустя год, мы все переехали к сыну и он вплотную занялся нашим обустройством в Питере.
 
События, что последовали вслед за нашим переездом: выживание семьи в годы хаоса и разбазаривания страны, были веской причиной, чтобы не вспоминать о прошлой жизни, а заняться настоящим... - своей собственной судьбой!...
Об Ильке мы ничего больше не слышали.

И вот теперь, я читаю его поздравления, которые отдаются в душе болью.
Меня не оставляет мысль... - а как сложилась бы жизнь этого парня, будь тогда на суде меньше равнодушных людей?...
Ведь он хорошо рисовал и в нем проклевывались задатки дизайнера, а душа у Ильки была ранимой и очень доброй.
Сейчас, это уже взрослый, сформировавшийся в определенных условиях, человек, с судьбой, в созидании которой принимали участие многие... - в том числе и я.


08.01.2013.