Размышления о вере и не только, I

Эксклюзив
   
     РАЗМЫШЛЕНИЯ О ВЕРЕ И НЕ ТОЛЬКО

    
     I – «ГЛАВНАЯ УГРОЗА – УТРАТА ВЕРЫ»

     В последнее время меня часто посещает мысль о том, что все мы жители планеты Земля окружены ложью и обманом: Кругом одна сплошная фальшь, смешанная с нездоровым, но объяснимым любопытством, желанием владеть и властвовать. Мы обманываем других, будучи обманутыми ими же. Получается, в нашей жизни задействован какой-то заколдованный, замкнутый круг фальши, лжи и обмана. При таких обстоятельствах невозможно заниматься серьёзным творчеством. Людям не дают реализовать себя, самовыразиться. Кругом сплошная ложь, фальшь, лицемерие... И мы не знаем, как вырваться от него! Мы обречены, жить во лжи и обмане. Фальшь, ханжество, лицемерие и обман – главные атрибуты нашей социокультурной среды, в которой мы вынужденно обитаем. Ведь не случайно ныне в нашей жизни нет места истинной вере. По большому счёту осталась лишь игра в веру.

     Что такое вера?
 
     На вопрос что такое вера, я бы ответил так:
    
Вера, с позиции логики, – это утверждение во-первых реальности, во-вторых первичности чего-то вне мира. Не важно чего.

     Многие авторитеты склонны утверждать, что в России бытует иное представление о христианстве, несколько отличающееся от остального христианского мира. Согласно этому мнению, здесь более продвинутые индивидуумы в основном выходцы из православной среды очень благодарны Льву Толстому и Александру Меню, которые, вольно или невольно, заставили русскую интеллигенцию по-другому взглянуть на догмы религий. И они поняли, что вера и религия – это разные категории. Благодаря «Исповеди» Толстого, многие люди стали задумываться о религии, и особенно о Христе, которого Толстой богом не считал, а также критиковал вычурные обряды православной церкви. Александр Мень же в своей «Истории религии», открыл много документальных фактов, о которых многие даже не подозревали. Например, сведения о I-м Вселенском соборе, на котором под давлением римского императора Константина было решено объявить Христа богом.
    
     Рассуждения о вере и Боге ныне широко распространены в русскоязычных интернет-ресурсах. Чисто случайно натолкнулся на одну публикацию, заставшую меня задуматься о состоянии и глубине религиозности российского общества. Фрагменты этой публикации приведу ниже.

     «Конкретно о вопросе с Богом моя позиция проста и заключается в следующем:
     Исходя из сложившегося обстоятельства в реальной жизни, каждый должен самостоятельно определиться, верить или не верить в Бога, как строить свою жизнь с Богом или без. Нельзя разделить веру в Бога с религией. Но это неразделимо. Вера в бога и есть суть религии, а религия – это синоним веры в бога.

     Все наши реальные знания – это знания о материи, знания о бытии (Бытие – это то, что бытийствует, что есть, что существует) – это знания о материи и о продуктах материи. А этим продуктом бытия и выступает, в том числе, и всё духовное: и мысль, и мораль, и искусство, и весь, весь мир духовного, в том числе (согласно утверждению некоторых) и смысл “духовного маразма”, чем является вера в Бога и производное от этой веры – религия».

     * *

     Помнится, ещё в позапрошлом году однажды по теленовостям (Россия 24, от 25 февраля 2011 г. "Вести" в 20:00) сообщили шокирующую новость: мэр города Читы Анатолий Михалёв призывал: "Бомжей надо отстреливать как собак...". А когда народ поднялся на сторону бомжей, он, извинившись перед народом, изменил свою позицию, и сказал: "Я пошутил!"

     К чему это? Думаю, комментарии излишни. Такова позиция должностного лица в православной стране. Ещё задолго до этого в криминальной хронике проскочила новость, что какие-то лица бродячих собак отстреливают. Отчего защитники животных были взбудоражены жестокостью садистских сограждан. Да эти люди собственно и на бомжей охотились...

     А не приходило ли вам в голову, что феномен "бомжество" – преимущественно христианское явление?
 
     Справедливости ради отмечу, что нечто похожее на эту проблему встречается в Индии, где основной религией населения выступает индуизм. Там, однако, вопрос стоит с позиции социально-классовой градации населения. Согласно установленным в Индии общественным порядкам, деклассированные по разным причинам массы населения считались изгоями, и невольно отправлялись в социальное дно, известное как "пария" – неприкасаемых (узаконенных грязных). Это указывает на печальную фатальность окостеневших общественных порядков индийского общества. Индусы безысходность своей проблемы как-то упорядочили. В России, однако, она пока ещё остаётся нерешённой. И, похоже, – надолго.
 
     Как можно говорить о христианском милосердии, когда на территории государства, где христианство (православие) занимает доминирующее положение, проживает столько бомжей? Не в одной мусульманской стране нельзя найти ни одного бомжа. Да, встречаются бедные, но не бомжи! "Бомжество" в России – это печальное следствие правовой неразберихи. Большинство бомжей по вине мошенничества однодневных агентств по недвижимости лишено крова. В Индии же причина – совершенно другая. В России этому явлению пока ещё не придают особого значения: власти на него особо не реагируют. Тогда, скажите, пожалуйста, кто должен им заниматься, когда власть занята несвойственными делами?! Кто должен защищать интересы общества, когда все усилия гигантского спрута законотворчества целиком и полностью направлены на ограбление собственного народа?!
 
     Или, а это из разряда отвлечённых вопросов:
 
     Вас не волнует, что нынче богослужение совершают люди с криминальным прошлым, вы исповедуетесь перед лжемонахами, или храмы строят в основном на криминальные средства? И, вообще, можно ли строить храм на грязные деньги? – Хотя, почему мы должны отнести эти вопросы к такому разряду, видя в них моменты злободневности? Ведь эти вопросы на фоне происходящих ныне в России, и не только здесь, событий, становятся куда более актуальными: эти вопросы напрямую связаны с темой духовной безопасности общества! И, как мне кажется, духовенству всех монотеистических конфессий стоит обратить пристальное внимание к этим моментам – кого они пустят в свои ряды, за чей счёт строят новые молельные дома и храмы...?
 
     Согласитесь, в наши дни мировая цивилизация переживает самую печальную стадию своего развития. Это – стадия духовного застоя и морального регресса в эволюции личности мыслящего существа-творца цивилизации.
 
     С тех пор как род человеческий объединился в общества, расставшись с первобытной жизнью, самое сокровенное в нём – его ЛИЧНОСТЬ, стало объектом всевозможных внешних воздействий. И только в обществах (где появились определённые организации и структуры: государство, религия, классы - рабы, холопы и хозяева...) начали различать людей, по этой же причине стали отличать (и почитать) их по возрасту, одёже, чинам и т.д. и т.п. И почему-то всюду забыли про это сокровенное существо – личность! Оно стало бесцветным. Более того, ЛИЧНОСТЬ стала своеобразным заклинанием! А почему? Быть может, оттого, что это слово олицетворяет разумно мотивированную непокорность?! Ведь первый человек был изгнан из рая по этой причине. Именно по этой причине род человеческий призывают, причём постоянно, к покорности. Вот уже столько лет род человеческий из-за непокорности своего прадеда бродит по планете Земля, а Эдема (рая на Земле) так и не видел (И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима...) [Бытие, 3:24].

     Первый человек утратил доверие Бога по отношению к себе, когда был изгнан из рая. Но ему было не суждено жить в обществе в современном смысле этого слова. Он жил в гордом одиночестве со своей женой, поэтому сохранил свою личность не ущербно (И выслал его [Адама] Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.) [Бытие, 3:23]. Это было не общество. Потом появились его дети. Род человеческий же живёт в своём обществе, где социальная градация разделяет его по частям. И тут сохранить свою личность – дело не простое!
 
     В противостоянии "ЛИЧНОСТЬ – ОБЩЕСТВО" я вижу существенный антагонизм: личность не подлежит никакому обобществлению либо обобщению. Это значит, что личность не поддаётся никакой идентификации либо клонированию (уравниловке, неоправданному уравниванию к другим). Она при всех обстоятельствах сохраняет статус индивидуальности.

     В треугольнике "власть – общество – личность" ему (этому сокровенному существу) выделили самую ущербную позицию. Признаюсь, такая "позиционная" взаимосвязь в виде треугольника многим не придётся по душе. Но это – моя позиция. Власть не должна стоять над обществом (как сейчас), а находиться в ответе за свои действия перед ним. По какому-то роковому стечению обстоятельств личность стала занимать последнее звено и в социальной градации, получив дефиницию индивидуума, оказалась безликим элементом в уравнении (взаимосвязи, взаимозависимости) "ОБЩЕСТВО – ИНДИВИДУУМ". Выше него оказались привилегированные составляющие дифференцированного социума: знать, духовенство и воины.
 
     В итоге, власть постоянно обманывает нас, а зависимое от неё духовенство пудрит нам мозги, держа нас, прихожан, в плену лжи и обмана. Духовенство больше всех одурачивает нас: своим лицемерием и ханжеством. Лицемерие культослужителей имеет двойное свойство: они держат прихожан в духовном рабстве, а сами служат дьяволу; они призывают правоверных к покорности перед земной властью, служа не культу, а приземлённой власти.
 
     Да, мы все – заложники собственного невежества: шагаем рука об руку со злодеями, считая себя при этом добродетельными; совершаем всякие непристойные поступки (не говоря уж об открытых правонарушениях!), и ратуем за безупречность своего действия и поведения; головой погружаемся в похоть и эрос, и выдаём себя за набожных; совращаем малолетних, и ратуем за высокую нравственность.

     Соблазн – это тонкая грань, словно табу: переступив её, ты тут же соскользнёшь с правильного пути, ты окажешься во власти стихии, как будто вихрем уносишься на территорию запрета. Точно так же как, нарушив табу, ты окажешься в лапах греха, и попадаешь в плоскость злодеяния. Именно по этой причине Адам был обречён на приземлённое существование: Первый человек утратил доверие Бога по отношению к себе, когда был изгнан из рая: (Я заповедовал тебе, сказав: "не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей) [Бытие, 3:17].

     Собственно этим роковым испытанием как бы и была предопределена фатальность самого феномена доверия к человеческой воле. Это – таинственная зыбкость человеческой воли, извечная переменчивость волевых решений рода человеческого в целом, его шатание по скользкой плоскости необдуманного волеизъявления.

     Нынче жизнь человеческая стала куда более опустошённой: на наших глазах всё преображается, всё искажается. Нынче всё мировое сообщество подвергнуто необратимому процессу тотального опустошения. По всей планете идёт необратимый процесс рокового духовно-морального разложения общества. Традиционные духовные основы общества разлагаются, моральные устои человеческого бытия обречены на гибель, традиционные религии явно деформированы и еще дальше отходят от своих первооснов. Нынче тотальная возмутительная одержимость духовенства всех небесных верований, мирским соблазном, приземленным предвкушением стала нормой бесцветного богослужения, и давно уже никого не удивляет. Фактически мы уже находимся на гране утраты веры. А не пора ли приступить к серьёзному осмыслению нашего духовного прошлого, к возрождению сакральности самой религиозной ВЕРЫ?!

     Продолжение следует.