Внешняя политика Китая

Игорь Шевырёв
Внешняя политика Китая
контуры китайского миропорядка

Игорь Шевырёв
 
Китайская внешняя политика в ближайшее десятилетие не претерпит существенных изменений. Тем не менее, контуры будущей геополитической стратегии Пекина просматриваются уже сейчас.

Динамичное бурное экономическое развитие Китая на протяжении десятилетий, рано или поздно, не может не конвертироваться в рост его влияния на международной арене. В 2010 году Китай по экономическому развитию обогнал Японию и стал второй экономикой мира. И при сохранении нынешних тенденций к 2015 году Китай потеснит на глобальном Олимпе США. Доля китайской экономики в мировом валовом производстве уже сейчас подросла до 10%. Китай также укрепил свои позиции в МВФ, превратившись в его основного донора и сделав важные шаги в направлении конвертации юаня. А в кризисные 2008-2009 годы Пекин для Фонда вообще стал едва ли не «спасителем». Под растущее влияние Китая была однажды создана G-20, существенно потеснившая влияние G-7.
Любопытный момент: международный рост Китая происходит вопреки кризисным явлениям в мировом экономике. В то время, как весь Мир до сих пор пребывает в тяжелом глобальном кризисе, не зная как оттуда выбраться, Китай наращивает позиции. При том, что этот кризис был придуман отнюдь не китайцами, а как раз наоборот: чтобы хоть как-то остановить движение «китайской машины».
Тем не менее, на данный момент Китай все еще не готов полноценно взять на себя ответственность за судьбы мира. До тех пор пока не проведены внутренние китайские реформы, не повышена устойчивость, самодостаточность. Особенно, это важно сейчас, в период наиболее ответственных испытаний, когда глобальная экономика переживает период кризисной турбулентности.
В этой связи не удивительно, почему на высшем уровне власти КНР по-прежнему не до геополитики. Реформы сейчас более важная и актуальная задача. В свежем январском номере журнала «Цюши» новоизбранный Генсек КПК Си Цзинпин написал статью под названием «Всестороннее претворение в жизнь духа 18-го съезда требует налаживания работы по шести направлениям».
В этих условиях задачами китайской внешней политики пока что занимаются сугубо дипломаты. В контексте рассматриваемой темы возьмем за основу два базовых документа. Во-первых, статью главы МИДа КНР Яна Цзечи под названием «Неуклонно идти по пути мирного развития», опубликованную в газете «Жэньмынь Жибао» в конце декабря 2012 года. Во-вторых, более детальный доклад замминистра Чжана Шэнцзюня под названием «Отстаивать мирное развитие, содействовать сотрудничеству и взаимному выигрышу», заслушанного на 8-м дипфоруме «Голубой зал».
Отсюда можно сделать вывод, что базовыми принципами китайской внешней политики являются: а) мирное развитие – в противовес стратегии Запада, делающего ставку на ускоренную милитаризацию и подготовку к «большой войне» и б) сотрудничество в экономике с кем бы то ни было, для чего самое главное – поиск общих интересов, гибкость в отстаивании собственных интересов и умение находить компромиссы с партнерами. Кроме того, Китай выступает за урегулирование международных отношений на основе духа равноправия, взаимодоверия, толерантности, сотрудничества и взаимовыгоды.
По сути, Китай выступил за глобальное партнерство нового типа, суть которого в том, чтобы любая страна прилагала усилия не только к собственному развитию, но и развитию других стран.
Однако, рассмотрим подробнее контуры формирующейся китайской внешнеполитической стратегии.
Во-первых, Китай последовательно придерживается курса на многополярность. Впервые Пекин провозгласил курс еще в 1985 году, когда существовала биполярность. И при однополярности настойчивость Пекина не ослабевала. Не стремится Пекин и к китайской «однополярности». «Китай отвергает логику, по которой какая-либо страна обязательно должна стремиться к гегемонии после того как станет могучей. Стремление к экспансии не является ни частью китайской культуры, ни содержанием китайской политики», - подчеркивает замМИДа Чжан Шэнцзюнь.
Таким образом, независимо от результатов экономического развития КНР политика добрососедства и дружбы усилится. А в условиях многополярности Китай застолбил за собой роль «азиатского полюса», стремясь доминировать в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Во-вторых, обеспечение международной преемственности. Нынешний миропорядок основывается на принципах Устава ООН. Китай выступает за сохранение сложившегося статус-кво. Подчеркнем: не за ликвидацию этой институции, а именно за реформирование. В подтверждение серьезности намерений доля взносов КНР в бюджет ООН выросла с 3,2% до 5,15%. Что бросается в глаза в сравнении с вечными долгами США перед ООН. Для сравнения: на Западе давно стремятся похоронить ООН, заменив ее диктатом силы. США уже не раз для продвижения своих интересов грубо игнорировали и мнение международного сообщества (Совбез ООН), и нормы международного права. Так было, например, и когда бомбили Югославию в 1999 году, и вероломно вторгались в Ирак в 2003 году, и односторонне признавали Косово в 2008 году, и свержение власти Каддафи в 2011 году. С точки зрения позиции Китая, подобного рода действия являются категорически недопустимыми.

В-третьих, внеблоковость. Китай сам не является участником ни одного из существующих блоков. Но и выступает против расширения других военных альянсов, особенно формируемых вдоль китайских границ. Будь-то расширение НАТО или строительство системы ПРО в Азии. Китай категорически против новой гонки вооружений, а конкурировать предпочитает в экономической, а не военной сфере.

В-четвертых, приоритет БРИКС, признание его растущей роли в меняющемся миропорядке. В Пекине призывают не ломать существующий порядок, основывающийся на принципах устава ООН и подменить влиянием БРИКС, а наоборот, вписать объединение в старый расклад. Разумеется, на практике это означает необходимость поделиться старым центрам силы G-7. Что категорически не устраивает Запад, привыкший жить «на широкую ногу».

В-пятых, ШОС как инструмент укрепления позиций в Евразии. Причем Китай стремится обеспечить баланс интересов в организации, чтоб каждый участник занял в ШОС свое уникальное место и получал взаимные выгоды.

Вызовы росту Китая. Впрочем, не только собственные растущие возможности Китая, но и другие факторы оказывают влияние на внешнюю политику. Это вынужденные факторы, с которыми Китаю тоже придется считаться. Как ни крути, но рост КНР наталкивается не только на содействие (со стороны друзей), но и на противодействие (со стороны конкурентов).
Во-первых, США объявили АТР приоритетом и сместили туда свое внимание с Евроатлантики. В 2010 году Китай был провозглашен главным противником нацбезопасности США. Вашингтон уже объявил и о «возвращении в Азию», и о создании нового Pacific-альянса. Причем такое повышенное влияние США к региону в основном характеризуется ростом военной активности. Что не может не усиливать военную напряженность.
Во-вторых, рост милитаризации Японии как ключевого регионального союзника США, заметно активизировавшийся с приходом к власти нового правительства Синдзо Абэ. В Токио уже не скрывают своих намерений «воевать» с Китаем. Впрочем, не будем столь буквально воспринимать соответствующие публичные заявления Токио, которые являются не более, чем элемент игры. В любом случае, против кого бы японцы не бряцали оружием, мир в регионе от этого устойчивее не станет.
В-третьих, обострение территориальных споров со странами АСЕАН. Прежде всего, за контроль над богатыми нефтегазовыми залежами шельфа Южно-Китайского моря.
В целом, наблюдая за китайско-американским противостоянием, складывается интересная ситуация: с одной стороны, США бросают перчатку и провоцируют к открытой конфронтации. Как минимум, Вашингтон пытается раскрутить Пекин на гонку вооружений, оказавшуюся фатальной для СССР. При идеальном стечении обстоятельств Вашингтон пытается спровоцировать военные конфликты Пекина с соседями, что неизбежно должно экономически ослабить, измотать китайцев.
В свою очередь, Китай настойчиво уходит от удара и настойчиво призывает к мирному сотрудничеству. В Пекине исходят из реалий: Китай и США – две крупнейшие экономики в АТР, от того как они друг с другом сумеют договориться зависит развитие региона. И, разумеется, если обе страны будут конфликтовать от этого проиграют и все остальные страны региона.
Собственно, в Пекине уже привыкли к нагнетанию напряженности в регионе и спокойно наблюдают за попытками выстраивания антикитайских альянсов. В сценарии китайско-американской войны никто всерьез не верит.
Во-первых, конфликты и даже война не являются фатальной неизбежностью для развития китайско-американских отношений. Пекин настойчиво предлагает Вашингтону отношения «нового типа»: взаимоуважение, сотрудничество, обоюдный выигрыш, поиск новых ответов для решения старых вопросов, ликвидация старых взаимных подозрений, уважать кардинальные интересы.
Во-вторых, АТР должен стать большой ареной для взаимного сотрудничества, а не ареной для гладиаторских боев. А США должны обходиться без пристрастий и «медвежьих услуг». Так, Китай выступил против поддержки Вашингтона на стороне Японии в китайско-японском споре. Равно как и против возобновления оружейных поставок на Тайвань как это предусмотрено в законопроекте о нацобороне на 2013 год.

…Ну а в целом, геополитическое влияние Китая можно рассматривать как альтернативу западным схемам. Китай не навязывает любой стране модели внутреннего устройства и последовательно не вмешивается в чужие внутренние дела. Более того, концепция многополярности позволяет каждой нации занять свое уникальное место в новом миропорядке. В свою очередь, Китай только стремится к экономическому сотрудничеству с окружающим миром и для продуктивности такого сотрудничества готов искать взаимную выгоду.
Что касается китайского влияния как такового, здесь основная ставка делается на культурное влияние. Культура – это то, что притягивает многих людей к Китаю и без преувеличения то, за что мы Китай любим.

P.S. Обращает на себя внимание тот факт, что в нынешнем китайском политическом транзите на рубеже 2012/2013 годов изменения коснулись почти всех сфер управления КНР. В частности, полностью меняется руководство Компартией, еще более существенные кадровые перестановки в военной среде. Однако, дипкорпус кадровые изменения прошли стороной.

5 января 2013 года