Япония сформировала власть

Игорь Шевырёв
Япония сформировала власть
что готовит японцам новое правительство Синдзо Абэ

Игорь Шевырёв
 
26 декабря в Японии на основе парламентской коалиции либерал-демократов и партии «Комейто» было сформировано новое правительство. Премьер-министром стал лидер либерал-демократов Синдзо Абэ, вернувшийся на этот «пост» спустя пять лет. Рассмотрим первую реакцию и промоделируем дальнейшие сценарии развития ситуации.

Внутрипартийные перестановки. 25 декабря, накануне правительственного дня, либерал-демократы провели ряд назначений в руководстве партии. Впрочем, существенных изменений здесь не было. В конце концов, ЛДП удалось прийти к власти, а значит победный руководящий состав не меняют. Таким образом, «костяк руководства» в партии все тот же: лидер – Синдзо Абэ, его заместитель – Масахико Комура, Генсек ЛДП – Сигэру Исиба. Среди других партийных руководителей: Сэйко Нода возглавил Совет ЛДП по общим вопросам, а Санаэ Такаити – политический руководитель партии.
В руководстве Демпартии также прошли кадровые перестановки. Лидером японских демократов вместо отставленного Есихико Ноды стал Банри Кайэда, бывший министр экономики, торговли и промышленности.

Мода на возвращенцев. Как видим, 2012 год, отличительной особенностью которого стала серия выборов в разных странах, показал моду на «возвращенцев» во власть. Так, самое громкое возвращение года – победа Владимира Путина на президентских выборах в РФ. Это возвращение несколько оттеснило на второй план японского «возвращенца» Синдзо Абэ. Тем более, что в данном случае и цена победы несколько меньше: премьерский пост, а не президентство. Хотя применительно к японской политико-правовой системе это вполне сопоставимые должности.
Тем не менее, если провести сравнения возвращений Владимира Путина и Синдзо Абэ можно выделить некоторую японскую специфику.
Во-первых, Владимиру Путину пришлось «перекантоваться» вне президентства 4 года. Т.е. на год меньше, чем Синдзо Абэ.
Во-вторых, фактически Владимир Путин из власти никуда не уходил. В конце концов, он лично возглавлял правительство РФ, а путинская «Единая Россия» в ГосДуме имела конституционное большинство. Что было существенной сдержкой по отношению к президенту Дмитрию Медведеву. Кроме того, фактически в системе госуправления РФ был задействован механизм «тандемократии». Да и потом: Дмитрий Медведев – это ставленник Владимира Путина, которому в 2008 году на выборах большинство российских граждан оказало поддержку.
В-третьих, японские либерал-демократы, в отличии от российской ситуации, полностью передали власть своим политическим оппонентам из Демпартии. Это произошло в 2009 году, а лично Синдзо Абэ из власти ушел еще раньше – в 2007 году.
Безусловно, со стороны Синдзо Абэ такой добровольный уход из власти нес в себе гораздо бОльшие риски, чем для Владимира Путина в РФ. Но как видим, риск оказался оправданным. Либерал-демократам удалось не только вернуться, замкнуть многоходовый цикл, но и уверенно перехватить инициативу у демократов.
В новом японском Кабинете есть еще один «возвращенец» - Таро Асо. Это ближайший друг Синдзо Абэ. В 2006\2007 годах он был главой МИДа. Сейчас Таро Асо вырос до статуса вице-премьера и по совместительству получил в управление сферу госфинансов.

СПРАВКА: СИНДЗО АБЭ
Родился 21 сентября 1954 года.
Синдзо Абэ происходит из семьи потомственных политиков. Его дед Нобусукэ Киси был премьер-министром страны, а отец Синтаро Абэ — министром иностранных дел Японии. Сам Абэ уже занимал пост премьера в 2006-2007 годах. Он закончил факультет права университета Сэйкэй в Токио.
Политическая карьера нового японского премьера началась с 1980-х годов, когда он стал личным секретарем у своего отца, занявшего пост министра иностранных дел. Через два года после смерти отца в 1991 году Абэ был избран депутатом нижней палаты парламента и переизбирался шесть раз.
Японские эксперты отмечают влияние и роль отца, активно выступавшего за улучшение отношений с СССР, на формирование политических взглядов Синдзо Абэ. Даже покинув пост министра иностранных дел и будучи смертельно больным, отец Абэ добился первого в истории визита руководителя СССР Михаила Горбачева в Японию в 1991 году. Этот визит, фактически, стал последним официальным мероприятием в жизни Синтаро Абэ.
Нынешний премьер прекрасно знал о планах в отношении СССР и России, которые его отец не успел довести до конца. При этом во внешней политике Абэ выступает за укрепление отношений с США, видя основную гарантию безопасности Японии в сильном союзническом партнерстве двух стран. Одновременно с этим он не скрывает, что позиция Японии в отношениях с Китаем может стать жестче. Первый визит в качестве премьера Абэ нанесет в США.
Во внутренней политике Абэ выступает за необходимость изменения послевоенной конституции страны, считая ее устаревшей и не отражающей существующих реалий. В первую очередь это относится к статье основного закона, запрещающей Японии иметь собственную армию.
Абэ выступает за проведение более гибкой финансовой политики, ради чего он считает возможным оказывать давление на центральный банк, вплоть до ограничения его независимости. В январе Абэ намерен убедить руководство центробанка поднять целевой инфляционный порог с 1% до 2%. Финансовые рынки чутко реагируют на эту позицию премьера — за несколько недель до его избрания курс иены опустился до рекордно низкого уровня в 85 иен за доллар, что поддерживает позиции крупных японских экспортеров.

Коалиционное правительство. Новое правительство является коалиционным.
По «квоте» либерал-демократов в правительство вошли:
Премьер-министр – Синдзо Абэ.
Вице-премьер, госминистр финансовых служб – Таро Асо.
Генеральный секретарь Кабмина - Ёсихидэ Суга.
МИД – Фумио Кисида.
Министр обороны – Ицунори Онодэра.
Министерство экономики и промышленности - Тосимицу Мотэги.
Министерство сельского, лесного и рыбного хозяйства - Ёсимаса Хаяси.
Министр по вопросам госбезопасности, а также по решению проблем японских граждан, насильно удерживаемых в КНДР - Кэйдзи Фуруя.
Министр общенациональных дел и коммуникаций – Ёситака Синдо.
Министр по делам Окинавы и «северных территорий» – Итита Ямамото.
Министр по делам админреформы – Томоми Инада.
Министр юстиции – Садакадзу Танигаки, бывший лидер ЛДП.
Министр по восстановлению экономики и финансово-экономической стратегии – Акира Амари.

По «квоте» партии «Комэйто»:
Министр государственных земель, транспорта, инфраструктуры и туризма – Акихиро Ота.
Министр образования, культуры, спорта, науки и техники – Хакубун Симомура.
Министр здравоохранения, труда и благосостояния – Норихиса Тамура.
Министр окружающей среды, а также по проблемам аварий на АЭС – Нобутэру Исихара.
Министр по проблемам снижения рождаемости – Масако Мори.
Министр по делам восстановления страны после стихийного бедствия – Такуми Нэмото.
Всего в состав японского правительства входит 19 членов.

Японское информагентство «Киодо» провело опрос среди населения о доверии новому правительству. В поддержку Кабмина Абэ высказались 62% респондентов, а против – 22%. Остальные политические силы заметно уступают правящей партии в популярности. Второе место в рейтинге заняла Партия возрождения Японии – 13% респондентов. Бывшая правящая Демпартия набрала в опросе лишь 8% голосов.

Антикризисные задачи.
Прежде всего, обращает на себя внимание, как быстро Синдзо Абэ сформировал экономический блок правительства, который полностью перешел в ведение ЛДП. Это говорит о том, что на данный момент вопросы экономического развития, кризисного восстановления имеют приоритет по отношению к внешней политике и нацбезопасности. Что не удивительно: к марту 2013 года госдолг Японии достигнет 12,8 триллиона долларов (226% ВВП).
Дабы исправить сгущающиеся долговые перспективы японские избиратели дали кредит доверия Синдзо Абэ и теперь ждут результаты.
Допустим, либерал-демократам с оглядкой на план их первоочередных мер удастся в краткосрочный период улучшить ситуацию в экономике.
Однако готово ли после этого правительство Абэ перейти к системным реформам? И в частности, к крайне непопулярной налоговой реформе?
Отсюда можно сделать вывод: через некоторый срок в Японии будет очередной внутриполитический кризис. Приведет ли он к переформатированию нынешнего состава Кабмина? Сохранится ли нынешняя коалиция? У кого больше шансов на вылет в оппозицию?

Первые обещания. Новые министры уже анонсировали планы по наиболее общественно резонансным вопросам.
Министр экономики, торговли и промышленности Тосимицу Мотэги заявил о намерении пересмотреть политику прежнего кабинета, направленную на полный отказ от атомной энергетики к 2030 году.
Что касается шансов на отмену демилитаризационного статуса, здесь немного приоткрыл интригу сам премьер Синдзо Абэ. По его словам, на данный момент правительство Японии намерено обратиться к специалистам для изучения вопроса изменения статуса Сил национальной самообороны. «Данный вопрос требует детального изучения и консультаций со специалистами», - подчеркнул Синдзо Абэ.

Внешняя политика. Основным внешнеполитическим приоритетом Японии снова станут США.
Во-первых, формально об этом свидетельствует назначение в МИД Фумио Кисиды, являющегося хорошим специалистом по США.
Во-вторых, свой первый зарубежный визит в статусе премьера Синдзо Абэ совершит в Вашингтон.
В-третьих, укреплению японско-американских связей продиктована логика складывающихся раскладов в регионе. С одной стороны, Япония, оказавшись в искусственной «блокаде» в связи с обострившимися территориальными спорами с соседями, сейчас особенно нуждается в поддержке Вашингтона. Равно как и США, столкнувшись с реалиями военного роста Китая в АТР-регионе, ищут любые поводы для адекватного усиления всех своих союзников. С другой стороны, проблемы в экономиках и в США, и в Японии тоже заставляют обоих союзников объединить усилия. Из «первой волны» кризиса Вашингтон выплыл не в малой степени на плечах Японии. Угроза дальнейших кризисных волн заставляет по-прежнему сохраняет для американцев актуальность Японии. На данный момент в АТР-регионе США уже создали зону свободной торговли с Южной Кореей. Что касается Японии – ее давно приглашают присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству.
Официально США уже высказали намерение укреплять сотрудничество с новой японской властью. Например, еще 17 декабря, сразу же после победы ЛДП на выборах, Барак Обама и Синдзо Абэ побеседовали по телефону. Договорились встретиться в ближайшее время в Вашингтоне: в январе или феврале 2013 года.
В повестке визита стоят переговоры по поводу соглашения о Транстихоокеанском партнерстве.

Китай-Япония. Посмотрим на реакцию Пекина на результаты японских выборов. Прежде всего, официальный Токио назначил нового посла в КНР.
Масато Китэра, новый посол Японии в Китае, выразил решимость улучшить отношения между двумя странами, обострившиеся в связи с диспутом по поводу территориальной принадлежности островов в Восточно-Китайском море.
Г-н Китэра сказал, что углубление двусторонних дружеских отношений является для него приоритетной задачей. Он также отметил, что «никаких волшебных дипломатических методов не существует» и «намерен продолжать встречаться с официальными лицами, занимающими ключевые посты в китайском правительстве, и разъяснять им свои идеи».

Хуа Чуньин, официальный представитель МИД КНР, выразил надежду на то, что новый посол Японии будет прилагать усилия к улучшению двусторонних отношений и установит тесные контакты с Китаем.

Академия общественных наук КНР в своем докладе отмечает, что не может исключить возможности столкновений между Японией и Китаем по поводу спорных островов в Восточно-Китайском море. Японо-китайские отношения находятся сейчас в наиболее критическом состоянии за все время после нормализации.

В Северной Корее, ближайшей региональной союзнице Китая, также настороженно наблюдают за японскими политическими событиями. Главная партийная газета КНДР «Нодон синмун» в опубликованном комментарии выразила озабоченность общественной поддержкой в отношении, как было сказано в газете, групп, которые толкают Японию на путь милитаризма.

Япония – Россия. Президент РФ Владимир Путин был одним из первых, кто поздравил Синдзо Абэ с избранием на премьерский пост. В поздравительной телеграмме глава российского государства подтвердил «заинтересованность в продолжении активной совместной работы по дальнейшему наращиванию двустороннего взаимодействия в политической, торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и других областях в интересах России и Японии».
В феврале 2013 года в Москве ждут первого гостя из Токио: приедет Есиро Мори, один из лучших друзей Синдзо Абэ и бывший премьер Японии. Ориентировочно на апрель запланирован официальный визит премьера Абэ в Россию.
«Реальные перспективы улучшения отношений у России и Японии есть», - отмечает в интервью РИА Новости политолог Кадзухико Того, занимавший высокие посты в МИДе и посольстве Японии в СССР и России.
Кстати, интересным совпадением и своего рода «подарком» к избранию Синдзо Абэ стал запуск Россией нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», состоявшийся 25 декабря. Таким образом, энергопотоки РФ впервые вышли в АТР-регион. В 2012 году уже поставлено 16,3 млн.т, основные покупатели – Япония и Китай. Наиболее чувствительные такие поставки для Японии, которая нарастит объем своего энергоимпорта из РФ до 10%.
Итак, улучшатся ли после избрания Синдзо Абэ отношения между Токио и Москвой? Но как в таком случае быть с российско-китайскими отношениями, на данный момент находящимися на беспрецедентно высоком уровне?

Промоделируем сценарии развития ситуации:
1. Тенденция к улучшению российско-японских отношений поверхностна и обманчива. Если точнее, здесь более уместно говорить об: а) возросших ожиданиях Токио, большое стремление выдать желаемое за действительное, и б) пока что занимающего выжидательную позицию президента РФ Владимира Путина (который просто не желает портить отношений с Японией).
В то же время, пока японцы только ведут переговоры, отношения между Китаем и Россией вышли на «беспрецедентно высокий уровень». Для Пекина в нынешних крайне рисковых отношениях с Японией такая поддержка России является особенно важной. Но как быть если вдруг ситуация изменится и Москва улучшит отношения еще с Токио? Другими словами, на практике улучшение российско-японских отношений должно произойти за счет Китая. Но в таком случае, возникает вопрос: зачем же Москве ссориться с Пекином? Даже если это подталкивают сделать ради Японии.
Итого: тренд к улучшению российско-японских отношений зависит от ряда сопутствующих условий. Причем это очень невероятные условия. Например, при сценарии радикальной смены власти и правящего курса в РФ, отказ от евразийства и вступление в прозападный альянс (для «болотных» политиков такие сценарии – светлая мечта, но «болотные» - на улице и шансов оттуда выбраться у них нет). Еще один сценарий, который заставит Москву позаботиться своей нацбезопасностью – появление некоей «китайской угрозы» и перспектива «китаизации». Но данная «угроза» в реальности разбивается на множество конкретных фактов.

2.США давно играют на стравливание друг с другом Китая и России. Для РФ подсовываются мифы о «китаизации». В работе с Китаем ставка делается на национализм, который по замыслу американских стратегов, должен поссорить Пекин со всеми его соседями. И прежде всего, Вашингтон стремится направить китайский национализм против России. Заодно, таким образом, подыгрывая своим же мифам о «китайской угрозе».
Правда, на практике китайский национализм в основном приобрел антияпонскую направленность. Да и потом: в КНР при власти уверенные позиции сохраняет КПК, которая удерживает националистические настроения части своих граждан под надежным контролем.
Более того, среди китайцев по отношению к России не только не наблюдается каких-либо русофобских настроений. Но и, наоборот, в Китае заметен всплеск интереса к русистике, изучению русского языка, культуры, литературы.
В результате, динамично растущий Китай смотрит в большей степени, на Азиатско-Тихоокеанский регион, будучи уверенным в стабильности своего евразийского тыла.

3. Если чисто теоретически допустить возможность конфликта Китая и Японии, то в таком случае для России, тем более, нет никаких мотиваций конфликтовать с Пекином. Скорее, наоборот: между РФ и КНР существует военное сотрудничество. Что для Пекина особенно важно с учетом военного эмбарго, наложенного со стороны Запада. Сейчас Пекин старается ослабить военную зависимость от России. Но в случае конфликта российская помощь снова была б актуальна. В то время как Япония, со своей стороны, на такую поддержку не могла б рассчитывать. Для этого прежде Токио и Москва должны были б подписать мирный договор.

4. Если же между Китаем и Японией военного конфликта не будет и обе стороны договорятся – при таком варианте для Москвы уже есть повод насторожиться. Какую цену Токио и Пекин заплатят за такой компромисс? С учетом того, что обе стороны внешне останутся верны конфуцианским традициям и внешне сохранят лицо. Пекин свое не уступит, а Токио вряд ли смирится с новым ущемлением в АТР будет сложно.

Однако, если Китай и Япония между собой договорятся, против кого же будет направлена дальнейшая милитаризация Токио? И кроме того, против кого будут направлены усилия США по выстраиванию системы ПРО в Азии?

28 декабря 2012 года