Чудь и Кали-юга

Александр Чашев
   Из сборника "Чудеса Поморья". Продолжение. Предыдущая статья "О заволоцкой чуди" http://www.proza.ru/2013/01/01/1070 

  В русском языке глагол «ведать» означает «знать», «С Ведущий» – «тот, кто с Ведами», «ведун» - «знаток Вед», «ведьма» - «ведующая мать». Веда в переводе с санскрита - «откровение», «истинное знание».  Изучать Веды – постигать, приближаться к Вечной Истине.
   В Ведах говорится о том, что миллионы лет на нашей планете существовало единое государство, состоявшее из разных по величине царств.    Этим государством правили святые цари из династии Бхарат. На Земле царили мир и благоденствие. Жизнь общества строилась на основе Вед. Люди были здоровы и счастливы, обладали великолепной памятью и поэтому, познавая мир и себя, знали Веды наизусть, передавая их из поколения в поколение.

   Увы, и хорошее когда-нибудь кончается. Интересы разделили людей на сословия. Из самых ранних произведений санскритской литературы известно, что говорившие на арийских наречиях народы в период первоначального заселения Индии (приблизительно с 1700 по 1100 до н.э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные “варнами”: брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих).

   В переводе с санскрита слово варна означает “качество, цвет, категория”. Причём, термин “варна” не тождественен термину “каста”, как иногда его не точно переводят.
   Впервые четыре варны упоминаются в “Пуруша-сукте” “Риг-веды”, в которой говорится о происхождении людей из частей тела первочеловека Пуруши: “Когда Пуруши расчленили..., его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра – вайшья, из ног родился шудра”.
   Уже в древней Индии, в результате внутреннего расслоения варн, образовались многочисленные касты.
 
   Брахманистская концепция варн может быть сведена к трем основным пунктам.

   Пункт первый. Только члены первых трех варн могут проходить обряд инициации (упанаяна), допускающий их к изучению Веды и, соответственно, закона дхармы и делающий их “дваждырожденными” (рожденными духовно).
   Пункт второй. Каждая варна имеет круг дозволенных занятий: для брахманов – изучение священных текстов, обучение им других, совершение жертвоприношения для себя и для других, раздача и получение даров; для кшатриев – охрана подданных, раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед; для вайшьев – выпас скота, торговля, ростовщичество, земледелие, изучение Вед, жертвоприношения; для шудр – только послушное служение трем высшим “сословиям”, и законным является только нарушение этого круга обязанностей в условиях нужды.
   Пункт третий. Члены всех варн должны следовать эндогамии, смешанные браки являются причинами деградации всего общества.
   Первые три варны – собственно арии (благородные) или дважды рожденные.

  По мнению исследователей, в ранневедический период в обществе существовало тройственное деление — брахманы (священнослужители), раджанья (знать) и виш (простой — народ). Это деление в большей степени определялось родом занятий и положением в обществе и не имело ничего общего с той кастовой системой, которая развивалась позднее. В ведический период не было следов наследственных профессий, и народ представлял собой единое целое. Но в поздневедический период стали расти различия между подразделениями в обществе. Именно тогда появилась доктрина о четырех варнах.

   Таким образом, приведённая информация может свидетельствовать о том, что, в период, предшествующий исходу арьев на юг, их общество ещё не было разделено на четыре варны и, следовательно, “варны шудры” тогда не существовало.   Возможно, слово шудры в те времена могло означать лишь “чёрный цвет” и не более того.
   С другой стороны, в русском языке имеется производное от прилагательного «чёрный» слово «чернь», в значениях “простонародье, простолюдины, плебеи, отребье, хамово отродье, быдло” и др. (Словарь русских синонимов).
   Нельзя исключить того, что и в арийском обществе в последний период существования его тройственного деления, некоторые брахманы и раджанья могли  с презрением относиться к простому народу и называть его “чернью”, используя для этого слово шудры.
   Более того, возможно, что в качестве причин распада некогда единой индоевропейской общности, рассеяния её племён, разделения на языки и народы, наряду с глобальным похолоданием, было и сословное расслоение.   Интересы производителей материальных благ - простолюдинов (виш или шудры) могли вступить в противоречие с возрастающими потребностями жрецов и знати,   требующих всё большей доли в совокупном продукте.
 
   Итак, наступил век Кали, эпоха раздоров и лицемерия. Миром стали править жадность, зависть и ложь. Материальное начало в людях взяло верх над их духовной сущностью. Вследствие перехода от растительной пищи к мясной человек стал агрессивным, утратил здоровье, долголетие, ясный разум и великолепную память.
   Веды могли кануть в небытие.
    И тогда, пять тысяч лет назад великий святой мудрец Вьясадева начал их записывать.

   В Бхагавад-Гите - великом литературном произведении, входящем в состав Махабхараты, говорится о распре между двумя группами двоюродных братьев - пятью Пандавами и сотней Кауравов, продолжавшейся многие годы и завершившейся восемнадцатидневной войной между ними на священном поле Курукшетре. Астрономические вычисления дают дату битвы – 3102 год до н.э.
   Так как Махабхарата описывают времена, предшествующие началу заселения ариями Индии, то можно предположить, что эта битва была не только кульминацией распри между родичами, но и явилась точкой отсчёта окончательного разделения некогда сплочённой индоевропейской общности.
   Данные археологии подтверждают, что в начале третьего тысячелетия до н.э. начались массовые миграции индоевропейцев в разные части Евразии, продолжавшиеся долгое время и закончившиеся полным распадом арийской цивилизации на многие народы и языки.

   Но уйти на юг могли не все. Лозунги о счастливой жизни на новых землях могли проигнорировать представители простого народа – виш (шудры), которым нечего было терять, кроме цепей.
   Могли остаться также, но уже по другим, идейным соображениям, некоторые брахманы и кшатрии. Вполне возможно, что для совершения такого подвига отбирались добровольцы. Причём, отбор мог осуществляться по определённым критериям.
   В наши дни в отряд космонавтов также зачисляют не всех желающих, а в первую очередь – кристально чистых, безупречных, обладающих знаниями людей.

     В санскрите для обозначения указанных свойств имеется слово шуддха, означающее: 1)“чистый”,2)“безупречный”,3)”непорочный”,4) “невинный”.
   Миссия таких добровольцев (брахманов и кшатриев) могла именоваться шуддхи, что означает:   1)”очищение от (-)”, 2)”облагораживание”, 3)”исправление” 4) “истинное знание о чём-либо”.
   Кроме того, санскритское слово шудх имеет значения 1)”очищаться, проясняться “, 2) “освобождаться от долгов”.
   Итак, можно предположить, что более пятидесяти веков назад немногочисленные арии,  проводив своих родных и близких в далёкий путь в тёплые края, остались на “зимовку” сроком в четыре тысячи лет.

    По образному выражению историка и этнографа XIX века Н.И.Надеждина, топонимика является “языком Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре”.

   По мнению уважаемых учёных-исследователей, на территории Русского Севера до прихода русских и совместно с ними проживали саамы (лопари), карелы, финны и коми. Представители этих народов вложили в имена рек и озёр частицы своих душ, и поэтому в них можно прочитать мысли, чаяния и судьбы наших далёких предков. При этом "если русская топонимия предстаёт перед нами как живой словообразовательный процесс, то топонимия предыдущих поколений зафиксировалась в качестве субстрата". Слова принадлежат видному исследователю Г.М. Керту.
  Субстрат топонимический (латинское substratum - "подкладка") - совокупность названий, образованных на языках народов, ныне не проживающих на какой-либо территории. Топонимист, как археолог должен обнаружить (вскрыть) все слои названия, попытаться объяснить не только его смысл и значение, но и условия, причины его образования.

 В 2010 году автором этих строк издана книга «Тайны языка земли холмогорской», в которой приведены результаты топонимического исследования Холмогорского района Архангельской области (электронная версия: http://www.proza.ru/2011/08/29/24 ).

   Что же записано на страницах книги земли Холмогорской?

   Протосаамы, поселившиеся на правом берегу Северной Двины в первом тысячелетии до н.э. через дошедшие до нашего времени названия рек и озёр, “назвали” своё имя, “указали” адреса своего проживания, “поведали” о путях и способах передвижения и роде занятий.
   Так, на берегу озера с основой в названии Анаш у них горел «очаг», используемый, возможно, в летнее время для приготовления пищи.
   В Анашозеро впадает река, связывающая его с другим озером, возле которого древние саамы проживали зимой, поскольку основа названия реки и озера – «перт», означает “зимнее жилище”.
   Следующие названия “подсказывают” ещё несколько адресов и, одновременно, - “уточняют” национальнyю принадлежность жителей: урочище и болото Ульское (илле – “житель, жить”) и Самоедские озёра и болото (самэ-едне – “земля саамов”).
   Затем, язык земли “указывает” адрес погоста, т.е. места наиболее продолжительной оседлости (саамского селения)– Шудозеро, а также объясняет причину выбора именно этого места: из Шудозера по небольшой речке Шуде можно спуститься к месту впадения в Пукшеньгу реки Шиленьги, весьма богатой рыбой, так как основа названия «шыл» в переводе с саамского языка означает “лов, добыча”.

  Язык прибалтийско-финского и пермского пластов топонимов  незначительно отличается от языка их предшественников - саамов.
   Темы “сообщений” остались прежними – еда и жильё, природные условия местности (рельеф, растительность), прилегающей к промысловым угодьям, отличительные признаки самих рек и озёр.

   Русские названия в большинстве своём продолжают этот образный ряд обилием «светлых», «чёрных», «долгих», «плоских», «лебединых» и «гагарьих» озёр.
   Приятными исключениями можно назвать редкие проявления чувства юмора, воплощенного в таких названиях, как ручей Баламут или озер, Грязливец, Зверинец, Скоморошье.  Хотя последнее название может напомнить не только о шутах.
   По мнению Б.А.Рыбакова “Интересной промежуточной стадией между волхвами средневековья и ведунами, знахарями и сказителями XIX в. являются севернорусские скоморохи XVI-XVII вв., которых справедливо считают наследниками языческих волхвов».

   Гидронимы русского происхождения (названия ручьёв и небольших озёр) преобладают в местностях, непосредственно прилегающих к населённым пунктам.
   И всё же при этом, все реки и большинство крупных озёр региона исследования сохранили иноязычные основы своих названий.

   Этот топонимический парадокс, возможно, объяснил Л.В.Успенский: “Древние люди, гонимые голодом, холодом, свирепостью зверей и двуногих соседей, все время перебирались с места на место, все время как бы расталкивали локтями своих современников в борьбе за самые удобные для жизни места. …Но почти всегда они, принося с собой свои новые имена для холмов и лесов, для поселков и пустошей, названия больших потоков сохраняли благоговейно, принимая их от своих предшественников.
   Мы не знаем в точности, почему они так поступали. Может быть, боялись обидеть богов этих чужих рек переименованием”.
 
   Если это благоговение перед названиями рек и крупных озёр проявлено русскими пришельцами, то для саамов и представителей финноугорских народов, обожествлявших природу, названия крупных водных объектов, “полученные” ими от предшественников, должны были стать “священными”, со всеми вытекающими из данного определения “перечнями” запретов и наказаний за их нарушение.

 Эти “перечни” могли составить предшественники.
 Зачем?

  В недавние советские времена ударные стройки начинались с закладки капсул с посланиями, обращёнными к будущим поколениям. Эти послания были своего рода отчётами о проделанной работе, трудностях, героизме по их преодолению и т.п.
   Примеры подобного рода посланий, но уже от жителей Земли, летят на российских и американских космических кораблях, направленных к ближайшим звёздным системам.

   Ну а если представители древней земной цивилизации, предчувствующей скорое исчезновение, пожелали бы обратиться к будущим разумным потомкам, то каким образом они могли это сделать?

   Возможно, при помощи наскальных изображений, надписей на камнях, мегалитических комплексов?
   Всё перечисленное люди находят с давних пор, пытаются дешифровать, классифицировать, отнести к какой-либо археологической культуре, но поскольку всё это является лишь размытыми временем кусками старого холста, фрагментами, обрывками фраз, то вся картина не видна, книга не читается.
 
   Для передачи в будущее как можно большего объёма информации были необходимы нестандартные и в то же время более эффективные способы.

  По-крайней мере два таких варианта древние арии, возможно, нашли.
   Первый – записать и передать потомкам источник познания Высшей Истины – Веды.
   К их рукописному изложению приступил пять тысяч лет назад мудрец Вьясадева. Но вот закончит ли он эту работу? Уверенности в этом не было.

  И поэтому началась подготовка к реализации второго варианта.
  Если правы античные и европейские авторы, писавшие о Гиперборее, Б.Г.Тилак и другие сторонники теории “Арктической родины в Ведах”, то древние арии обладали огромными знаниями и способностями предвидеть будущее, в том числе и на основании точных прогнозов и расчётов.
   В таком случае, прогнозы арийских метеорологов, возможно, были более точными, нежели современных, и согласно им в северной части Евразии на долгие тысячелетия должен был установиться климат, препятствующий комфортной жизни “нормальных” людей.
   Другие расчёты могли показать, что даже вопреки нехватке воды и продовольствия в средней и южной частях субконтинента для растущего численно населения, оно в массовом порядке не покинет благодатные края и не захочет пасти оленей в холодной тундре.
   Конечно, найдутся небольшие племена, для которых такой образ жизни будет спасением от полного исчезновения или растворения в общей массе других народов и они придут в первом тысячелетии н.э. в Сибирь, на Дальний Восток и Север.
   Оставшимся в этих землях ариям было поручено выжить любой ценой и дождаться прихода инородцев, а также возврата “родных”.

   И они терпеливо ждали несколько тысяч лет, передавая из поколения в поколение предания своего народа, традиции, сакральные знания и тайный смысл миссии под названием “Шуддхи”, что в переводе с санскрита означает: “очищение, облагораживание”, исправление, истинное знание о чём-либо”. Участник миссии – шуддха, то есть “чистый”, безупречный, непорочный”, невинный”.

   Сценарий реализации указанной миссии состоял из двух этапов.
   На подготовительном этапе необходимо было завершить начатую в давние времена работу по присвоению рекам и озёрам севера Евразии названий, воспроизводящих мантры некоторых разделов Вед и другую информацию из жизни Ариев.

   Содержание основного этапа миссии добровольцев-шуддха можно изложить в нескольких пунктах.
   1. Передавать из поколения в поколение названия рек и озёр в неизменной форме. За возможные попытки переименований применение жёстких и даже жестоких санкций к нарушителям-соплеменникам, в виде физического или психологического воздействия.
   2. После прихода к местам расположения оставшихся ариев других племён и народов, вступить с ними в контакт.
   3. Из вновь пришедших иноплеменников отобрать наиболее смышлённых представителей и заключить с ними “контракты” на обучение некоторым шаманским практикам и зачаткам знаний Сиддхи.
  4. Примерные условия “контрактов”: 1)усвоение ведических названий рек и озёр, 2)передача их соплеменникам и другим народам в первоначальной форме 3)категорический запрет на их переименование, 4) санкции (перечень) за нарушения – столь страшные для шаманов и их родов, что лучше ничего не нарушать, 5)обозначение мест проявления Сиддхи и обязательства по возведению в этих местах святилищ и капищ, посвящённых арийским богам.
   5. После возвращения “родных” арийских народов: 1)вступить в контакт с их брахманами (волхвами) 2) сообщить им всю имеющуюся ведическую информацию и передать ориентиры мест проявления Сиддхи  3) восполнить возможные пробелы в их и своих знаниях 4) участвовать в возведении святилищ и капищ в местах проявления Сиддхи.
   6. Далее, независимо от складывающейся обстановки: 1) Часть брахманов-шуддха должна уйти в подземелье, в пещеры, унося с собой знания Вед. 2) Другая часть брахманов-шуддха и их потомков может влиться в ряды вернувшихся индоевропейских племён. Принимать участие в тайных собраниях “посвящённых”. Обобщать и анализировать информацию, поступающую из окружающего мира. Доводить её до находящихся в добровольной изоляции товарищей. Нести знание Вед в массы.

  Из истории известно, что племена чуди к IX веку были расселены по северо-западу Европы, имели своих князей, военноначальников, дружины, вступали в союзы с другими племенами.

   В "Повести временных лет" за 859 год, Нестор сообщает, что "варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей.
   За 882 год: когда Олег “отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерян, весь и кривичей и пришёл к Смоленску и взял город”.

   Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил “лучших мужей” (то есть знать) из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Красное Солнышко”.

   В 1030 году Ярослав I Мудрый предпринял поход на чудь, “и победил их, и поставил город Юрьев”.

   Вятский летописец сообщает, что новгородцы на реке Чепец, по которой они спустились к Вятке, нашли два народа — чудь и остяков.

   В словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона говорится о том, что “эта чудь существовала в сев. части Двинской земли еще в конце XV, а в южной ее части — даже в конце XVI в., что она управлялась старшинами и что язычество существовало в ней до XV в.”
   Память о чуди закрепилась в названиях рек и озёр (Чудское и т.п.), холмов, урочищ, разбросанных по северо-западу и северу Европы.

 Сведений о языках, на которых говорила чудь, не сохранилось. Возможно, ответ на этот вопрос можно получить при помощи «языка земли».  На Русском Севере протоиндоевропейские («арийские», он же «санскритские») названия водных объектов сохранились в первозданном виде.   Следует упомянуть и поразительное сходство узоров и орнаментов северорусской и индийской вышивки.
   
   После прихода других племён и народов чудь заговорила на их языках, утратив “родной”. 

   Всё это может свидетельствовать о том, что этноса или субэтноса под названием “Чудь”, возможно, никогда не существовало. Поэтому Чудь никуда не исчезала.
    Были шудры – “чернь” арийских племён, а также немногочисленные брахманы и кшатрии – шуддха - посвящённые в суть Миссии. 
  Первые, кого они встретили и с кем долгое время жили рядом, были протосаамы, пришедшие в эти места в первом тысячелетии до н.э. и называвшие ариев чудть (от шудры или шуддха).
   Кроме того, этнониму чудь в санскрите созвучны слова чуд в значениях “побуждать, заставлять, торопить”, чуда в значении “остриё, конец”, и чада в значениях “покров, оболочка”.
   Может быть, какое-либо из этих слов стало самоназванием бывших ариев и затем позаимствовано саамским языком в значении “чужой”.
   Так как других чужаков в те времена по соседству с саамами не было, то эта саамская номинация (чудть в значении “чужой”)  могла относиться только к бывшим ариям, а затем закрепиться за ними, как самоназвание.

   Кстати, в качестве ответного жеста арии могли дать название своим единственным соседям по Северу, также закрепившееся за ними в виде этнонима: на санскрите слово «самья» означает “справедливость”.   

   Если обратиться к историческим источникам, то обнаруживается, что о саамах, небольшом народе, жившем на севере, было хорошо известно в северной и центральной Европе в IX — XVI веках. Мало того, даже в I веке нашей эры римский историк Корнелий Тацит в своем труде “Германия” достоверно описал быт, занятия и социальные отношения саамов. Несомненно, интерес к саамам (лопарям) объяснялся тем, что их авторитет чародеев и кудесников был необыкновенно высок.
   У финнов для обозначения “сильного” колдуна употреблялось выражение “настоящий лопарь”, а в Англии в том же смысле использовалось выражение “лопарские колдуньи”.
   В отечественных российских источниках первое упоминание о народе саами приводится в “Завещании Лазаря Муромского”, жившего в XIV веке на Муромском острове в восточной части Онежского озера.
   На Руси также широко распространилась слава о лопарях как об опасных чародеях. В Смутное время это было использовано для политической интриги, приведшей к появлению Лжедмитрия II.

    Чем объяснить этот парадокс?
   Шаманов много и в других народах, но самыми сильными среди них почему-то признавались лопарские. Причём, именовались даже они не как все – “шаман”, а “шаман нойда”.

   Если у них были арийские учителя, обучавшие единственных соседей на одну-две тысячи лет дольше, чем остальных, то всё становится понятным.
   В санскрите слово нода или нодин означает “прогоняющий, изгоняющий”.
   На этом же языке слово шамана означает “усмиряющий, успокаивающий”.
   Есть в санскрите и другие слова, отражающие суть шаманизма. Такие, например, как Шамбари – “волшебство”, Шаматха – “успокоение ума”, шамах – “спокойствие”.

   Таким образом, если обычные шаманы умели лишь “усмирять” и “успокаивать”, то саамские шаманы-нойды к тому же обладали способностями “прогонять” и “изгонять”.
   Кроме того, именно саамы, жившие дольше других новосёлов-народов на севере, были приверженцами культа Сейда или, возможно, малой толики знаний арийской Сиддхи.

   Кстати, верховное божество, “творец мира” с именем Йимел присутствует только в пантеоне саам. Согласно скандинавским легендам капище, посвященное богу Иомалу, находилось в “Святой роще” Курострова (не там ли находилась и Курукшетра?). Принадлежать оно, по указанной выше причине, могло саамам или... их предшественникам - ариям, поскольку Йима в индоиранской мифологии – первопредок человечества, создатель и владыка мира в эпоху тысячелетнего золотого века. Этимологически его имя толкуется как “близнец”, “двойник”.  В ведийской мифологии ему соответствует Яма – хозяин загробной жизни, он же “Близнец”.
    На саамском языке слово ямме означает “мёртвый, то есть и по смыслу и по звучанию совпадает с ведийским значением.

   Всё вышеизложенное, является возможным подтверждением долгого сосуществования лопарей (саамов) и арьев, получивших к тому же друг от друга свои этнонимы – саамы и чудь.
  По-крайней мере, у пришедших на север финно-угорских племён и народов слово чудь уже не имело перевода, и означало лишь этноним племени или группы племён, встреченных ими в заселяемых землях.

   Почему чудь исчезла с исторической сцены, в то время как многие  другие, даже, возможно, меньшие по численности племена - соседи чуди, сохранили свои языки, культуру, существуют и поныне?

   Историческая миссия любого народа проявляется в обязанностях, которые народ на себя добровольно принимает.
   Обязанностью чуди было выживание. Возможно, поэтому рассеянные на огромной территории члены различных групп некогда единого народа постепенно утратили объединявшие их общую историю, язык, традиции, культы, восприняв языки, обычаи и богов других народов.  И чудь “ушла”, влившись в ряды народов севера России, в том числе и родного - русского.
   Саамы, карелы, финны и коми, заселявшие земли Беломорья, также породнились с русскими и на этом основании, как и чудь, являются нашими далёкими предками.

   Особая Миссия была и остаётся у брахманов – шуддха.
   Возможно, благодаря их усилиям названия крупных рек и озёр севера Евразии остаются неизменными с древних времён и поэтому послания, зашифрованные в них, когда-нибудь будут прочитаны.

   Может быть, именно об этой чуди говорят многочисленные легенды, вариант одной из которых приводит известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих.
   Согласно этой легенде чудь “не закопалась”, а ушла тайными подземельями в неведомую страну. “Только не навсегда ушла Чудь, когда вернётся счастливое время  и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми добытыми сокровищами”.

    Когда вернётся счастливое время? Возможно, когда закончится Кали-юга?
Срок её – 432000 лет, началась она около 5000 лет назад.   Осталось подождать совсем немного.

***

   На снимке – Матигоры. И здесь жила чудь. Протока (Северной Двины) Матигорка соединяется с протокой Холмогоркой. Автор снимка – корреспондент газеты «Холмогорская жизнь» А.В.Голенев.
   По следам   ариев  путешествует герой романа «До часа икс осталось…» 
( http://www.proza.ru/2011/04/07/1117 )