Открытое письмо ненормального русского

Алексей Тийду
              Все  помнят это выражение начала девяностых -  «новый русский». Бордовые пиджаки, барсетки, белые носки с черными брюками, подержанные мерседесы и т.п. Я тогда постоянно ему (выражению) удивлялся. А чем собственно он «новый»? Мне никто толком не мог объяснить, в чём его «новизна». Назвали бы, скажем, этих «новых русских» «новыми князьями», все бы стало ясно. Вчера был, сами знаете чем, сегодня стал «новым князем». Можно сказать, классика народного жанра. К тому же, выходит что все остальные автоматически стали «старыми» или «устаревшими русскими»? В общем, по-моему, чушь полная получалась. К счастью, понятие себя мало-помалу изжило.  Но осталось желание продифференцировать, так сказать, присвоить индивидууму (себе в частности) общественный статус. Я долго над этим размышлял и понял, что очень хочется быть просто «нормальным русским». А что же такое «нормальный русский» в моём понимании? А в моем понимании это, прежде всего,  адекватный, образованный и воспитанный  человек, ведущий здоровый образ жизни. Человек, которому не все равно, что будет с ним, с его семьёй и с его страной, извините за пафос, завтра  или вообще через какой-нибудь отдаленный промежуток времени. Человек, которому не плевать на окружающих и на то, каким они сохранят в своей памяти.
              Но с другой стороны, «нормальный русский» это ещё и понятие среднестатистическое, усредненное. То есть это тот, кто является «нормой» на сегодняшний день. И уже смотря на вопрос с этой точки зрения, я начал осознавать, что примерять его (термин) к себе, все равно, что баскетболисту стать членом экипажа подводной лодки. Мало того, что достоинства автоматически превращаются в недостатки, они ещё и вызывают всеобщее недовольство. Тебя клеймят «прокаженным» и, хотя, конечно не выкидывают за борт, но и на борту держат исключительно для каких-нибудь «специфических» поручений. Скажем, исправить атомный реактор в случае поломки или вытолкнуть континентальную ракету, если пусковой механизм заклинило ну и т.п. В общем, понятие «нормальный русский» для меня оказалось чем-то вроде «прокрустова ложа» - тесным и травма опасным.
             И в свете всего вышеизложенного, сначала робко и подсознательно, а потом все смелее и осмысленней, я начал присматриваться к его (термина), так сказать, антагонисту. И чем больше я к нему присматривался, тем для меня становилось очевидней, что это определение как раз для меня и создано. В общем, если задаться целью и  идентифицировать «ненормального русского», то я как нельзя лучше подхожу под это определение.
            Судите сами:
            К примеру,  если у меня спрашивают на улице: «Есть закурить?», то постоянно ловлю себя на мысли, что когда отвечаю: «Не курю»,  каким-то полу рефлекторным ощущением всегда хочется добавить: «Извините». За что хочется извиниться, и сам не понимаю, может за то, что независимо от того курю я или нет, я все равно должен носить с собой сигареты. В общем, такое ощущение, что каким-то ментальным клином вбито всем нам в подкорку однозначное мнение о том, что курение это норма, как это удалось, я не знаю. Но когда слышу этот вопрос, постоянно ощущаю свою «ненормальность»  Или когда, меня спрашивают закурить, я отвечаю, что не курю, а в ответ слышу эту сочувствующую фразу: «А-а-а, спортсмен…». Говорю: «Нет, просто не курю и все». Кто-нибудь может мне сказать, почему этот мой ответ все воспринимают как наезд? Как будто я человеку нарочно в душу плюнул?
            Или так получается, что попадаешь  в не совсем знакомую компанию, на какой-нибудь праздник, почему всегда - одно и тоже? Обязательно найдется какой-нибудь пьяный увалень, который предложит выпить, непременно перед этим спросив: « Ты меня уважаешь?» Конечно, я как человек неглупый понимаю, что сказать ему правду – это поставить крест на празднике. Вступать же с ним в диалог и  попытаться объяснить ему простой факт того, что моё к нему уважение никак не коррелируется с уровнем алкоголя в моей крови, все равно, что попытаться объяснить обезьяне, как извлечь квадратный корень из четырех. Окружающие в этот момент смотрят на моё замешательство и думают: «Ну что, ненормальный ты что ли? Выпей ты эту рюмку, этот идиот отвяжется, и делу конец». Вот что мне остаётся делать? Ведь ситуация, при любом раскладе однозначно подчеркивает мою «ненормальность». Итак, варианта два: первый - говорю ему правду, он портит праздник, но при этом все обвиняют меня, второй – говорю, что просто не пью, затем пытаюсь объяснить, что не имею никакого отношения к профессиональному спорту. Чем окончательно ввергаю окружающих в полную уверенность относительно своей «ненормальности». 
                Или вот, к примеру, люблю я в воскресенье пробежаться по лесу. У нас на окраине города в сосновом бору ещё с советских времен есть замечательные асфальтированные беговые дорожки. Уже много лет делаю эти пробежки на свежем воздухе.  Сначала бегал в чем придется, были какие-то кроссовки, одевал и бежал, футболки, штаны  - то же самое. Но вот есть во мне одна «ненормальная» черта, люблю я, чтобы все в жизни было красиво. Сделал я себе подарок, купил фирменные кроссовки для бега, специальные  носки, специальную футболку и шорты. Облачился я в весь этот фирменный спортивный гардероб. Представьте, черные кроссовки с «дышащей» подошвой, снежно белые носки, из не препятствующей потоотделению ткани, черные шорты с лампасами и красная футболка «Clima Cool» . И побежал во всем этом одеянии по сосновому бору… на окраине сибирского города.  Там как раз камуфляжные штаны и тельняшка недавно в моду вошли. А в моём «прикиде» только несколько лет назад как в рестораны престали ходить.  Думаю, «ненормальный» это самое мягкое определение, каким меня награждали окружающие, провожая почти презрительными взглядами.
                Или вот есть ещё одна черта, ясно дающая понять что «ненормальный русский» - это самое подходящее для меня определение. Дома регулярно выгребаю из своих карманов ворох каких-нибудь оберток, чеков, квитанций и т.п., и, делая это, чувствую себя ненормальным идеалистом с неизлечимым синдромом культурного человека. Рука у меня не поднимается бросить что-то ненужное мимо урны, даже если её вообще нет на горизонте.  Даже если сунул зачем-то руку в карман на улице, и ненароком из него выпала какая-то мятая бумажка, ведь понимаю что дурак, что люди вокруг, смотрят на меня, наверное, глупости всякие думают, но присяду, протяну руку и бумажку обратно в карман определю.
               Вот ещё вспомнилось, было у нас новоселье, приходят в гости друзья, все как полагается, перед застольем осматривают местные достопримечательности, вежливо восторгаются. Проходят мимо полки с книгами в гостиной, а там -  «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста,  «Анатомия человеческой деструктивности» Эриха Фромма, «Скотный двор» и «1984» Джорджа Оруэлла, «Америка»  Кафки, «Одиссея» и «Илиада» Гомера. Надо сказать, что друзья у меня хорошие, люди все семейные. Знакомы мы практически со школы. У всех адекватное, можно сказать нормальное чувство юмора. И вот посмотрели они на эти книги в красивом переплете и говорят: «Да, Леша, и книги то такие умные поставил, как будто и впрямь все прочитал». Шутка отличная получилась, нормальная такая шутка, все засмеялись. Даже я улыбнулся, а потом, все ещё улыбаясь, сказал, что конечно прочитал. Друзья как-то быстро улыбаться перестали, а я снова ощутил острый приступ синдрома своей «ненормальности».
             Опять же, в супермаркетах постоянно чувствую себя «белой вороной». Обострение, как правило, приходится  на очередь в кассу, когда волей-неволей твоя корзина с продуктами оказывается посередине, как раз между корзинами предшествующими и последующими. В этот момент она является чем-то вроде инородного тела на всеобщем  празднике слабо-сильноалкогольного, а также среднегазированного удовольствия и продовольственного чревоугодия. Своим низкокалорийным аскетизмом и обезжиренной принципиальностью она будто бросает вызов своему окружению. И мне даже порой кажется, что в этот момент она пробуждает искреннее чувство такого нормального русского сострадания у своих собратьев, вот мол, не повезло же бедняге с покупателем, до чего довел, ни себя, хоть её бы пожалел.
                Или взять, к примеру, политику. Кстати, с политикой интересная штука получается,  словно все «нормальные» в стране  разделились на две части -  оппозицию и сторонников действующей власти. Такое впечатление, что это составные части одного целого. Какой-то хитроумной комерческо-политической системы по добыванию бабла, достигшей с виду хрупкого, но в своей основе устойчивого равновесия. Прямо монада какая-то получилась. Но дело не в монаде, а в том, что и в ней я никак не могу себя пристроить, так сказать, определить место своей постоянной политической дислокации. Устойчивый рвотный рефлекс вызывают и первые, и вторые, а также их всевозможные комбинации и различные агрегатные состояния.
                Кстати, у моей «ненормальности», как ни странно, есть и положительные стороны. К примеру, когда меня останавливает инспектор ДПС за какое-нибудь нарушение, что само по себе случается крайне редко, я уже давно не пытаюсь «договориться». Проще говоря, если знаю, что сам виноват, так и говорю: «Так мол и так, виноват; пересек, превысил и т.п.» Улыбаюсь, честно смотрю в глаза, мол, поступайте как сочтете нужным. Самое главное быть абсолютно готовым к любому его решению и воспринять его как нечто само собой разумеющееся, вплоть до лишения прав. Вот, к примеру, говорит тебе инспектор: «За это нарушение предусмотрено лишение прав сроком до года», а ты ему в ответ улыбаешься и отвечаешь: «знаете, вообще-то правильно, что предусмотрено, поступайте, как сочтете нужным, научите хорошо разок, глядишь, больше и не буду (пересекать и превышать)». Тут инспектор, подобно тем предшествующим и последующим корзинам из супермаркета впадает в традиционное, нормальное состояние русского сострадания. За пару мгновений его взгляд преображается до неузнаваемости и становится вполне человеческим, даже живым и теплым. Не могу сказать, что именно происходит в его душе, какие метаморфозы претерпевает его сознание и мироощущение, но если он не отпускает меня вовсе со словами: «В следующий раз будьте внимательней», то, самое строгое, что он делает, выписывает какой-нибудь символический штраф рублей на сто - триста. Но главное – быть готовым к любому его решению, и воспринимать его как само собой разумеющееся.
               Или вот, к примеру, ситуация с ночными клубами. Каждый раз, когда заходит о них речь, опять-таки остро чувствую свою нетрадиционную интеллектуальную ориентацию, снова извините за пафос. По-видимому, ненормально избыточное количество нейронных связей в моей голове не позволяет мозгу полноценно восстановиться в короткий промежуток времени между шестью и девятью часами утра, а дольше девяти я спать просто физиологически не в состоянии.  Потому моя нервная система автоматически дает отбой в районе между двенадцатью и часом ночи. Да и в целом, нудная музыкальная долбежка и однообразные конвульсии разгоряченных сексуальной агонией тел действуют на меня усыпляющее, как в своё время действовала на  студентов «Теория Марксизма-Ленинизма» или «История КПСС».
                Есть еще одна черта абсолютно нормальная для нашего национального большинства, которая постоянно даёт мне себя чувствовать какой-то ментальной аномалией. Дело в том, что, то ли в силу врожденного эгоизма, то ли ещё какого-то непонятного дефекта своей психики, я терпеть не могу кого-либо чему-либо учить, а лишь пытаюсь устранить причину, доставляющую мне неудобство. Устранить быстро и эффективно. Вот, например: Стоит человек на проходе в автобусе или в каком-нибудь общественном месте, «нормальный русский человек» ведь не может просто сказать: «Извините, разрешите пройти», или скажем: «Будьте добры, пропустите, пожалуйста». «Нормальному русскому»  для удовлетворения своих «воспитательных инстинктов» и реализации своего бессознательного желания создать рай на Земле по образцу своего представления о всеобщем благе, крайне необходимо показать этому вставшему на проходе бедняге всю неправильность его жизненных ценностей и глубину его нравственных заблуждений прямо с момента его (этого человека) рождения. И увлекшись этим благородным занятием он, в силу своей альтруистической природы и бескорыстного служения всеобщему благу, в состоянии даже забыть о цели своего первоначального пути. А я не в состоянии, вот хоть что вы тут со мной делайте, помню и всё. Вследствие чего, просто вежливо прошу пропустить, быстро прохожу мимо и далее следую своей дорогой. А память об этом, вставшем на пути недоразумении, держится в моей голове ровно столько, сколько держится в моём обонянии аромат туалетной воды или выделений потовых желез этого человека.               
              Я вообще к чему всё это рассказываю. Мне тут недавно простая мысль пришла в голову: «А что если я такой не один? А что если есть и другие «ненормальные русские»? Ведь посмотрите, когда-то и геи опасались свой голос подать, а теперь даже парадом время от времени пугают. Может и нам пришла пора как-то себя обозначить на ментальном поле страны? Образно говоря, может быть настала пора построить подводную лодку для людей с ростом выше среднего? Чтобы хотя бы на одной субмарине из всей флотилии не нужно было постоянно сутулиться и втягивать голову в плечи, чувствовать неловкость за объем легких, превышающий среднестатистический. Чтобы атомный реактор чинить ни кому-то одному, а всем, в честном порядке живой очереди, а ещё лучше, сделать его на этой лодке раз и навсегда, чтобы он больше не ломался.
             Так что если есть люди, считающие себя на фоне своих же соотечественников не совсем нормальными, отзовитесь, пожалуйста. Давайте так  и станем называться - «ненормальные русские». А когда нас станет достаточно много, возможно даже организуем  «движение» или партию создадим с одноименным названием, прилепимся к этой комерческо-политической монаде инородным телом, воспаленным прыщем, раковой опухолью на её сытом и хорошо сбалансированном организме, испортив ей статистику и пищеварение.
            И может даже так случиться, что когда-нибудь станет модно быть «ненормальным русским». Конечно, сейчас в это трудно поверить, но ведь и в реальность гейпарада лет двадцать назад никто бы не поверил, а сейчас это серьезно обсуждают. В конце концов, многое из того что когда-то было ненормально, сегодня стало нормой и наоборот. Что в свою очередь, лишь говорит о том, что то, что ненормально сегодня, может стать нормой завтра.

  С уважением, «Н.Н.Р.»