Значит, жить? Окончание

Ирина Зарницына
Костя вернулся через десять дней. В этот раз всё обошлось. Отцу полегчало. Силы потихоньку возвращались.

Он заехал за Верой и увёз её к себе. У Веры сжалось сердце, когда она увидела усталое, осунувшееся лицо друга. Постаралась быть с ним теплей и ласковей. На какое-то время между ними установились прежние отношения.

Надо было приниматься за работу, проверить, как обстояли дела в его отсутствие. Вскоре Костя опять отправился в один из городков края. Провёл там весь день в разговорах с заказчиками, выяснениях подробностей заказа. Возвращаться пришлось поздно. Можно было бы переночевать здесь, но не хотелось оставаться в гостинице, и он решил всё же ехать.

Проезжая мимо автобусной остановки, увидел троих человек: двух женщин и мужчину. Мужчина поднял руку. Костя притормозил.  Оказалось, семейная пара провожала гостью. Она опоздала на последний автобус в краевой центр. Тоже была здесь по делам, вечером засиделась у друзей, заговорилась. А утром надо быть на работе. Костя согласился подвести.

Женщина села на сиденье рядом.  Ей было на вид около сорока. Костю обдало тёплым запахом её тела, смешанного с летним запахом духов. Для второй половины марта это было неожиданно и приятно. Поднимая сумку, чтобы переместить её на заднее сидение, попутчица прихватила край юбки и случайно приоткрыла ноги выше коленей. Костя задержал на них взгляд. Женщина заметила, смутилась и одёрнула юбку. Костя ободряюще улыбнулся ей: ничего страшного.

Поехали. Машина набирала скорость.

- Что ж вы молчите? Расскажите что-нибудь. Не давайте водителю заснуть.
- Да что рассказывать-то?

-Для начала хотел бы знать ваше имя.
- Женя.
-А я – Константин. Расскажите о себе немного.  Кто вы такая? Может, авантюристка. Или разбойница какая. И на дороге вас подельники ждут, чтобы ограбить меня.- Сказал с улыбкой Костя
- Шутите! Обыкновенный я человек. Бухгалтером работаю. Что тут интересного?
- Ну, о детях. Женщины любят о детях говорить. У вас дети есть?
- Есть.  Сын десяти лет.
- И что?
- Мальчик как мальчик.  Тачки, монстры, чипсы, ужастики… Музыку любит. На аккордеоне учится играть. Сам захотел. Да у меня фотография с собой есть. Подружке возила показать, как подрос.

С фотографии на Костю глянули любопытные серые глаза. Будто спрашивали: «Ты кто такой? С чем пришёл?»
- В папу уродился? На маму мало похож!
 Женя задумалась: рассказать? Костя вызывал ощущение человека хорошего, внимательного…
- Приёмный он. Наша фирма как-то новогодние подарки приготовила для детского дома. Пришли мы туда. Ребятишки облепили нас. А Митя стоит в сторонке и смотрит на меня, не отрываясь. Я подошла к нему, а он говорит:
- Мама! Ты почему так долго не приходила? Я жду-жду… А где папа?
Я не выдержала, обняла его и заплакала.
- Не могла найти тебя. Ты потерялся. А папа уехал далеко. По делам.
- А теперь мы нашлись? Ты возьмёшь меня с собой?
- Я скоро снова приду. Ты потерпи пока. Ладно?
Он прижался ко мне крепко-крепко:
-Я подожду. Ты только приходи.

Дома рассказала родителям. Мне уже за тридцать было. Замуж не вышла, хоть и находились претенденты. Не сложилось. Отец сходил в детдом. Поговорил с заведующей.

 Оказалось, мальчик  в возрасте двух лет попал в автокатастрофу. Из пяти человек в машине в живых остался он один. И даже не пострадал. Погибли родители и родители его матери. В больницу, куда его поместили, никто за мальчиком не пришёл. Никто не искал его.

Мы стали собирать нужные документы. И вот уже шесть лет Митя с нами. Самое интересное, что он похож на моего брата. Не очень, но общее разглядеть можно.

- Да, вздохнул Костя. Чего только не случается в жизни. Он рассказал Жене о себе, умолчав о Вере.

Так, за разговорами, доехали до жениного дома. Попрощались. Костя дал Жене номер своего мобильника. На всякий случай. Вдруг свозить куда надо будет. Да и мало ли что… Женя понравилась ему.
               

                ***


Герман время от времени присылал короткие письма. Рассказывал, где был, чем занимался. Присылал фотографии красивых мест Германии. Иногда в сообщения просачивалась скупая фраза о его прошлом, увлечениях,  немногочисленных друзьях. Вера отвечала ему тем же. Однажды осмелилась послать свои стихи. Герман отозвался о них восторженно. Предложил напечататься в одном из русскоязычных альманахов Германии. Вера обещала подумать. Была нужна фотография. А фотографироваться Вера не любила по причине своей безнадёжной нефотогеничности. Но, ради Германа, пошла в фотосалон и сделала нужное фото.

Письма Германа Вере становились всё теплее. Он шутил, заботился о её здоровье, спрашивал о проблемах, просил не переутомляться. Поздравил с 8Марта (праздником, которого в Германии не было, но он помнил, что в России женщины любят его и празднуют с удовольствием), передав через друзей Анны подарок – оригинальную серебряную подвеску. Вера была тронута. Но на праздник надеть украшение не решилась, боясь обидеть Костю.

Ситуация становилась всё сложнее. Вера чаще и чаще думала о Германе. С благодарностью, с теплом и нежностью. Но… как могут сложиться их дальнейшие отношения, не представляла. И что же будет с Костей, если ему, реальному, она предпочтёт почти фантом?

Они продолжали встречаться. Правда, реже. Костя ссылался на сильную занятость в связи с большим заказом. Однажды он не позвонил, как обычно. Вера удивилась, но решила, что всё это из-за работы. Когда прошла ещё неделя, она заволновалась и позвонила сама. Костя сказал, что заедет вечером. Это было накануне майских праздников.

Он приехал, как всегда, с несколькими пакетами еды, вином, подарком: платьем, которое понравилось Вере в одном из бутиков. (Костя пропустил день рождения Веры: был тогда в отъезде).  Вместе накрыли на стол. Вера надела платье и кулончик Германа, который удивительно сочетался с новым нарядом. Как ни странно, Костя на кулончик не обратил внимания.

Они выпили за здоровье Веры. Вера спросила Костю о делах. Костя ответил коротко. Она заметила, что друг её как будто волнуется.

- Что с тобой сегодня? Ты какой-то взвинченный. Тебя что-то беспокоит?
- Да. Вера… Думай обо мне, что хочешь… (В сердце у Веры неприятно кольнуло).  Я встретил другую женщину. Ты очень хорошая. Спасибо тебе за всё. Но… Я не могу больше разрываться между вами. Сын её назвал меня папой. Я люблю их. Она уже познакомила меня со своими родителями. Мы собираемся подать заявление.

- Она моложе тебя?
- Моложе. Но не в этом дело. Она очень тёплая. Нам хорошо вместе. Прости, что не сказал об этом сразу. Ты мне тоже очень дорога. Но… теперь, встретив Женю, я понимаю, что ты меня не любила всё же. Это было какое-то другое чувство.  Я рассказал Жене о тебе, и она не торопила меня. Но, вот… Я всё решил. Сказал тебе.

Вере было больно. Ну, почему сегодня? Завтра –  праздник.

- Прости, Веруся. Не стою я тебя. Ты умнее, лучше меня. И рядом с тобой должен быть не такой, как я.

Костя обнял Веру, поцеловал в висок. Оделся и ушёл. Вера села в кресло и заплакала.

                ***

Прошло три месяца.

Июльским погожим днём Вера возвращалась из магазина с тяжёлой сумкой в руках. Она как-то плохо умела покупать понемногу. Да и супермаркеты этому способствовали. Пойдёшь за одним, а там, глядя на полки с товарами, вспоминаешь, что тебе надо купить ещё кучу всего.

У подъезда, как обычно, собралась группка соседей. Вера была в хороших отношениях с ними.  Помогала при случае. И они, бывало, выручали её.  При встречах перекидывалась парой фраз, узнавала какие-то новости, но вести долгие разговоры было некогда. У неё хватало забот и без того. Но сегодня разговор был более чем оживлённый.

- Неужели опять обокрали кого, или умер кто?
- А, вот и Вера! Появилась! Её тут ждут, а она ходит где-то!- воскликнула одна из собравшихся.

Мужчина, стоящий к Вере спиной, повернулся, и Вера выпустила сумку из рук:
- Герман! Откуда?
- Да вот, по туристической визе приехал. Не прогОните?
Вера смутилась:
- Не прогоню, конечно. Вы в обморок не упадите, увидев моё жильё.
- Ничего, не смущайтесь. Я разное в жизни видел. Наверно, лучше было бы предупредить о приезде, но хотелось сделать вам сюрприз. Не сЕрдитесь?
- Что вы! Пойдёмте.
Герман поднял сумку, и, сопровождаемые любопытными взглядами соседей, они вошли в подъезд.

На пороге квартиры их встретил важный пушистый чёрный кот с зелёными глазами. Увидев Германа, он тут же куда-то скрылся. Трусишка.

Вера, с согласия Германа, накрыла стол на небольшой кухоньке. Сделала салат, разогрела щи. Больше у неё ничего не было. Они выпили за встречу.

Герман сказал, что приехал на две недели. Поселился в частной гостинице. Небольшой, но уютной. Хозяйка гостиницы весьма доброжелательна. Вере Герман привёз подарки от Анны и Александра, и десять книжечек альманаха, где были напечатаны верины стихи. Это был второй сюрприз. Вера растрогалась до слёз. Она обняла Германа и поцеловала в щёку.

Перед чаем они перешли в комнату. Через открытую дверь балкона залетал освежающий ветерок. Герман рассматривал сверхскромное убранство, стеллажи с книгами… Из-за стеллажа вышел кот и потёрся о его ногу.
- Признал меня? Вот и хорошо. Будем друзьями.
- Герман, может быть вы кофе хотите?
- Да, кофе, пожалуй, лучше.
- Я сварю.
- Не торопитесь. Посидите со мной.
Вера села в кресло напротив дивана, где устроился Герман. А рядом улёгся кот.

- Так КАК  мы проведём время? Вы покажете мне свой город? Кстати, я заметил, что он довольно чистый и красивый.
- Конечно, покажу. Я сегодня подумаю, а завтра созвонимся и договоримся конкретнее. Обязательно пройдём по моей любимой улице, о которой я столько писала вам, по набережной, покажу вам старый центр. Он, конечно, не столь примечателен, как у вас, но я очень люблю его.  Да много всего можно придумать. Лишь бы времени хватило. Кстати, у меня есть путеводитель по зелёной и красной линии. Это такие маршруты, разработанные для «диких» туристов. Красная линия – это история романтических отношений знаменитых людей, которые жили в нашем городе. Сейчас покажу.

И Вера встала, чтобы достать со стеллажа нужную брошюрку. Она уже потянулась к одной из верхних полок, как почувствовала обнимающие её руки Германа. Он прижал её к себе. Губы его скользили по её волосам. Её охватила внезапная дрожь.  Она давно не испытывала такого
.
- Герман. Герман… Что вы делаете?
- Я скучал о тебе. Я очень скучал. Ждал этой встречи. Я люблю тебя. Хочу.

Он повернул Веру к себе и начал целовать. Руки его нежно ласкали её. У Веры закружилась голова… Это было сумасшествие двух истосковавшихся сердец и тел. Немолодых уже, но не забывших любви.

Две недели пролетели стремительно. Они обошли все любимые Верой уголки города, побывали в музее и галерее, плавали по Каме… И любили друг друга.  Казалось, им снова по двадцать лет. Герман улетел, пообещав вернуться зимой.

Пролетели четыре года, наполненные встречами (Вера проводила у Германа лето, он прилетал на месяц-другой зимой).

 Во время одного пребывания Веры в Германии, Герман познакомил её со своими студентами. Его поразило, как быстро нашла Вера общий язык с молодыми людьми. Как скоро они признали её своей.

Вместе они побывали в Париже и Амстердаме, В Брюсселе и Вене, объехали всю Германию.

Вера показывала Герману достопримечательности своего края. Познакомила с дочкой и её мужем. (Они тоже дважды гостили у Германа, привнося в его жизнь забытое ощущение семьи).  А чаще Вера и Герман просто вместе бродили по городу, сидели в любимом Верином кафе. Ходили в театры, на концерты и выставки.  И говорили обо всём. Даже быт, которому оба  не придавали особого значения, органично вплетался в эту жизнь.

Они всё больше узнавали друг друга и привязывались друг к другу. Расставаясь, общались по интернету. Но… жить в одной какой-то стране так и не решились. Вера слишком любила Россию. Герман слишком когда-то от России пострадал и уже многим был связан с Германией.



  Близилось шестидесятипятилетие  Веры. Герман приготовил ей подарок: путешествие по Скандинавии, о котором та давно мечтала. За полтора месяца до юбилея у Веры возникла проблема со здоровьем, и понадобилась небольшая рядовая операция
- Всего полтора часа, и маму перевезём сразу в палату, - заверил дочь Веры оперирующий хирург.
Но чего-то не додумали анестезиологи. Переборщили с наркозом. Веру поместили в реанимацию. Около недели она была на грани жизни и смерти.

Герману пришло сообщение: «Герман! Вера в больнице.  Состояние тяжёлое».  У него перехватило дыхание. Мысль о том, что он может потерять любимую женщину, была непереносима. Через три дня Герман вылетел в Россию. В аэропорту его встретил зять Веры, и по настоянию Германа, сразу повёз в больницу.

Вера была уже в обычной палате на четырёх человек, только ещё очень слаба. Увидев Германа, ободряюще улыбнулась: «Всё хорошо. Страшное позади».

Каждый день Герман проводил в больнице не менее двух- трёх часов. Обстановка, царившая здесь, поражала и угнетала его. Он не мог пожаловаться на врачей и медсестёр: в профессионализме и внимательном отношении к больным им отказать было нельзя. Удручали отсутствие некоторых необходимых лекарств, отвратительного вкуса, вида и запаха еда (впрочем, о запахах – разговор особый, отделение было проктологическим), отсутствие постельного белья (больные приносили своё), не закрывающиеся, на общем виду, туалеты, ржавая ванна, одна на всё отделение, палаты на восемь – десять человек (Четырёхместных было две, и они предназначались для тяжёлых больных). Он не понимал, как люди в таких условиях ухитрялись оставаться людьми, сочувствовали и помогали друг другу. Делились домашней едой, медикаментами, выносили судна за теми, кто сам не в состоянии был сделать этого (санитарок не хватало катастрофически), слабых соседей по палате водили на процедуры и обследования…

Через неделю Веру выписали. Но празднование юбилея отложили на два месяца. Потом Вера и Герман сразу улетели в Германию. Ещё через месяц отправились в путешествие. В середине  сентября Вера, полная впечатлений, вернулась домой, к своим ученикам и обычным  занятиям.

Герман писал тёплые, нежные, ласковые письма. Прислал фотографии, сделанные им в путешествии. Через Анну и Александра, которые приехали погостить к родным, прислал ей хорошие поддерживающие лекарства. Просил беречь себя, оставить работу. Сказал, что будет переводить ей деньги. Вера отказалась. Написала, что занятия с малышами отвлекают её от грустных дум и тоски о нём.

В начале декабря Герман читал студентам стихи наизусть. Самозабвенно. Одно за другим.
В какой-то момент остановился, замер и… упал без чувств. Кто-то из юношей тут же вызвал скорую. Герман оказался в больнице. Врачи поставили диагноз: синдром Вольфа-Паркинсона –Уайта.* Поскольку приступ случился впервые, операцию решили не делать. Предстояло лечение. Какое-то время Герман провёл в больнице.

Вера, взволнованная исчезновением Германа, посылала письмо за письмом, пыталась звонить. Потом пришло сообщение:
- Дорогая моя Верочка!  Прости, что заставил тебя волноваться. Я тут приболел немного, лежал в больнице. Не переживай, - это очень хорошая больница, обо мне заботились. Сейчас уже всё в норме. Но, боюсь, скоро приехать я к тебе не смогу. Потерпи до лета. Приедешь сама, дальнейшее обсудим. И ещё. Я прошу тебя стать моей женой. Официально. Я понимаю, тебе это покажется странным. Мы встречаемся уже несколько лет. Я люблю тебя, и ты меня любишь. Но при таком положении ты не можешь долго оставаться в Германии. А я не хочу потерять тебя. Я этого не переживу просто. Если я не смогу приезжать в Россию, то прошу тебя остаться со мной в Германии. Обещаю, что буду отпускать тебя в Россию погостить. Не давай сейчас ответа. У тебя есть время подумать.

- Герман, я чуть с ума не сошла. Ещё немного, и я бросила бы всё, и полетела в Германию искать тебя. Я согласна. Ты бесконечно дорог мне. Я приеду, как только отпущу малышей.
Пожалуйста, береги себя. Я попрошу Анну и Александра навещать тебя. Как твой сын? Он приходит к тебе?

- Павел в Америке. У него какой-то контракт. Прилетал и улетел. Может быть, не стоит затруднять твоих друзей? Мне помогают.

- Они уже и твои друзья. Не переживай.

Скоро Анна и Александр перевезли Германа к себе. На время. Ему было хорошо у них. Они подружились. Александр отвозил его на занятия в университет и обратно.

 Мишель называла его в шутку опа (дедушка). Но делала это очень ласково и тепло. Она уже была студенткой Института фотографии, дизайна и моды. Герман считал, что из неё получится отличный фотограф. Они вместе ходили гулять в парк, наблюдали за утками на озере. Иногда бывали в памятном Герману кафе. И много разговаривали. Герман  полюбил Мишель, как любил бы родную внучку, которой не дал ему Бог.


Потом Герман вернулся к себе. Приступы больше не повторялись. Летом приехала Вера. Они собрали нужные документы и оформили брак. Прожили вместе несколько счастливых и спокойных лет. Герман умер, когда ему было восемьдесят шесть лет.  Вера пережила его на год. Приехала повидаться с дочкой и друзьями. Вернуться в Германию ей было не суждено.

    *(http://ru.wikipedia.org/wiki/Синдром -Вольфа -Паркинсона -Уайта.)