Освобождение Прибалтики

Алексей Драгун
          ОСВОБОЖДЕНИЕ ПРИБАЛТИКИ



Буду стараться описывать все правдиво, согласно моему пониманию, критично и с осуждением явного вранья, тех времен при освещении происходивших событий.

Согласно пакту и другим документам, подписанным между СССР и Германией, Прибалтийские государства входили в сферу интересов СССР и пока оставались независимыми. На юго-востоке Европы оставались независимыми Румыния, Болгария, Венгрия, Югославия и Греция за влияние на которые шла борьба между Германией и Советским Союзом. И прибалтийские государства и страны юго-востока старались оставаться на позициях нейтралитета и не втянутся в войну, разгорающуюся в Европе. Это было для них, при наличии в Европе двух агрессивных государств: с одной стороны – нацистской Германии, а с другой – большевицкой России – напрасной иллюзией. Что вскоре и начало осуществляться.
После присоединения Западной Украины и Западной Белоруссии к СССР (восточной половины Польши), предвидя грядущее столкновение с Германией, советское руководство решило обезопасить страну от агрессии через прибалтийские государства. В августе 1939 году, на московских переговорах между СССР, Англией и Францией все прибалтийские государства и Польша отвергли наши гарантии, как указывается в советских источниках. Оказывается, это не совсем так. Во-первых, эти государства не хотели, чтобы их вопросы рассматривались без их участия, т.е. навязывались силой, чужой волей. На эти переговоры ни одна из упомянутых стран приглашена не была. Во-вторых, форма гарантии была одна, предложенная СССР. Другие варианты не рассматривались. Наш вариант предусматривал оказание помощи пострадавшим от агрессии сторонам без их согласия. Кроме того, предусматривался вариант непрямой (косвенной, предполагаемой) агрессии, что давало бы возможность Советскому Союзу (если бы руководству Союза вдруг показалось, что какой-то граничащей с нами стране грозит какая-то опасность) в любое время, опять же, не спрашивая согласия защищаемого, вмешаться во внутренние дела этого государства, ввести войска на его территорию. Руководство стран - кандидатов в подзащитные, естественно, посчитало такие гарантии предлогом для оккупации со стороны СССР и, не без основания, полагая, что это же будет и в их странах, руководство этих государств от таких «гарантий» тогда отказалось.
После раздела Польши между Германией и СССР ситуация резко изменилась. Несмотря на секретность дополнительного протокола к пакту, его содержание многим государствам, в том числе, и Прибалтийским, стало известно. Попав в сферу «интересов» СССР, прибалтийские государства понимали, что их ожидает. Они оказались в безвыходном положении, никто им уже не поможет. С Германией у СССР пакт; Англия, Франция, и США «за морями, за горами». Да вскоре и им нужна будет помощь. Тут уж не о далеких маленьких прибалтийских государств. Потеря независимости была уже только вопросом времени. Что вскоре и произошло.
В конце сентября, начале октября 1939 года Советское руководство предложило Эстонии, Латвии и Литве заключить договора о взаимной помощи. А Финляндии – начать переговоры об урегулировании некоторых территориальных вопросов. О Финляндии будет разговор в дальнейшем. Мотивировались эти предложения тем, что они с точки зрения безопасности выгодны как СССР, так и странам Прибалтики. Все это так. Нельзя конечно было допустить, чтобы Германия сходу захватила прибалтийские государства и оказалась у нашей границы. А что касается вопроса защиты государств Прибалтики от агрессора, то «защищаемые» больше тянулись к «агрессору», чем к нам. Кроме того, государственные и общественные деятели рассматриваемых государств понимали, что предлагаемые договора о взаимопомощи – это начало утраты их государственной независимости. Но делать нечего. Надо подписывать. Может быть, колесо войны прокатится мимо и все вернется на «круги своя». Надежда умирает последней.
28 сентября 1939 года Эстония, а 5 и 10 октября соответственно, Латвия и Литва под советским нажимом подписали навязанные им договора о взаимопомощи, т.е. прибалтийцы должны были при нападении агрессора (т.е. Германии, а больше поблизости агрессоров не было) помогать Советскому Союзу и наоборот. Несомненно, советское руководство, на досуге, уже планировало, как наиболее безболезненно, в смысле межгосударственных отношений с западными демократиями, «провернуть» присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР.
Согласно договорам предусматривались на территории прибалтийских государств создание военных баз и размещение на них советских воинских частей: по 25 тыс. человек в Эстонии и Латвии и 20 тыс. человек в Литве. В договорах предусматривалось «признание государственной независимости» и «невмешательства» в дела противной стороны, т.е. не затрагивалось общественно-государственное устройство прибалтийских республик и не ущемлялся их суверенитет. Однако, по-видимому, вмешательство во внутренние дела было, о чем свидетельствуют указания наркомата иностранных дел СССР должностным лицам наших посольств в этих странах, в приказах войскам народного комиссара обороны СССР и командиров корпусов, размещенных в Прибалтике. В этих указаниях напоминается и требуется «не увлекаться» «советизацией», что в корне противоречит нашей политике, …«весь личный состав должен точно знать, что наши части в политические дела и социальный строй (прибалтийских государств. авт.) не имеют права вмешиваться». Командиры корпусов в своих приказах этого же требуют от подчиненных командиров воинских частей. Значит вмешательство, в той или иной мере, было.
Размещение гарнизонов советских войск оказывало сильное влияние на общественно-политическую жизнь в Прибалтике. Усилилась активность левых, ориентирующихся на СССР, сил, хотя они в рассматриваемое время были малочисленны. Например, в Латвии, в компартии состояло всего 500 человек, хотя лиц, тайно работавших на Советский Союз, во всех трех республиках, было предостаточно. Ввод ограниченного контингента войску на жизнь населения практически не повлиял, но повысил его политическую активность, т.к. в народе было много недовольных и экономической и политической и внешней политикой своих правительств. Левые силы, даже не коммунисты, которые ориентировались на Советский Союз, считали, что он более демократичен, чем их авторитарные государства, и способствовали в дальнейшем присоединению своих стран к СССР, но просчитались, что увидим в дальнейшем. Все они были или уничтожены или угодили в Сибирь.
Был, конечно, контроль с нашей стороны над решениями, принимаемыми правительством республик. Но установленный в Прибалтийских республиках режим нельзя было назвать оккупационным. Он был больше похож на протекторат над ними со стороны СССР.
Но прошло чуть больше полугода и положение резко изменилось. В начале мая 1940 года Германия разгромила Францию. Все на Западе были заняты этим событием, и до Прибалтики никому дела не было. Воспользовавшись ситуацией, советское руководство решило окончательно прибрать к рукам прибалтийские государства. При этом преследовались две цели: во-первых, ввести в прибалтийские государства дополнительные контингенты советских войск для укрепления обороноспособности этого участка границы на случай столкновения с Германией (конечно же и для «защиты» Прибалтийских республик от нападения агрессора, и, во-вторых, для присоединения этих республик к СССР.
В нотах руководству Литвы (14 июня), Латвии и Эстонии (16 июня) от этих государств требовалось сформировать новые правительства, способные «честно выполнять» договоры о взаимной помощи с СССР, и которые позволили бы увеличить численность советских войск на их территориях. Ноты были составлены в грубой ультимативной форме, а требования в них изменить состав правительств являлось и не допустимым нарушением международного права грубым вмешательством во внутренние дела суверенных государств. Но пришлось смириться и ультиматумы принять. Защитить некому – потенциальные защитники далеко и заняты своими более важными делами. А рядом, в одном лице, и судья, и прокурор, и «защитник» - СССР.
Дальше события развивались по следующему, давно и тщательно отработанному, сценарию. 17 июня 1940 года советские войска в составе 10 стрелковых дивизий и 7 танковых бригад вступили на территорию трех прибалтийских государств. Сопротивления им оказано не было. Во-первых, потому, что правительства этих государств «добровольно» согласились на ввод дополнительного контингента советских войск. Во-вторых, сопротивление было бессмысленно. Слишком неравные были силы, и оно привело бы к большим человеческим жертвам, что для государств с населением 1.5 – 3.5 млн. человек было бы трагедией. Правительства в соответствии с требованиями советских ультиматумов в 20-х числах июля ушли в отставку, или, как указано в официальных советских документах, «были свергнуты восставшим народом» и созданы народные «демократические» правительства. На первый взгляд состав этих правительств выглядел безобидным, нейтральным, ничего не говорящим о дальнейшей их экономической и политической направленности. Например, в Латвии глава правительства Август Кирхенштейн -  профессор, ученый – аполитичный тип. Министр внутренних дел, вскоре стал премьер-министром – писатель Виллис Лацис (но член компартии с 1928 года, сначала проживал в СССР, потом переехал в Латвию. Зачем, для чего, но об этом никто не знал). Начальник политической полиции Викентий Латковскис – работал на СССР с 1920 года, и т.д. Подобного типа были многие депутаты сеймов и думы, на что и, кроме того на лживые обещаниях и «купились» население и избиратели Прибалтики.
Бывшие руководители Латвии и Эстонии вскоре были расстреляны. За что? Можно спросить. Президент Литвы Антанас Сметона успел эмигрировать. 4 июля в Москве было принято решение во всех трех пока еще вроде бы самостоятельных государствах 14 и 15 июля провести выборы в высшие органы государственной власти: в Латвии и Литве – в Народный Сейм, в Эстонии – в Государственную Думу. 10 дней на избирательную кампанию! На выборах везде победил «Союз трудового народа» этих государств, созданный компартиями. За него проголосовало от 93 до 99% избирателей. «Буржуазные» партии к выборам или не допустили, или они набрали 6,0% голосов. Выборы и подсчет голосов никем не контролировались. Кто был назначен кандидатом в депутаты, а затем  стал депутатом высшего органа государственной власти, я, думаю, бывшим советским людям рассказывать не надо. Да и недавние выборы в нашу Госдуму и президента, показали, что неважно как голосуют, важно как считают.
В предвыборных программах кандидатов в депутаты обещаний было много, как и у нас. В основном они сводились к тому, что государство будет суверенным, резких движений от прежнего экономического курса не будет, люди как жили, так и будут жить и, несомненно, даже лучше. Чем они занимались, тем и будут заниматься, пару обещаний и сокращение безработицы, пару социальных обещаний и т.д. В программах ни слова не говорилось об установлении в рассматриваемых республиках советской власти и присоединении их к Советскому Союзу. Это нельзя было включать в предвыборные программы. К 1940 году заграница уже знала почти все, что к этому времени натворила советская власть в России.
Во всех республиках одновременно (21 июля 1940 года) состоялись сессии сеймов и госдумы. Все предвыборные обещания на первом же их заседании были отброшены в стороны. И первым вопросом стало принятие законов о провозглашении советской власти, вторым – обратиться в Верховный Совет СССР с просьбой о принятии пока самостоятельных новых прибалтийских советских республик в состав СССР. Что и было незамедлительно сделано. Предложение провозгласить в Латвии Советскую власть внес депутат сейма Жанис Спуре – секретарь ЦК компартии Латвии, а о вступлении в СССР – упомянутый выше Виллис Лацис. В своих же предвыборных программах эти «депутаты от народа» такого «счастья» народу не обещали.
Верховный Совет СССР третьего, пятого и шестого августа 1940 года принял в состав Советского Союза, соответственно, Литовскую, Латвийскую, Эстонскую Советские социалистические республики.
Все. Комедия разыграна блестяще. Кстати, ее режиссером был член Политбюро ЦК ВКП(б), первый секретарь Ленинградского обкома партии А.Жданов, а его помощником – известный юрист специалист по уничтожению «врагов народа» А.Вышинский. Как только на сессиях был положительно рассмотрены первые два вопроса, предвыборные обещания были забыты и не рассматривались. Приступили к рассмотрению вопросов, которых не было в предвыборных программах депутатов, но были предусмотрены к рассмотрению и обязательному принятию в программах новых политических сил, пришедших к власти в результате «восстания трудового народа», а фактически – в результате вступления значительных сил РККА на территорию Прибалтийских республик и вместе с ними органов НКВД.
Немаловажную, если не главную роль, в смене власти, сыграло «оживление» деятельности местных компартий, поддержанных ВКП(б). «Потрудился» и НКВД, нагло действовавший на территории формально независимых государств. Еще до 21 июля, то есть до вхождения  в СССР, в «независимых» республиках Прибалтики органы НКВД СССР, арестовывали и даже депортировали в Сибирь, граждан, чуждых для НКВД, т.е. Прибалтийских стран, неугодных новым властям: руководителей государств, членов «свергнутых» правительств, депутатов распущенных сеймов и думы, офицеров и генералов армии Юденича и других «белых …», руководителей и даже рядовых членов некоммунистических (буржуазных, крестьянских) партий и др. Многих  в Сибирь не отправляли – расстреливали «дома» без следствия и суда.
Итак, на первых же сессиях высших законодательных органов новых социалистических республик Прибалтики были приняты законы, о которых в ходе очень краткой предвыборной кампании говорилось, что они не будут приниматься, что жизнь, как шла, так и будет идти, резких отклонений от уклада, устоявшегося за 20 лет самостоятельности, учитывая местные условия и традиции, не будет.
Готовя этот раздел, я, поинтересовался содержанием новых законов и заглянул для этого в Большую Советскую Энциклопедию (БСЭ). Во всех трех государствах были приняты одинаковые законы и написаны они в почти одинаковых выражениях и формулировках, как будто их готовил один человек за одним столом (по-видимому, так и было).
А в законах говорилось примерно следующее (я обобщаю за три государства). Народный сейм объявил народным достоянием, т.е. государственной собственностью, все крупные торгово-промышленные, транспортные предприятия и банки, принял декрет о национализации земли. Опираясь на эти главные законы, в корне меняющие социально-экономический строй и отношения в обществе, в рассматриваемых государствах был проведен ряд реформ в различных сферах. Создавались социалистические формы хозяйства. Введены в действие советские законы о труде. Широко развернулось социалистическое соревнование. Конфискованные земли крупных хозяев и репрессированных «врагов народа», а также «излишки» земли (свыше 30 га) у «кулаков» раздавались батракам и беднякам (по 10 га) и малоземельным крестьянам увеличивали наделы до 10 га. Начали создавать совхозы, были первые попытки организовать колхозы. В общем, молодые советские республики Прибалтики приступили к строительству социализма, да помешала ВОВ. В считанные дни Прибалтика была оккупирована немецкими войсками. Вот так, примерно так, сказано в БСЭ.
Рассмотрим, опираясь на либеральных авторов, другие достоверные источники, на рассказы брата Василия, служившего в Эстонии и Литве до ВОВ и в Латвии после ВОВ, на личное знание вопроса (в Риге я служил 6,5 лет в конце 60-х начале 70-х годов, и до получения квартиры снимал угол у сестер – вдов Красных латышских стрелков, образованных старушек, много мне рассказывавших), как эти законы повлияли на жизнь людей в Прибалтике, при их практическом применении.
Рассмотрим, как это происходило только в Латвии, т.к. в Эстонии и Литве все было так же. Да и  в Зап. Беларуси и Зап. Украине, я уже писал об этом, почти так же. В Бессарабии и Северной Буковине, о чем расскажу ниже один к одному при сравнении со всеми «освобожденными» от капитализма и присоединенными к СССР территориями. 
Началась массовая ликвидация общественных и политических организаций (кроме компартии Латвии или находящихся под влиянием коммунистов). Значительная часть их членов была репрессирована и депортирована. Главной и единственной политической организацией стала компартия Латвии.
На второй день после «добровольного» вхождения в СССР были национализированы все издательства. (Удар по свободе слова). Сразу же после провозглашения советской власти вся земля была национализирована, излишки (свыше 30 га) конфискованы (отобраны без компенсации). А земля-то раньше была в частной собственности, передавалась по наследству, продавалась, покупалась. А теперь просто отобрали. Затраченные средства на приобретение ее, благоустройство, превращение неугодий в пахотную землю, удобрение – пропали. Создание огромного количества мелких крестьянских хозяйств (по 10 га) и разорение крупных, имевших когда-то по 30 и более га земли (изъятием излишков, удушения налогами), подорвало основы сельского хозяйства Латвии, дававшей значительное количество товарного зерна на мировой рынок и направлявшей значительную часть урожая на развитие мясного и молочного животноводства. Теперь этого уже не было. Мелкие хозяйства становились натуральными, едва сводившими концы с концами, обреченные на разорение и нищету. Но и эти 10 га в конце 40-х годов, при коллективизации, после ВОВ были от мелких хозяев отобраны в пользу колхоза. Чем крестьяне были разочарованы и недовольны советской властью.
В соответствии с принятыми сеймом законами, после земельной реформы последовали национализация с конфискацией банков, крупных и средних торговых, промышленных и транспортных предприятий, где было занято более 10 рабочих. У населения были конфискованы ценные бумаги, частные дома. Запрещена частная торговля. В начале 1941 года были национализированы и конфискованы мелкие предприятия с количеством более пяти рабочих.
Была разрушена финансовая система. С вступлением в Латвию советских войск, вместе с ними хлынул нескончаемый огромный поток советских рублей, которые меняли по курсу 10 рублей за 1 лат. Видя изобилие промышленных товаров и продовольствия и зная о дефиците этого в СССР, откуда только что вошли советские войска, и нахлынули чиновники, партийные работники и т.д., их семьи, семьи военнослужащих и другие, «понаехавшие» «хватали» все подряд и отправляли домой в СССР. Это создало постоянно растущий «дефицит», как говорил еще незабытый Райкин. Видя, что все исчезает, запасаться всем, чем только можно, стало и местное население. Ввели нормирование при продаже товаров, что было явлением, незнакомым для местных жителей. Стало как у нас: «В одни руки больше 1 кг не давать», - орет очередь.
Положение усугубилось, когда ввели новый обменный кура. 1 рубль за 1 лат. У «понаехавших» рублей хоть лопатой греби. У латышей нет. При курсе 1 рубль за 1 лат русские могут Латвию с потрохами купить. Латышам уже и покупать нечего и не на что. Опасная ситуация, могущая закончиться взрывом. Тогда лат вообще изъяли из оборота. Все и наши сотрудники, и военные, и местные зарплату стали получать в рублях. Вроде бы все стали равны. Но… Как и у нас, в России, по «реформе Гайдара», все вклады в латах конфисковали. Сколько бы на вкладе тысяч латов не было – на счету вкладчика оставили только 1000 рублей. И все! И навсегда!
В молодой советской республике, как и положено в советской системе (пример СССР), вошли в жизнь, утвердились и постоянно развивались ее «родимые пятна»: очереди везде, всегда и за всем; блат (где достал? Да по блату); черный рынок (из под прилавка, из под полы, по повышенным ценам, «левый» товар, нелегальное производство и т.д.); спецобслуживание партийной и советской номенклатуры и т.д. 
Вскоре было введено трудовое законодательство Советского Союза (все перенимали от «старшего брата»): без разрешения администрации нельзя уволиться или сменить место работы, иначе – тюрьма; опоздаешь на работу, нарушишь трудовую дисциплину (рассматривали это как вредительство) – тюрьма.
Началось строительство поселков, чтобы ликвидировать хуторскую систему (основную форму землепользования в Прибалтике на протяжении многих веков), а уже затем приступать к коллективизации. Введенные сельскохозяйственные налоги изощренно подводили к разорению крестьян, особенно хозяев крупных хозяйств, чтобы легче было им «добровольно» вступать в колхозы. А чтобы легче было вдалбливать в народные мозги (засоряя их) коммунистическую идеологию, из библиотек были изъяты и сожжены (как в свое время в нацистской Германии) около 4000 наименований книг, в которых были изложены взгляды, не совпадающие с взглядами «основоположников» на развитие природы и общества.
Как и на всей территории СССР в то время безраздельно господствовал культ личности Сталина, шли бесконечные разглагольствования о приближении «светлого будущего», о скором осуществлении принципа «от каждого по способностям, каждому по потребностям», о дружбе народов при бескорыстной помощи и решающей роли русского народа. Началось преследование священнослужителей, закрытие храмов. Звучали призывы к бдительности, так как кругом «скрытые враги и шпионы», к разоблачению «врагов народа» и к борьбе с ними. Началась, как и в СССР, «добровольная» подписка на облигации внутреннего займа.
Вот так на жизнь народа Латвии прямо и косвенно отражались основные законы, принятые 21 июля 1940 года на сессии народного сейма. Все это происходило и на других территориях, где в 1939-1940 годах была установлена Советская власть.
И последний вопрос. Последний в описании мною присоединения Прибалтики к Советскому Союзу, но не последний по важности и трагичности. Неотъемлемым спутником большевизма после Октябрьского переворота и почти до падения Советской власти был террор. Террор по отношению к собственному народу. Не обошел он и Латвию и другие территории, присоединенные к СССР в рассматриваемые годы. 14 мая 1941 года Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР принял постановление «о высылке из Прибалтийских республик, Западной Украины, Западной Белоруссии и Молдавии социально чуждых элементов». А в ночь с 14 на 15 июня 1941 года из Латвии было депортировано (в основном сослано в Сибирь) около 15,5 тысяч человек, из них более 3000 детей от одного года до 16 лет. Но не все доехали до Сибири. Нет, их не помиловали. Многие умерли по дороге от голода, жары и жажды (лето – июнь, июль). Везли в «телятниках». В этой партии депортированных в основном были работники умственного труда, общественные и политические деятели, предприниматели, торговцы. «Кулаков» было немного.
Не без основания ходили упорные слухи о скорой второй волне депортации, которая должна была бы коснуться, в основном, крепких крестьян  «кулаков», чтобы подготовить почву для коллективизации крестьянства (убрать сопротивляющихся, чтобы не было закоперщиков, домучить ссылками остальных крестьян и этим подстегнуть их к «добровольному» вступлению в колхозы). Но вторая депортация до ВОВ осуществлена не была – пришли немцы. Так как я описываю только «канун» ВОВ, для сведения все же сообщу, что власти и «органы» о второй волне не забыли и провели уже после ВОВ – 25-29 марта 1949 года. На этот раз было выслано в Сибирь «кулаков» более 29 тысяч, «националистов» всех мастей – около 13 тысяч. Это из сельской местности и провинции. В столице (Риге) «обнаружили» и сослали около 1,5 тысячи всяких там «чуждых элементов». Условия перевозки и режим пребывания в ссылке были лучше и мягче, чем для первой партии депортированных, в 1941 году.
С началом ВОВ кровавые расправы над народом были ускорены. Так, в Латвии из почти 3600 человек, находящихся в заключении, небольшая часть до прихода немцев была расстреляна в тюрьмах, остальные были отправлены в глубь страны, где были или уничтожены, или погибли от тяжелых условий содержания и непосильного труда. Для чуть более двухмиллионной Латвии такое «прореживание» (а были еще мелкосерийные и многочисленные одиночные расстрелы) оказалось более чем чувствительным. А так было везде на присоединенных к СССР в 1939 и 1940 годах территориях.
Депортация вызвала у населения Прибалтийских республик шок и ужас. Резко изменилось в худшую сторону отношение к «освободителям». Веками сложившееся представление о том, что главный враг прибалтов – немцы (черные рыцари), перешло на «красных рыцарей плаща и кинжала» (коммунистов, своих и пришлых, русских и Россию в целом). Установленные в 1939 – 1940 годах (а затем продолженные после ВОВ в 1944 и последующих годах) порядки послужили причиной ускоренного выхода Прибалтийских республик из состава СССР (и даже невступления в СНГ) и до сих пор отрицательно влияют на взаимоотношения с Россией.
По изложенному мною на нескольких страницах материалу о присоединении Прибалтийских государств к СССР можно сделать краткий вывод словами военных историков В.А.Золотарева и А.С.Орлова: «Следует отметить, что, вступая в состав Советского Союза, трудящиеся Прибалтики Бессарабии, Северной Буковины (я бы добавил: Западной Украины, Западной Белоруссии) считали СССР государством социальной справедливости, демократии и широких прав трудящихся. Однако, введение советских порядков проводилось здесь силовыми методами в спешке, с нарушением национальных традиций, без учета местных особенностей. Происходившие социалистические преобразования с первых же дней несли на себе печать сталинского казарменного социализма. Повсюду устанавливались административно-бюрократическая система, господствовавшая на всей территории СССР, осуществлялись репрессии, террор и массовые депортации. Подобные беззакония компрометировали идею социализма, вызывали разочарование в среде трудящихся, делали многих из них противниками советского строя». Конечно, и в этих казалось бы откровенных словах много от лукавого.


Алексей Драгун