Русский язык 2

Олег Созерцалов
Очень приятно, что моя новая рубрика вам понравилась. Это стимулирует мои начинания. Отдельное спасибо тем, кто прислал свои слова, они обязательно будут включены.   
Ну-с, продолжим.   


Авантаж (ударение на последнюю гласную) – выгода, польза, преимущество. 
«— Да у меня-то их хорошо пекут, — сказала хозяйка, — да вот беда: урожай плох, мука уж такая неавантажная...»   
Николай Васильевич Гоголь       

 Батоги (ударение на вторую гласную) - палки, которые использовались для телесных наказаний в России до XVIII в.    
«А проклятого стрельца,
Наглеца и подлеца,
Я плетьми да батогами
Враз отважу от дворца!..»   
Леонид Алексеевич Филатов 

Вздор – пустяки, пустые слова, нелепость, бессмыслица.      
«- Позвольте с вами рассчитаться, - проскулил убитый Степа и стал искать бумажник. 
- О, какой вздор! – воскликнул гастролер и слушать ничего больше не захотел.»   
Михаил Афанасьевич Булгаков      

Коллоквиум (ударение на вторую гласную) – разговор, беседа.   
«Я горел нетерпением сообщить об этом странном коллоквиуме, дабы общими силами сотворить по этому случаю совет, а затем, буде надобно, то и план действий начертать.»   
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин    

Особливо (ударение на третью гласную) – особенно.   
«Ей-богу... Особливо, ежели рюмку выпьешь, другую. Ешь и не чувствуешь... в каком-то забытьи... от аромата одного умрешь!..»   
Антон Павлович Чехов   

Острог (ударение на вторую гласную) – тюрьма.    
«- Так ты сколько, Прошка, в остроге-то отсидел? – спрашивает лениво приказчик.   
- Да как тебе не соврать-то бы – месяцев эдак с шесть будет, пожалуй, - еще ленивее отвечал Прошка.»   
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк    

Посему (ударение на последнюю гласную) – поэтому, следовательно.   
«Когда же Свиньин кончил, владыко тихо журчащею речью произнес:
— Посему надлежит заключить, что в сем деле не все и не везде излагалось согласно с полною истиной?»   
Николай Семенович Лесков    

Хайло (ударение на последнюю гласную) – горло, глотка.   
«- Что же мне теперича делать?
- Изготовляться - только и всего. Ужо, как приплывает она да уставится
в тебя глазищами, ты чешую-то да перья подбери поплотнее, да прямо и полезай ей в хайло!»      
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин       

Холоп (ударение на последнюю гласную) – крепостной, зависимый человек.   
«Иоанн. Ты чьих будешь?
Шпак. Я извиняюсь, чего это - чьих, я не понимаю?
Иоанн. Чей холоп, говорю?
Зинаида. О боже, что сейчас будет!..
Шпак. Довольно странно!..
Иоанн (вынув монету). Бери, холоп, и славь царя и великого князя  Ивана
Васильевича!..
Зинаида. Не надо, что вы делаете?!
Шпак. Извиняюсь, что это вы все - холоп да холоп! Какой  я  вам  холоп?
Что это за слово такое?
Зинаида. Он пошутил!
Шпак. За такие шутки в народный суд влететь можно. Да не нужна мне ваша
монетка, она ненастоящая.»
Михаил Афанасьевич Булгаков