Вспоминая Аллу Баянову. Эпизоды из жизни...

Татьяна Кузнецова 4
                ВСПОМИНАЯ АЛЛУ БАЯНОВУ. ЭПИЗОДЫ ИЗ ЖИЗНИ ...
 
Я уже не раз здесь писала о том, что в середине 90-х годов мне посчастливилось тесно общаться с выдающейся исполнительницей романсов Аллой Николаевной Баяновой. Меня познакомила с ней Алла Александровна Рустайкис, с которой мы уже довольно давно были в дружбе. А дело было так.

       Она поручила мне отнести Баяновой приглашение на свой творческий вечер, который должен состояться в Болгарском Культурном центре. Известно, что Баянова написала собственную версию песни «Снегопад» на стихи Аллы Рустайкис. Эти стихи так запали ей в душу, что она сделала песню более трагической, нежели у Экимяна  (вы можете найти ее на сайте «Красная Книга Российской эстрады»).

       Мы с Аллой Александровной еще раз прослушали румынскую пластинку (баяновский подарок) и решили, что надо, чтобы этот, пока никому не известный «Снегопад» прозвучал на ее вечере.

       И вот я пошла к легендарной певице домой в Большой Афанасьевский переулок. На приглашении были напечатаны стихи Аллы Рустайкис как эпиграф к ее творческому вечеру:

                Опять стихи… Как долго я спала
                Мятежным сном в заледенелой келье.
                Какая сила вихрем сорвала
                Меня в пространство из моей постели?

                Я вырываюсь в дали Бытия,
                В живой простор, отбрасывая стены.
                О, музыка! Я слушаю тебя!
                Несись ко мне со всех концов Вселенной…

       Я поднялась на четвертый этаж и с трепетом нажала кнопку звонка. Дверь открылась – передо мной стояла настоящая Королева, яркая Жар-птица, которая неизвестно как залетела сюда, в нашу серую, обыденную жизнь. Оказывается, Легенды могут жить в маленьких Арбатских квартирках с тесной кухонькой…

       Она милостиво согласилась участвовать, да еще подарила мне альбом из двух пластинок под названием «Я буду петь для вас всегда» со своим автографом.

Вот такая преамбула… Ну, а теперь ближе к делу.

      Вечер профессионально вела давняя школьная подруга Аллы Александровны Рустайкис, писательница Лидия Борисовна Либединская. А две Аллы (одна читала свои стихи, другая исполняла романсы) раз за разом приводили в неописуемый восторг собравшуюся публику. Ведь не каждый день доводится близко соприкоснуться с таким высочайшим мастерством, как в поэзии, так и в музыке! Да и сама Баянова осталась довольна, что видно из ее записи в книге отзывов, которую я тогда вела:

 «Я с удовольствием, когда Вы захотите, буду петь в Вашем уютном и таком ласковом Болгарском центре! – Алла Баянова».

      Этот памятный вечер состоялся 25 апреля 1994 года, и для меня эта дата стала тем рубежом, с которого началась наша совместная с ней работа по созданию книги – «Судьба и магия Аллы Баяновой», которая вышла в 1997 году.

      Надо сказать, что это было очень интересное время, когда все только начиналось, и мы поверили в нормальную, интересную и свободную жизнь в той культурной среде, которая сохранялась у нас еще с советских времен. Как раз в 1994 году мне с группой единомышленников пришла в голову мысль создать в Москве Музыкально-поэтическое Общество «Таланты и поклонники». И это удалось! Свободно, безо всякой оплаты нам начали предоставлять самые уютные и красивые залы Москвы для концертов наших талантов, которые притягивались к нам, как к магниту...

      Назову только несколько наших площадок. Это Музей Аксаковых на Сивцевом Вражке, музей Цветаевой в Борисоглебском пер., Культурный центр МВД на Б.Лубянке, Концертный зал издательства «Известий», Дом-музей Шаляпина, Центр культуры «На Остожье» и еще множество других. Кроме признанных мастеров, у нас выступали молодые поэты, барды, начинающие солисты Оперного театра-студии им.Прокофьева, хор «Сад песен», солисты хора «Гем»… Потом мы примкнули к более солидной организации – «Московские салоны», которая находилась уже под эгидой правительства Москвы.

       Алла Николаевна Баянова тоже была с нами и записала свое пожелание в уже упомянутую мною книгу отзывов – «Танечке – учредителю Московских салонов. Какая великолепная мысль! Желаю как можно больше одаренных молодых людей, которые будут восхищать наш слух и взор. Это так нужно в сегодняшний день! Дай Бог тебе успеха!».
 
       Не будем сейчас говорить, сколь многое оказалось иллюзией, как быстро становилось востребовано все другое – хихикающее, попсовое, глупенькое, гламурное, а нередко просто уродливое. Все то, что позднее потребовалось для обслуживания нового класса – олигархов. На их так называемой «новой волне» поплыли певички без голосов, но зато в мини и бикини, и там стали крутиться большие деньги. Бесплатных залов никто больше не давал, а мы со своей беспечной благотворительностью попали в разряд, который сегодня именуют «неформатом»…
 
       Но я отвлеклась, это настолько большая (и больная) тема, что о ней надо писать отдельно…
                ___________________________

      А сейчас мне хочется снова прикоснуться к тем еще девственным временам и вспомнить несколько случаев, связанных у меня с Аллой Баяновой.

      Однажды по телевизору прошел фильм «Цыганка» о цыганской певице Татьяне Филимоновой. В этом фильме режиссер снял маленький эпизод с участием Аллы Баяновой. Суть его, помнится, в том, что они вместе репетируют один цыганский романс. Сначала его исполняет Татьяна Филимонова, а затем Алла Николаевна, которая, конечно же, поет его совершенно по-своему, ни на кого не похоже.

      Я тут же позвонила ей по телефону и начала расточать восторженные комплименты. Она приостановила мой восторг и спокойно сказала:
                - А я очень благодарна Татьяне Филимоновой…
                - За что же? – удивилась я.
                - За то, что она позволила мне себя распять.
                --------------------------------------------

     Как я уже говорила, нам для концертов предоставляли лучшие залы. А в один из них – Центр культуры «На Остожье» - меня даже взяли на подработку в качестве штатной единицы (два раза в неделю). В мои обязанности входило подготовить зал для очередного концерта, рассадить публику, следить за порядком, помочь накрыть стол для чаепития и т.д.

      И вот в один прекрасный майский день меня зовут к телефону. Начальница с округлившимися глазами передает мне трубку и шепчет:               
        - Вас Алла Баянова…
В трубке очаровательный, певучий, такой знакомый голос:
        - Ну, ты сегодня ко мне придешь? Мы все тут! Отмечаем мой день рождения. 
        - Ой, Алла Николаевна, как жаль, но я сегодня работаю…
        - Бросай все и приходи! Скажи, Баянова приглашает.
Я замялась и с плачевным видом смотрю на начальницу. И вдруг она сама мне предлагает:
        - Идите, идите, раз сама Баянова вас зовет! Мы сегодня вас подменим.
        - Хорошо, Алла Николаевна, - говорю я в трубку, - меня отпускают, я скоро приду…
        - Ну, давай быстрей!

      Я выхожу на Остоженку, потом на Пречистенку, дворами и переулками двигаюсь к  Староконюшенному  переулку. По дороге в каком-то дворе ломаю несколько веток пышно цветущей сирени. А там уже все в сборе. За большим круглым столом – друзья, поклонники, помощники и четвероногие спутники жизни…

      Стол очень искусно сервирован, много всего вкусного, звучат здравицы в честь именинницы. Потом Баянова берет гитару и поет наши любимые цыганские романсы… Впечатление непередаваемое!

      Когда я через некоторое время пришла в бухгалтерию «На Остожье» расписываться за свою зарплату, то в штатном расписании против своей фамилии увидела новую запись: «должность – искусствовед».

      Но, увы, этот Центр культуры в Савельевском переулке, д.6 вскоре закрывался. Такой лакомый 2-х этажный особняк в самом центре Москвы, как водится, переходил в руки то ли очередного предпринимателя, то ли банкира…
                ---------------------------------------------

             Вспоминается еще один эпизод.
       Это было в 1995 году. Аллу Баянову принимали в Международный Союз Деятелей Эстрадного Искусства. И Римма Павловна (ее помощница-костюмерша) впервые доверила мне самостоятельно сопровождать туда Аллу Николаевну. Это совсем недалеко от ее дома, на Б.Никитской, чуть в глубине, напротив консерватории. И мы решили – поедем на троллейбусе. Я видела, как на нее оглядывались, перешептывались, а я гордо стояла рядом и ловила устремленные на нее взоры.

       Подъехали к зданию. У входа она расцеловалась с Геленой Великановой. Они отошли побеседовать, а я, пока ожидала ее, кого только здесь ни увидела!  Вот прошел Борис Брунов, самый известный у нас конферансье. Все мое детство прошло с его великолепными праздничными концертами, которые мы всегда с нетерпением ждали у своих телеэкранов. Вот в папахе прошествовал Махмуд Эсамбаев. Какие-то еще очень знакомые лица артистов…

       Наконец, мы вошли и заняли места в первом ряду. Вдруг к ней подлетел какой-то белобрысый, странно одетый экзальтированный малый, бросился перед ней на колени и начал целовать руки. Она, смеясь, пыталась от него увернуться, но он никак не отставал, продолжая осыпать комплиментами и целуя руки. 

       Наконец, Махмуд Эсамбаев открыл заседание, и этот тип куда-то исчез. Когда Махмуд дошел до членских взносов, Алла Николаевна со своего места спросила его – «а сколько нужно платить?». Он ответил:
          - Всем по столько-то рублей в месяц (не помню цифру). А тебе, Аллочка, вообще не надо платить, ты же великая!

       В зале послышался одобрительный гул. А затем он добавил, что в министерстве культуры была рассмотрена единственно ее кандидатура на звание «Народной артистки России», а остальным еще надо подождать.

      На обратном пути я спросила ее, кто был тот белобрысый, что бросился перед ней на колени.
              - Ты что, правда, не знаешь, кто это?
              - Нет, не знаю.
              - Ну, ты и неграмотная, - засмеялась она, - это же Боря Моисеев – главный голубой нашей страны…
                ---------------------------------------

                На фото: на Дне рождения у Аллы Баяновой