Душа, дюбовь и боль

Яков Шафран
О книге Сергея лебедева "Течет Ветлуга в памяти"
 
Недавно в серии «Приложение к журналу «Приокские зори» вышел в свет сборник одного из постоянных авторов нашего журнала из города Тольятти Сергея Лебедева «Течет Ветлуга в памяти». Читателям, знакомым с поэзией автора, хорошо известны истоки его творчества. Они в малой родине его родителей – лесной деревне Югары Варнавинского района Нижегородской области, в просторах СССР, по которым поколесила семья отца-офицера, в трудовых профессиях слесаря и аппаратчика, с которых началась трудовая деятельность автора, в его инженерном труде вплоть до главного специалиста крупного предприятия. И еще в истории России, в древних легендах своего края, во всем, чем жила, жива и будет жить наша страна.
   
Стихи Сергей Лебедев начал писать в юношеском возрасте. В настоящее время он является участником коллективных сборников, публикуется в литературно-художественных и публицистических журналах "Невский альманах", "Великороссъ" и ордена Г. Р. Державина "Приокские зори", выпустил четыре авторских сборника стихотворений и две повести. Автор получил признание, он – лауреат Межрегионального поэтического конкурса, посвященного 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова.
   
Сергей Лебедев говорит, что он не поэт, а лишь любитель поэзии. В скромности ему не занимать, но творчество его говорит об обратном.
   
Весь сборник «Течет Ветлуга в памяти», начиная от названия и кончая рассказом, завершающим книгу,  пронизан любовью к малой родине.

…Бродилось ли по свету мне,
Сиделось ли в тиши,
Но лишь места заветные
Мне трепетом души…
(«Костры осин по рамени…», с. 9)

От полей, от сохи, от невода
В горький воздух меня увели,
Но поверь, где бы не был я,
Не забуду ветлужской земли…

(«От полей, от сохи, от невода…», с. 10)

Это не случайно, ибо чувство любви, верность и преданность переданы автору его родителями. И ответом живет в душе поэта неугасимая любовь не только к земле, но и к давшим ему жизнь на ней – к отцу и матери, к их делам и трудам. А через них и к стране, к ее истории, которая, как и страна,  одна – та, что есть, и другой не дано.

…Мне отец оставил в наследство
Сапоги, плащ-палатку, кинжал,
Горсть медалей простых, советских,
Чтоб я память о нем не предал.
(Отцовские медали, с. 45)

Связь времен, дел и душ проявляется и в отношении к бездуховности и безответственности, царящим окрест. По-другому относиться к данным явлениям могут лишь воспитанные в соответствующем духе, либо добровольно эту связь разорвавшие.
               
…Моя добрая, милая мама,
Твоих глаз до сих пор вижу грусть.
………………………………………
С полок книжных и с телеэкрана
Безморалья, как прежде, стыжусь.
(«Моя добрая, милая мама…», с. 54)
   
Как настоящий патриот Сергей Лебедев значительную часть своего творчества посвящает теме Великой Отечественной войны.

…Как бы годы не жгли, над Землей не летели,
Нам судьба всех погибших набатом весной…
 (Неизвестный солдат, с. 117)

Очень хорошо эта тема раскрыта в поэме «Сны Анны». Стихотворные строки образно рисуют нам нелегкий женский труд на селе, в поле, без мужей и сыновей, ушедших на фронт, порой без техники и лошадей. И будни работы-войны, когда в ее первые годы с винтовками шли на пулеметы, «взяв помощником русский мат», когда о себе думалось в самую последнюю очередь; и страдающее от гибели однополчан и от грязи предательства сердце солдата; и разрывающиеся глубоко в тылу вражьи снаряды-похоронки…
   
Только прошедшие все тяготы войны и радость заслуженной Победы и их по духу наследники знают – Родину нужно защищать и на дальних подступах. Так понимаемый воинский долг может вызвать истинное сострадание и к судьбам воинов-афганцев:

…Нас проводил вчера комбат,
Сейчас забыты мы страной… 
(Не вспомнят, с. 128)

Невозможно для любящего сердца равнодушие к судьбе многих современных деревень, тем более к родным, где неоднократно бывал и знал людей, чьи имена «…Как песню пою и как сказку читаю…»

С глазницами пустыми вместо рамы,
Покинутые избы вдоль дорог.
Давно, как мертвые, не имут сраму,
И никого не ждут на свой порог…
…Покинутые избы у дороги,
И наклонило кладбище кресты.
А на иконах лики строги…
Прости нас, Родина, прости.
Уходит Русь в нескошенные травы,
И не прощает нам она,
Поклоны перед импортной отравой,
Забытые родные имена.
(В родных местах, с. 14)

В том нет души, кто не жалеет об ушедшем:  о великой стране, о ее социальных завоеваниях, о ее высокоподнятом знамени морали и нравственности. И в том нет разума, кто не понимает необходимости исторической преемственности, в том числе в преодолении смутных времен.

…Даль горизонта блеснула огненно,
Словно россыпь зажженных углей.
Боже, неужто сгорела Родина,
Средь широких и снежных полей?
 («Господи, мы и так напуганы…», с. 147)
               
…Век двадцатый кончился бессильем,
Нет на карте древнего села.
Только бы история России
Мохом и травой не заросла.
(Ченебечиха, с. 75)

Сергей Лебедев понимает, что древние легенды и предания – это те корни, из которых и растет древо народное, тот фундамент, на котором стоит состоящий из малых родин дом нашей большой Родины. Отсюда и любовь к  легендам своего Ветлужского края, послужившим основой для венка поэм «Легенды Поветлужья». В написании их использованы работы ряда местных краеведов и историков, воспоминания  жителей, рассказы и статьи, опубликованные в  местной периодической печати, материалы из книг местных писателей. Вслушайтесь в названия этих легенд: «Ветлуга», «Мирошкина гора», «Лялины  горы», «О Ляле-разбойнике, княгине, Бархотке и Шалухе», «Чёртовка», «Ченебечиха», «Песнь печали об Ирге», «Степанида ветлужская (Бабья Гора)».

…Долго хранятся легенды о прошлом,
Их не засыплет забвенья песок…

(Песнь печали об Ирге, с. 79)

Читающий строки этих поэм-легенд обретает уверенность в возрождении всего лучшего, что было, в развитии всего хорошего, что есть в наше время.
   
В замечательно описывающем сельский быт тридцатых годов рассказе «Рыбаки Ветлуги» автор пишет: «Сын всю жизнь восхищался отчаянным поступком отца, который, не раздумывая, бросился в ледяную воду реки ради общего дела». Вот наличие таких людей в нашем роду, в нашей истории и наша память о них тоже прибавляют нам веры в то, что:

…Придет еще и на Ветлугу счастье,
Дорогу верную Россия обретет…
(Письмо родителям, с. 25)

Сергей Лебедев – тонкий пейзажный лирик. Об этой грани его творчества можно много говорить, но лучше всего это видно из его поэтических строк:

…Как люблю тебя я, русская гармошка,
Как люблю тебя я, русская земля!
(На пристани, с. 19)
               
…Сквозь туман седые ивы
Смотрят в зеркало воды,
Шепчут каплями игриво,
В зелень капают лады…
(Утро на Оке, с. 15)

Пожелтевшие смотрят березы
С удивленьем в озерную стынь.
 («Пожелтевшие смотрят березы…», с. 35

А стихотворения «Сырая капризная осень…» и «Осенний мотив» (сс. 114 – 115) и восьмистишья (сс. 107 – 110) можно назвать лучшими в лирике автора.

Безусловно, книга «Течет Ветлуга в памяти» понравится читателям и станет одной из лучших в серии «Приложение к журналу «Приокские зори». Как пишет в своем предисловии к книге главный редактор журнала А. А. Яшин: «…Его любовь, его душа, его боль буквально светятся сквозь каждую строку этой книжки».
   
Завершить же хочется словами самого поэта, автора книги:

…Пусть же мой путь оборвется внезапно.
Что ж, синевы над собой не боюсь.
Даже, пускай не вернусь к вам обратно,
Хватит того, что увидел я Русь.
(«Если мой путь оборвется внезапно…», с. 171)


Ярослав Брагин (Яков Шафран)

© Яков Шафран