Сказки странствий, какие они?

Александр Михельман
Данная статья была написана по совету замечательного автора и истинного мастера сказки, которого лично я бесконечно уважаю - Григория Тер-Азаряна. За что я ему бесконечно благодарен. С лёгким сердцем рекомендую всем сказки Григория Тер-Азаряна, гарантирую, вы не только приятно проведёте время за чтением его работ, но и получите заряд позитива.



Приветствую тебя, мой любезный начинающий писатель. Сегодня я хочу попытаться рассказать тебе немного о том, как надо писать сказки. Спешу уточнить, что у меня нет настоящего литературного образования, все свои знания и опыт я получил исключительно из книг других авторов. Потому мой первый и главный совет – хотите научиться писать настоящие сказки, читайте признанных классиков. Андерсена, братьев Гримм, Милна и прочих достойных авторов, а также сказки народов мира. Если есть желание работать в стиле фэнтези, советую ознакомиться с такими авторами, как Толкин, Говард и Олаф Бьёрн Локнит. (Кстати, последний названный автор написал подробную и интересную статью о том, как надо писать книги в стиле фэнтези).


Я мог бы много рассуждать о том, что сказка должна нести добрый посыл и учить детей и подростков правильным вещам, но… мне кажется, это  и так всем понятно, потому не буду испытывать твоё терпение, достопочтенный начинающий автор,  и перейду сразу к советам. Поскольку лично я специализируюсь на так называемых сказках странствий, то именно о них и будет моя статья…
               

***


Допустим, вы проштудировали пару сотен книг и уже имеете представление о том, как выглядит хорошая интересная сказка. Думаете, вы уже готовы приступить к работе? Вынужден я вас разочаровать. Теперь вы должны узнать всё обо всех известных мифологических существах. (Если вы не собираетесь, конечно, писать СКАЗКИ КАК У ВСЕХ с тремя-четырьмя стандартными народами, давно приевшимися читателю. Я уже не говорю о том, что каждый новый малоизвестный или вовсе не известный мифологический персонаж обладает своими интересными способностями и особенностями. Зачастую даже выдумывать ничего не приходится.) Ой, только не пугайтесь, для лентяев есть энциклопедии волшебных существ. Садитесь, подыскиваете подходящего персонажа или народец и пишите про него (про них). Лично я так и делаю. Для тех, кто хочет описывать народы сказочные совсем уж идеально, советую найти интересную серию книг, называемую «Гиды цивилизаций». В этой серии описываются реально существовавшие народы: галлы, шумеры, византийцы – максимально подробно. Нравы, законы, во что одевались, кому молились.


Переносите эту информацию на свои волшебные народы с некоторыми изменениями, и у вас получается идеальное, подробное, точное, логичное, красочное  описание.
Этот метод полезен также, если вы собираетесь писать сказки по известным мифам, дабы Геракл у вас действительно проживал в древней Элладе, Стрелок И в древнем Китае, а Робин Гуд в Англии, а не в каких-то странных стандартных мирках, плодах больной фантазии американских сценаристов. Читателю интересно и познавательно весьма. Да, настоятельно советую отринуть «Толкиновщину», я о том, что все волшебные народы делятся якобы на "плохие" и "хорошие". Дети вырастают и переносят эти понятия в реальную жизнь и делят людей на «свои», правильные народы и чужаков, «хачей», «кавказцев», «жидов» и прочее. Детям следует внушать мысль, что нет никаких «неправильных»  или «злых» народов. Есть лишь отдельные злые личности, с коими и надо бороться. И в роли негодяя может выступать и гоблин, и тролль, и эльф, и гном, и фея. То же и о положительных героях.
Дальше всё зависит от того, про что будет ваша сказка. Если ваш герой - сиротка, отправляющийся через лес к троюродной бабушке (коя по совместительству окажется злой ведьмой), в принципе, вам должно хватить и этих знаний. Если же вы хотите написать что-то более серьёзное, скажем историю, в коей героям придётся сражаться и странствовать, вот тут придётся вновь отложить перо и опять взяться за энциклопедии. В идеале, хороший автор должен разбираться во всех науках и знать всё обо всём, хотя бы в общих чертах. Любая фантазия должна опираться на реальные знания. Запомните, рецепт успешной сказки: двадцать пять процентов - фантазия, двадцать пять процентов – усидчивость и трудолюбие, и пятьдесят процентов – знания. Заодно и сказка ваша будет не только интересной и увлекательной, но и познавательной.

               

***


Для начала – оружие героев. Нет, есть вариант пойти по проверенному «Толкиновскому» пути с эльфами-лучниками, гномами с топорами и героями-меченосцами, но, проклятье, это же – скучно и, мягко говоря, примитивно. Почитайте об оружии разных стран и народов, это не только интересно,  но и полезно.


У правильно вооружённого персонажа появляется куча дополнительных возможностей, что, в свою очередь, дарует вам огромное количество интересных вариантов развития событий. Вот дайте герою обычный меч, и что? Что можно делать с мечом, кроме как рубить врагов и дрова? Да ничего. А теперь одарите героя той гусари (длинная стальная цепь с кинжальным лезвием на конце). Ну, ничего в голову не приходит? С помощью такого оружия можно и противника одолеть, и на дерево влезть, и пленника повязать, и скакуна заарканить. Вот сколько всего, и это только при первом взгляде! К тому же, индивидуально и правильно подобранное оружие прекрасно характеризует персонажа и восполняет его недостатки.


Вот все зациклились на том, что гномы с топорами ходят, а если подумать? Зачем карлику, живущему в горах или под землёй, топор? Тем более, при его росте? Оружие должно компенсировать слабости своего носителя, значит, что нужно малорослому крепкому парню? Да копьё ему нужно. Любого врага достанет, и через расщелину перепрыгнет, и в болоте тропу прощупает. Заодно на копьё можно опираться, как на посох. А если и давать карлику топор, то… Метательный. Чтобы разил на расстоянии. А ещё лучше вооружите малыша арбалетом, пращёй, метательными ножами. Пусть спины товарищам прикрывает! Есть о чём подумать, не правда ли?


И ещё, меня всегда поражало в сказках вот что. Возьмут в качестве персонажа какого-нибудь Ивана, крестьянского сына, дадут ему меч-кладенец и отправляют на битву с драконом. Вы мне не подскажете, что крестьянин с таким оружием делать будет? Его что, с детства учили мечом рубить? Бред полный. Вспомните, с помощью чего крестьяне в ополчениях сражались? Топор насадят на топорище длиннее обычного, и вперёд. Или вилами, или косами, или цепами. Назовите вы вилы «трезубцем Перуна» и пусть ваш Иван воюет на здоровье. И кстати, намного сподручнее сражаться с драконами с древковым оружием-то.  И, конечно же, не забудьте про доспех. Красивый и продуманный доспех сделает образ героя более полным. Если ваш персонаж – рыцарь, скачущий на коне, это одно дело, если охотник – другое. Учите матчасть, чтобы у вас воины в полном доспехе не прыгали по деревьям, аки белки.
               

***


Итак, теперь, когда вы получили необходимые знания, можете наконец-то взяться за дело. Прежде всего, нужен хороший сюжет. В любом случае, сюжет должен быть продуманным, дабы происходящее и действия героев и злодеев не были бессмысленными и нелогичными. Хуже нет, когда автору приходится каждые пять минут объяснять читателю, почему герои совершили какое-то действие или почему они его не совершили. Нет, можно заявить, что герои не очень умны, а злодеи и вовсе слабоумные и недалёкие, но сказка у вас будет неинтересной.  Продумываете каждый шаг, каждое утверждение заранее! Пусть враги проигрывают не из-за того, что слабы и глупы, а потому, что герой находчив, на худой конец, удачлив.
               

***


Не могу не подсказать один приёмчик, который я просто обожаю. В общем, идея такова, вы пишете от имени героя одну главу, а следующую главу уже от имени героини.  И так, чередуясь, всю книгу. Главное, работа на контрасте, ведь герой и героиня разные существа, по-разному смотрящие на жизнь, с разными точками зрения на одно и то же событие или ситуацию. Фактически вы пишете одновременно два разных произведения.  Каждый читатель найдёт то, что ему будет интереснее, аудитория увеличивается вдвое.


Дальше есть несколько вариантов:


1) Герои отправляются в разные концы сказочного мира (например, если необходимо быстро раздобыть две половинки одного артефакта, сокрытые в разных местах). Скажем, герою приходится прорубаться сквозь толпы кровожадных врагов, а героиня в это время в сопровождении крошек фей и эльфов будет наслаждаться красотами малого мира. Боевик и милая сказочка в одной обложке.


2) Герой отправляется в путь, а героиня остаётся дома. При таком раскладе приключения героини могут быть любыми. Борьба с местным второстепенным врагом (или предателем); невесёлая жизнь, полная тревожного ожидания, вернётся герой с победой или нет? Забота о местных жителях (подданных, родичах) и каждодневный труд; или красивая романтичная история, при которой героиня некоторым образом  «погуливает» с симпатичным соседом. Вот у вас снова два параллельных рассказа. Один – о подвиге ратном, другой, скажем, – о бытовом героизме. И неизвестно, кому из персонажей тяжелее придётся.


3) Героиня оказывается в плену у врага. Представляете, ЧТО ей приходится пережить? Каждодневные оскорбления, домогательства главного врага, страх смерти, а ведь злодей может на бедняжку и заклятье наложить! Если героиня отважна, можно собрать команду из других пленников и сбежать, или очень вовремя поднять восстание. Вариантам развития событий нет числа!


4) Героиня работает на врага либо по принуждению, либо из-за заблуждений молодости. Непосредственно сражается с главным героем или, как минимум, подсказывает главному злодею «хорошие» идеи, как лучше извести названного главного положительного персонажа, но в то же время любит этого самого доброго героя. Описания её страданий, раздумий и колебаний не сможет оставить читателя равнодушным. Тут можно и трагедию написать, и боевик, и мелодраму, и самую невинную, чистую и добрую сказку.


5) «Локнитовский» вариант. Герой и героиня странствуют вместе, одни и те же приключения, но при этом каждый описывает всё происходящее со своей точки зрения. Поверьте, если всё правильно сделать, получится интересно и нестандартно. Плюс объём книги увеличивается вдвое, а автору не нужно придумывать слишком уж много приключений.
 

В идеале такое произведение лучше писать вдвоём, но при наличии таланта можно справиться и самому.
               


***


Многое зависит от того, пишете ли вы сказку для самых маленьких или детишек постарше. Для малышей советую я выбрать что-то простенькое и милое.
Самый стандартный сюжет таков: имеется злодей, есть некий артефакт, с помощью коего этого самого вредину можно победить, и несколько героев, которые и должны отыскать упомянутый артефакт и наказать злодея. Злодей или угрожает героям, или причиняет им какой-нибудь вред. Убьёт родственников, заклятье наложит или ещё что сотворит. Дабы исправить зло, причинённое врагом, или помешать злодею в его планах, герои и пускаются в путь. Дальше всё зависит от того, планируете ли вы написать длинную сказку, или маленькую. Из личного опыта могу указать, что, дабы читатели не уставали, с того момента как герой отправится в путь и до самой великой битвы за артефакт, герой должен поучаствовать в трёх приключениях. Три подвига, свершив кои, герой и заслужит право обладать артефактом. Странствуя, он может встретить нескольких полезных друзей. Подчёркиваю этот момент, поскольку, увы, многие нерадивые последователи Толкина обожают создавать команды из гнома, эльфа, волшебника, человека-героя и ещё кого-нибудь, не озаботившись тем, чтобы придумать, ЗАЧЕМ герою такие помощники. Команда должна быть идеальной, продуманной, каждый персонаж обязан дополнять других, дабы герои могли одолеть любого противника и при любом раскладе. Не можете придумать такой команды? Ох, беда с вами, ну что же, придётся вам воспользоваться стандартной схемой.
               

***


Для начала – главный герой. Если вы пишете для маленьких, упомянутый герой должен быть отважным, находчивым, благородным, добрым. В общем – пример для подражания. Для детишек постарше я посоветовал бы куда более интересный вариант – неоднозначный персонаж. Чуточку глуповат, малость трусоват, немножко эгоист. Пусть все подвиги свершает из-под палки. В общем, клоун, постоянно совершающий ошибки и влипающий в неприятности, но клоун милый, трогательный и забавный. При таком персонаже сказка будет живее и привлекательнее, пусть детишки повеселятся.
И уж конечно ни один герой не обойдётся без возлюбленной. Впрочем, не обязательно брать любимую с собой. Она вполне может остаться дома или попасть в плен. Сейчас вообще популярен вариант, когда героиня, в общем-то, не злая, но попала в плохую компанию и работает на врагов. Героини обычно бывают двух видов – боевитая, отважная воительница или милая, нежная и трогательная красавица. И с обеими героинями можно придумать кучу интересных приключений. Лично я обожаю варианты, когда милашка, участвуя в битве со злом, потихоньку превращается в воительницу.


Нельзя также забывать об очень важном персонаже – Мудреце-учителе. Тот, кто знает всё и обо всём, обучает героя нужным и правильным вещам, собирает команду борцов со злом. С помощью такого персонажа удобно также показывать, НАСКОЛЬКО опасен враг. Мудрые учителя часто гибнут в битве со злом, жертвуя собой во имя спасения главного героя.
 

И ещё, героя должна сопровождать весёлая парочка. Недалёкий силач и хитрый коротышка. Вот кто не оставит читателя равнодушным. Их ссоры и споры, ошибки и похождения (как вариант, попойки и драки) способны украсить любую, самую мрачную историю. И конечно, они настолько идеально дополняют друг друга, что никакой враг не устоит перед их силой, доблестью и обаянием.


Ой, чуть самое главное не забыл – милая зверюшка!!! Героя должен ОБЯЗАТЕЛЬНО сопровождать небольшой обаятельный и смешной зверёк. Такой питомец способен растрогать и восхитить читателя и выручить героя в безвыходной ситуации. Очень советую наделить зверюшку огромными ушами и глазами, а также длинной и мягкой шёрсткой. Проверено на практике, беспроигрышный вариант.
               

***


Теперь о важном, о врагах. О, эти злодеи! Многие считают, что главный в сказке – добрый герой. Так вот, это отнюдь не так. Положительные герои, как правило, довольно стандартны, похожи, как две капли воды, и скучны. Злодеи же… Создать настоящего яркого злыдня – большая удача. Нет, можно, конечно, ограничиться каким-нибудь Кощеем Бессмертным или Змеем Горынычем, но тогда и сказка будет неинтересной. Достойный антипод доброго героя должен быть умён, хитёр, находчив, иметь отличное, хотя и своеобразное чувство юмора. Для малышей предпочтительнее создавать злодея немного неуклюжим и трусоватым, хвастливым и нагловатым. Для детей постарше и подростков идеальным покажется злодей с чёрным юмором, и чтобы был он действительно опасным и жестоким.


И уж конечно, у любого злодея обязательно должны быть помощники. Традиционно, их трое, один мелкий, трусливый, злобный, но о-о-о-очень хитрый и мастер на разные гадости. Как вариант он может быть волшебником, злым учёным или чиновником. Второй помощник обычно очень силён, мастерски владеет оружием, отважен, есть вариант сделать его рыцарски честным. (Для маленьких детишек лучше заменить силача забавным дурачком, обжорой-толстяком). Третий помощник – существо женского пола, лучше, если она будет красива, но коварна. Коварная красотка способна украсить любую сказку. Для маленьких детей сойдёт, впрочем, и старая ведьма.
               


***


Итак, у вас есть злодей и его помощники. Теперь необходимо придумать для злыдня хороший злобный план. Чего хочет каждый злодей? Известно чего, власти над миром и его обитателями (как вариант, уничтожения этого самого мира). Для этого злодею нужна армия, ужасный магический артефакт или хотя бы идеальный монстр. Ох, какой же у вас, как у автора, простор для фантазии!!! И, конечно же, вы можете пойти по сложному пути, прочитав обо всех известных артефактах, изучив кучу научных книг и создав нечто идеальное. На худой конец, пересмотреть некоторое количество американских мультиков и кино про супергероев, понабраться идей и попытаться доработать их, добавив к экшену немного смысла и логики. Научившись находить все ошибки и благоглупости в названых мультфильмах и выбрав и переработав неплохие идеи (а такие попадаются, поверьте мне), ты, мой начинаю автор, научишься тщательно продумывать всё то, что пишешь. Учатся на чужих ошибках, помните?
               

***


Итак, рассмотрим все имеющиеся варианты того, что может понадобиться нашему злыдню для захвата мира.


1) Начнём с магического артефакта. Магические артефакты являются либо идеальным оружием, превращающим своего обладателя в серхсущество, либо орудием массового поражения, либо единственной вещью, способной уничтожить главного злодея. В принципе, в этой роли может выступить любой предмет, хотя обычно авторы предпочитают украшения, детали одежды, оружие. Исходя из формы и сути волшебного предмета, можно представить себе силу, которую он даёт, хотя это и не обязательно. И уж конечно артефакт должен быть либо компактным и удобным для транспортировки. (Если он наделяет определёнными способностями одну личность или команду). Либо грандиозным, если необходимо устроить апокалипсис или массовое наделение способностями неких народов. Любой артефакт должен быть красивым, таинственным.


Прятать его советую в какой-нибудь лабиринт смерти. Этакое опасное место, полное ловушек и монстров. В идеале такой лабиринт лучше создавать, имея некий багаж знаний по физике, химии, баллистике и прочему. Нет знаний, опять же смотрите американские мультики, там предлагают иногда неплохие варианты, главное убрать всё откровенно нереальное и бредовое.


2) Армия монстров (големов, созданных из различных материалов, мертвецов-зомби и др.). Воины злодея должны быть необыкновенно сильными, малоуязвимыми, послушными воле хозяина, лично мне нравится, чтобы они были ещё и хищными. Так они будут завоёвывать мир с ещё большим удовольствием, ведь их жертвы одновременно являются ещё и закуской.


Соответственно, названные монстры должны быть жутко уродливыми, злобными и коварными. Можно ограничиться штампами, вроде гоблинов, троллей, оборотней и прочей скукотени, но я бы посоветовал придумать своих чудищ. Не так это и сложно – крепкая мускулатура, длинные клыки, когти, возможен вариант со щупальцами и шипами. Для любителей научного подхода я бы предложил подучить биологию, анатомию людей и животных, птиц, насекомых, рыб, растений. При наличии нужных знаний можно комбинировать этих созданий, дополняя недостатки одних тварей достоинствами других. Можно создать чудище, идеального обитателя одной из стихий. Например, тварь, проживающую под землёй, с мощными когтями и сильными передними лапами (вариант – ротиком, как у дождевого червя), или в воде – с плавниками, жабрами, или летающую – с крыльями и ярким оперением. Возможен вариант универсального монстра. В качестве такового могу предложить известный штамп – дракона. Летает, плавает, бегает, лазает. Старательный автор задумается о том, из каких существ состоит упомянутый дракон – это ящер, летучая мышь и… огнемёт, изучит ящериц (как вариант – динозавров), летучих мышей и огнемёты и создаст идеального персонажа. Автор ленивый воспользуется известными стандартными драконами, будет не так интересно, но «пипл схавает».


Про зомби подробно писать не стану, тут вариантов не много и персонажи довольно известные. Можно поиграть со степенью разложения этих чудищ, добавить им стальных протезов и оружие.


Очень интересны големы. Тут вариантам нет числа. Хочешь, придумай «живые» доспехи, но… лучше всего изучить свойства различных материалов. Например, если ваши истуканы – каменные, то из какого камня они состоят? У каждого минерала ведь свои свойства, а значит, у монстра будут некие специфические слабости и способности. Если сталь, то какая сталь? Медь лучше проводит электричество, чугун прочен, золото не ржавеет, ртуть текуча. Если враг огненный, из каких материалов состоит его тело и с помощью чего его легче будет одолеть. Ну, в общем, вы меня поняли.
               

***


Нельзя забывать также такую важную тему, как взаимоотношения героя и главного злодея. Два антипода, дополняющих друг друга. Проще всего писать историю, предположив, что злыдень о герое вообще ничего не знает, слыхом не слыхивал, видом не видывал, вплоть до того момента, пока главный герой не явится на финальную битву. Примитивно, но зато до определённого момента нет и противостояния. Герой может делать всё, что пожелает, спасать разных существ, учиться нужным вещам. Автору не придётся каждый раз оправдываться, с чего это суперзлодей в очередной раз упускает героя и проигрывает ему. Если такой вариант не подходит, есть несколько полезных штампов. Первый: злодей создаёт (или посылает) каждый раз идеального монстра (или хитреца, мастера ловушек), но герой побеждает, становясь сильнее и опытнее. Второй: злодей настолько в себе уверен, что сидит в сторонке и ждёт, пока герой станет могучим и опытным, дабы одолеть по-настоящему крутого истинного соперника. Третий: злодей у себя на базе (в замке, в мирке) устраивает столь идеальную ловушку, что появление героя желательно и ожидается с нетерпением. Четвёртый: кто-то из команды злодея предатель, помогающий герою, преследуя свои личные цели.
               

***


Итак, у вас есть герои и злодеи, армии вооружены и готовы к битве, артефакт в лабиринте смерти ждёт своего обладателя. Всё, что остаётся тебе, мой славный начинающий автор, это провести читателя по бесконечным тропам вашей фантазии. Я наметил вам основной маршрут, теперь только от вашего таланта, ума и чувства юмора зависит, полюбят ли читатели ваши сказки или нет.