Дарий

Эльвира Гусева
               
              Живя  рядом  с  человеком,  собака  становится  его  другом  и  помощником.  Не  случайно  в  числе  первых  пррученных  человеком  животных  была  именно  собака,  которая  сторожила  дом,  ходила  на  охоту  вместе  с хозяином,  а  ещё…  она  сразу  становится  для  него  чем-то  нужным,  незаменимым  и  дорогим.  Особенно  остро  осознаёшь  это,  когда  её  теряешь.
             Нашему   любимцу  Дарию  было  семь  лет.  Белый  с  рыжими  подпалинами  на  спине  и  боках,  очень  сильный  и  гордый  пёс  из  чистокровной  породы  западно-сибирской  лайки.  Сегодня  его,  к  великому  сожалению,  нет  с  нами.  Причину  смерти  установить  сложно,  собака  не  может  пожаловаться,  сказать   что-либо,  от  этого  становится  ещё  обиднее.   Мучают  сомнения:   может,  можно  было  помочь?  Для  нас  он  был  чем-то  большим,  чем  просто  собака.
            Как  страницы  книги  мелькают  воспоминания  о   его  в  общем-то  короткой  жизни.  Кажется,  так  недавно  это  было,  когда  мы  радовались  его  рождению:   белоснежный  с  рыжими  пятнышками,  такой  беспомощный,  ну  как  плюшевый – красавец.  Первые  уроки  с  ним  по  подготовке  к  охоте.  Он  был  таким  смешным,  как  вертлявый  ученик  на  уроке,  который  не  слушает  своего  учителя, а  потом  и  не знает,  что  ему  нужно  делать.  Хозяин  внимательно  и  терпеливо  снова  и  снова объяснял  ему,  показывал,  поощряя  и  журя  одновременно.
            Вот  его  первое  боевое  крещение.  С  каким  интересом  он  обнюхивал  всё  охотничье  снаряжение,  пытаясь  что – то  понять  и запомнить.  Сердцем  чуял,  что  едет  на  свою  «работу»,  настраивался  и  готовился,  как  мог.   Первая  охота  была  удачной,  хотя  от  первого  выстрела  он  очумел,  и,  испугавшись,  бросился  в  кусты,  чего  никак  не  ожидал  его  хозяин.  Но  это  было  только  в начале,  затем,  видимо,  поняв  свои  обязанности,  Дарий  работал  прекрасно.  Был  и  хорошим  сторожем,  но  зря  не  лаял.   С  годами  становился  всё  мудрее-  это  было  заметно.
            Меня  всегда  прельщало  обстоятельство – быть  хозяйкой  такой  большой  собаки,  я  любила  его  кормить,  гладить,  расчёсывать  его  шерсть,  а  самое  главное – чувствовать  любовь  и  благодарность  такого,  на  первый  взгляд,  грозного  животного,  то  есть  быть   с ним  на  «ты».  Как  же  они  умеют  любить  и  быть  преданными  людям!
             …Уже  больной,  Дарий  лежал   в  прихожей,  я  сидела  в  комнате,  не  звала  его,  не  разговаривала  с  ним.  Вдруг  он  встал  с  места,  подошёл  ко  мне,  уткнулся  носом  в  подол  платья  и  замер. Я  попыталась  было  пожурить,  одновременно  гладя  его  голову.  Мне  стало  не  по  себе,  комок  подкатил  к  горлу,  на  глаза  навернулись  слёзы,  так  хотелось  разреветься.  Я  понимала,  что  ему  плохо,   он  прощается  со  мной,  но  ничем  не  могла  ему  помочь.
               Я  старалась  держаться,  собрав  последние  силы,  я  ласково,  как  всегда,  сказала  ему:  «Ты  не  падай  духом  друг,  всё  пройдёт,  и  ты  поправишься,  мы  ещё  с   тобой  пойдём  в  лес,  поедем  на  лыжах,  а  сейчас  отдохни,  тебе  надо  поспать».  Умница,  он  знал  всё  наперёд  лучше  меня. Поднял  голову,  посмотрел  в  мои  глаза,  и  очень  тяжело  вздохнул.  Мне  никогда  не  забыть  этот  момент.  Ведь  мы  оба  поняли,  что  мои  слова  не  сбудутся.  Утром  Дария  не  стало.   Остались  одни  воспоминания.  Больше  собаки   в  семье  никогда  не  было.

апрель 1989 года.