Урок Пятый

Алексеев Сергей Трофимович
      З Е М Л Я   

      Если небесное покровительство, Раз, Даждьбог, имеют четко выраженное
мужское начало, то Земля и все с ней связанное явно женское, поэтому в языке
хранится ее магическая формула-мантра – Мать-сыра-земля. Ра звучит напористо,
экспрессивно, а его изнаночная сторона Ар мягко, бархатно, гибко. И не случайно
слово земля хоть и начинается знойно, с огненного знака З, но тепло это
отраженное, спроецированное Ра, и так же не случайно изображается буква
в виде коронованной вьющейся змеи.

      Знаменательно в этой связи еще одно наблюдение: в Даре Речи сохранился
синоним слова «солнце» - коло. Буквально, огненный круг, небесное колесо,
коловрат, изображавшийся в виде четырех- или восьмилучевой свастики, вращающейся
«посолонь», то есть, огненного креста с завихренными лучами. В слове коло
первоначальный смысл несколько размыт звучной, «круглой» буквой О, существующей
в «акающем» русском языке для благолепного звучания, для выпевания его голосом.
Стоит насытить практически любое славянское слово этим звуком, и оно уже
покатилось – крава - корова, млеко - молоко (отсюда млечный путь), славий -
соловей. Чувствуете, как значительно меняется смысл и содержание? Это же самое
происходит и с коло, несущее в себе средний род, как и солнце. В его «служебной»
форме – кла тот же час высвечивается значение слова – к ла, то есть, к семени
относящийся, само суть семя, оплодотворяющее землю. Свастика это не фашистский
знак, это солнце сеющее: именно эта суть запечатлена во всех индоарийских
орнаментах. Фашисты по своей необразованности придали ему зловещий смысл и
таким образом изъяли священный знак из строя символических образов.

      А теперь посмотрим в этой связи на слово сколот: С К ЛА Т, буквально,
тот, кто несет семя (огонь, свет), на земную твердь. Или несущий семя знаний,
сеятель, просветитель.

      Ар зеркальное отображение огня и света Ра. Поистине, кто сотворял Дар,
взирал сверху! С земли этого не узреть.

      В одной из книг я уже писал об этом, но здесь необходимо повторить, дабы
высветлить эту неразрывную связь двух начал. Вслушайтесь и всмотритесь в само
слово – Земля: нет ни единого лишнего знака и звука! З – знак огня, отраженный
свет, ЕМ (ЁМ) – емкость, вместилище, лоно, более знакомое нам по слову «водоем».
Емать-имать – брать, воспринимать, а ЛЯ, ЛА – семя. В слове лава тоже нет ничего
лишнего и переводится с русского на русский как истекающее семя. Вулканическая
лава представлялась семенем (спермой) земных недр, впрочем, так оно и есть, и
тогда открывается слово влага. Лада, Ладо – дающий семя, и припев ля-ля-ля,
ла-ла-ла не был бессмысленным набором звуков.

      И посмотрите, насколько тонки и изящны языковые нюансы: слово от корня
лов, а очень похожее по звучанию слава имеет совершенно иной смысл – имеющий
семя, детородный, полноценный, которому и воздавали славу, славили, восхваляли. 
Поэтому словене живущие с лова, а славяне – плодовитые, дающие, изливающие семя
знаний! Дешифрированием слова влагалище вы займетесь на досуге, а мы на уроке
воспроизведем информацию, полученную из слогокорней: Земля - планета, емлющая
огонь, свет семени. То есть, имеющая атмосферу и биосферу – условия, способные
воспринимать ЛА, чтобы впоследствии выметать росток, соцветие и родить плод –
продлить жизнь солнечного огня и света. Поэтому планета и получила название –
Мать-сыра-земля. Столь выразительного определения более нет в языке ни о каком
предмете или явлении.

      Не берусь утверждать, летали наши пращуры в космос или нет, или  только
«растекашеся мысью по древу», но Тот, кто творил Дар Речи, делать это умел и
витал над Землей, ибо не позрев оком своим на все иные близлежащие, безжизненные
планеты, нельзя назвать Землю – Землей.

      Однако же откройте любой толковый либо этимологический словарь и почитайте:
зем – корень, л – суффикс, я – окончание. Все время хочется спросить составителей:
что, никто не узрел едва скрытого смысла слова? Ну ладно, немцы, французы, датчане
(перечислю только нескольких, приложивших руку к Дару Речи – А. Брюкнер, А. Беццен-
бергер, А. Шлейхер, Х. Педерсен, Г. Хюбшман, Л. Теньер, Э. Бернекер). Не считая
известного Фасмера. Ну а русский по роду и образу А. Г. Преображенский, например?

      Вопросы болтаются в воздухе…

      Идем дальше. Кажется, у Земли, как и у солнца, так же много иных названий,
синонимов, как говорят лингвисты (такие термины лучше не использовать, они гасят
свечение слов). Не задумываясь, языковеды отнесли к синонимам то, что ими вовсе
не являются! У планеты Земля есть единственное космическое название – Земля, и
другого нет и быть не может. Понятие земли как почвы вовсе не означает планету.
Буква Т, твердь, одно из них, но тоже не ключевое, а определяющее качество земной
поверхности, и включает в себя все: горы, низменности, степи, пустыни – все, что
относится к земной тверди. А знак Т по своему начертанию явно пришел из рунического
письма, и означает примерно следующее: «что из земли пришло, то в землю и уйдет».
Но не в виде праха, и это очень важно, а в виде семени, дабы вновь возродиться и
повторить круг жизни. Столп с перекладиной вверху отсекает его от всего небесного,
указывая на земное происхождение, а сама перекладина имеет на концах опущенные вниз,
значки семени. Твердь это в прямом смысле твердь, невозделанная земля, целина
первозданная. И чтобы возжечь ее, воскресить, обратить в ниву, необходимо
приложить труд пахаря – оратая-аратая. Ар тоже невозможно рассматривать как
синоним – это возделанная, благодатная почва, воскрешенная к жизни и оплодотворенная
твердь. Слово почва говорит само за себя – почать, разбудить, воскресить жизненные
силы тверди, буквально поднять целину. Целина и, простите, целка – однокоренные
слова и означают девственность, целомудрие. Поэтому молодожена после первой брачной
ночи спрашивали, ну что, дескать, распочал?

      Но, может быть, есть в других языках хотя бы отзвук подобных знаний о Земле,
что заложены в Даре Речи?

      Греческое гео скорее сочетается со славянским твердь, нежели чем с планетой,
емлющей огненное семя, и восходит к мифической Гее, которая «гемофрадическим» путем
зачала сначала горы и Понтийское (Черемное, Русское море), ужасных титанов и титанид,
а еще Урана-Небо, которого родила и вышла за него замуж. Столь мудреное начало
получило развитие: Уран каким-то образом оставил в чреве матери-жены всех уродов
и, похоже, отпустил на свет лишь Кроноса и Рею, будущих родителей Зевса. И тогда
Гея решила оскопить своего сына-супруга, на что подговорила этого самого Кроноса.
Из крови мужа родились еще более мерзкие чудовища – гиганты и с ними Афродита, а
Гея тем часом вышла замуж за своего сына Понта. И они уже в браке нарожали новых
уродливых титанов, которых впоследствии Зевс одолел и бросил в тартар.

      Вобщем, наблюдается некая мифическая кровожадная и устрашающая бестолковщина,
вместо стройной, поэтической истории, характерной для мифов. Полное ощущение, что
описание бытия Геи не точно, сумбурно и безграмотно переведено с другого языка,
кусками изъято из чуждой культуры и приспособлено к греческой. Скорее всего, это
результат похода Язона, история славянской Матери-сырой-земли, неверно списанная
с Золотого Руна или умышленно искаженная, дабы отделить себя от варварского
предания  – не случайно же Гея вышла за Понтийское море. Если бы Гея не произвела
на свет жутких выродков, с кем бы тогда боролся Зевс, дабы прослыть героем? Короче,
сотворение мира богов у будущих эллинов прошло не очень успешно.

      Латинское терра звучит более вразумительно, хотя тоже не несет в себе ярко
выраженной космической, планетарной нагрузки. По крайней мере, она несколько
приближена к славянской версии представления о планете, но имеет в себе зримые
следы заимствования. В русском языке есть привязанное к земной поверхности слово
тара (вместилище), и намек на космическое пространство есть. Правда, знак Т,
стоящий во главе слова, приземляет его, вводит указание на твердь, поверхность
Земного шара, а не на космический объект. За Уралом, в Омской области, есть река
Тара и одноименный город, смысл названий которых можно бы перевести как возделанная,
благодатная твердь. Земли там и впрямь вроде бы неплохие и были заселены русскими
задолго до прихода в Сибирь Ермака Тимофеевича. Зная как, где и на каких основах
формировался латинский язык, можно попытаться перевести слово терра по принципу
разделения на слогокорни и вычленить первоначальный смысл. Получается не совсем
ясная формула: «вмещающая солнце» или «гнездо солнца», если  тер рассматривать
как искаженное тар.

      Я не беру во внимание иные, особенно младосущие языки индоевропейской семьи,
поскольку в них нет даже намека на космогонические символы.

      Наиболее широкое понятие возделанной земли (почвы), целинной тверди приобрело
в языке слово ар, слоговая форма которого указывает на глубокую древность. Ар, как и
Ра, присутствует и освещает все, что связано с почвой, пашней, нивой, лежит в основе
корней, имеющих земное начало и часто сочетается со знаком Т, твердью. Перечислить
птенцов этого гнезда невозможно, ибо вкупе с РА оно является хребтом языка и органи-
чески с ним связано, либо очень легко перетекает из формы в форму. Например, мы про-
износим пар, и сразу понятно, что это столп, поднимающийся от земли. В слове жар
практически то же самое, только здесь уже не испарения – огонь, поэтому пожар –
земное явление, однако жара уже говорит об участии солнца. Первоначально арка –
душа земли, та самая радуга, воспринимаемая пращурами в виде семицветной дуги,
выходящей из земли и уходящей в нее же. Ка – душа, дух, незримая энергия, суще-
ствующая во всяком предмете и явлении, но видим ее редко, как радугу после дождя,
поэтому кат – змей-горыныч, обитающий в недрах тверди. В дохристианской культуре
существо это вовсе и не зловредное – душа земной тверди. Его, естественно, боялись,
но и уважали, ибо природу воспринимали в ее естественном составе, как мы ныне
воспринимаем газовый состав воздуха. От ката произошло слово гад, иногда неверно
трактуемое как порождение ада. Аркан (веревочная петля) и арка архитектурная
появились позже, по кальке с солнечной дуги. Любопытно слово Аркаим: это все-таки
условное наименование кольцевого города-крепости эпохи бронзы, обнаруженного
археологами – назвали так по казачьему поселению, бывшему неподалеку. Однако
весьма символично и переводится, как «емлющий душу возделанной земли». Или место,
куда уходят радуги – это же поэзия!

      Наконец, слово арать – пахать, буквально, возделывать, воскрешать твердь,
положившее в основу название народов, живущих «с сохи» - арии или арьи. Всего-то –
пахари и вовсе не истинные нордические немцы-фашисты. Существует земельная мера –
ар, более знакомая как десятина, сотая часть гектара, указывающая на чисто земле-
дельческое употребление этого слова.

      Часто ар фигурирует в топонимах и гидронимах, точно определяя время, место и
качества горы или водоема. Арарат – земная, горная дорога к солнцу! Гора – гара –
движение к солнцу, поэтому на Урале есть гора Манарага, буквально, манящий солнечный
путь. Если вам удастся побывать у ее подошвы, полезете на вершину непременно, даже
если оттопали сорок верст перед этим – поманит. Аральское море, Арал, расположенный
близ южных отрогов Урала, знаменитое Синее море из русского фольклора, связанное с
чудесами. Эту горячую полупустынную землю под солнцем издревле заселяли скифские
племена саков, массагетов, с которыми столкнулся Александр Македонский, когда
пришел в Среднюю Азию. По свидетельству Каллисфена, историографа великого
полководца, местные скифы отличались воинственностью, непокорством и склонностью
к партизанской борьбе. Что более всего поразило племянника Аристотеля – македонцы
и массагеты понимали друг друга без толмача, и это за тысячи верст от Македонии,
в Средней Азии, в красных песках Кара-кума, где еще не было узбеков. Тут, на
берегах реки с названием Окс (впоследствии Аму-Дарья) он и встретил свою любовь
с именем Роксана… А еще скифы закованы были в искусные чешуйчатые латы, причем и
кони их тоже, и появлялись они так внезапно, словно из-под земли, и так же бесследно,
на глазах, исчезали – вобщем, «в чешуе, как жар, горя – тридцать три богатыря…»

      Сказка – ложь, да в ней намек.

      Особо следует остановиться на тартаре, куда Зевс потом скинул все мерзкое
потомство своей бабки Геи. Кстати, она и ныне продолжает рожать уродов, ласково
и щадяще называемых теперь представителями нетрадиционной сексуальной ориентации.
Эти отвратительные твари чувствуют себя вполне комфортно в нынешнем толерантном
обществе и даже шествия устраивают по улицам стольных градов. Но это пока еще Зевс
не пришел и не отправил их в холодную Сибирь – именно тартаром она и называлась,
в частности, на картах Меркатора. Да и у нас еще на устах и слуху выражение –
загреметь в тартарары. Наверное, для Средиземноморья места эти были проклятыми,
охаянными и представлялись преисподней, аидом, ледяной бездной бездонной за
высокими медными стенами. И это все потому, что избалованные своим климатом,
греки не знали точного перевода многих, заимствованных в сколотском Причерноморье,
слов. Тар – это не всегда возделанная, благодатная твердь, здесь же повторение
как бы удваивает его смысл: мы и сейчас, не задумываясь, дублируем одно слово,
чтобы подчеркнуть значимость – вот-вот, чего-чего? так-так. И получается, тартар -
«земля в земле», причем, еще не возделанная твердь.

      Тут надо вспомнить Тару, правый приток Иртыша и ее смысл «вместилище»,
который вроде бы лежит на поверхности. Но дотошный словоед может и пальцем
погрозить, мол, тара, слово-то будто бы заимствовано у арабов. Верно, есть
такое, и обозначает емкость, но как оно могло врасти в сибирскую землю, если
город Тара основан еще до прихода Ермака? То есть, реку назвали раньше, чем
там появились удалые казаки. Иностранцев, конечно, тянуло к скифам во все
времена, но думаю, за Каменный пояс, за Урал они еще не ходили, помня Зевса
и тартар. Да и арабы до таких широт тоже не забредали (они появятся позже,
через Среднюю Азию). А то бы вот удивились, встретив еще одно знакомое название
реки. Ибн Фадлан, писавший о реке Ра, мог подумать, что на территории России
живут египтяне и его собратья, коль повсюду «чужестранные» гидронимы. Или
индийцы, поскольку по левому берегу Инда есть пустыня с названием Тар…

      И тут следует вспомнить еще одно слово – таран, подвешенное, окованное
железом, бревно, которое раскачивали и пробивали твердь - крепостные ворота и
даже стены, оставляя проран – пробоину, куда и устремлялись воины. Вспомнить
и всмотреться в слово проран,  которое мы часто употребляем, глядя, как солнце
пробилось сквозь тучи. Буква О, внедрившись в него, изменило смысл, превратив
пра в про – приставку, и получилось, проран, это прораненная твердь, дыра. Но
праран звучит несколько иначе и связывает нас с пра – высшим небесным божеством.
Здесь надо призвать на помощь еще одно слово, касающегося времени – рано, то
есть до восхода солнца, потому как пора – по солнцу. Рано и рана (повреждение
плоти) – не созвучие, а однокоренные слова и означают буквально отсутствие
солнца, жизни, огня и света, короче, тьма, бездна. В Даре Речи еще в средние
века для обозначения раны, оставленной мечом или копьем, непременно использо-
валось более точное слово – язва, где ва означает течь, струиться, бежать.
Поэтому говорили «уязвить супостата», «уязвлен бысть», то есть, это когда
из тела истекает не только кровь, а яз, энергия жизни, и человек вместе с
личностным «я» теряет память, сознание, хотя при этом дух солнца аз в нем
еще остается.

      То есть, тара в данном случае не совсем емкость, вместилище – это
пробитая, протараненная твердь, ворота в бездну, где нет пра. Вот туда
мы и боимся загреметь. Тартар это не просто «земля в земле», скорее
«твердь в тверди», место, где существует непознанное пространство,
которое так страшило греков и куда Зевс спровадил бабкино потомство
геев. Сведения о тартаре в Элладе получили скорее всего из Золотого
Руна, привезенного Язоном. В Сибирь греки не ходили, если не считать
их богов, в частности, Аполлона, ни по суше, ни морями, поскольку для
них путешествие на Понт было невероятным приключением. Так что вход в
тартар следует искать где-то вдоль реки Тары, но прошу вас, не ищите –
не найдете ни в районе пяти озер, ни на Алтае, ни в иной «аномальной»
зоне. Кроме того, греческая память сохранила страхи, испытав нашествие
Баламира и его сына Аттилы, вышедших из этой бездны, а наша – монголо-татар.

      Сейчас уже всем известно, что татары произошли от перегласовки слова
тартары. Я уже писал в одной из книг, что в Сибири до сей поры всех не
русских, не славян называют татарами, к примеру, ясашных хакасов,
алтайцев (кузнецкие татары в Таштаголе) или, как в сопроводительной
грамоте к первому японцу, коего привезли на двор к Петру, – «Апонского
государства татарин…». Но их мы пока оставим в покое, в том числе
японцев, которые в петровские времена еще не знали ни паруса, ни
пороха, ни тем паче секретов технологии производства классных
автомобилей и радиоэлектронной техники. И гуннов тоже оставим,
поговорим сначала о земледелии в Тартаре.

      После того, как в Сибири возникли сторожевые остроги и сюда
потянулось население из-за Урала, в основном казаки или оказаченные
крестьяне с Русского Севера, у переселенцев возникло две нужды –
острый недостаток хлеба и женщин, чтоб заводить семьи. С женами даже
было полегче, брали местных девушек, государи издавали указы собирать
по кабакам гулящих женок, дабы впоследствии отдавать замуж за сибиряков.
Но вот с зерном возникала проблема – его везли санными обозами через
уральский хребет, и все равно было мало, у новопоселенцев часто к весне
начинался голод. То есть, это говорит о слабости земледелия, хотя по югу
Сибири, в степной и лесостепной зоне земель было очень много, и свободных,
одни Барабинские степи чего стоят, а северо-казахстанские целинные области,
тогда не занятые кочевыми казахами?

      Пахарей-аратаев было мало, культура землепашества не развита – кое-как
добывали хлеб лишь себе на пропитание, но обеспечить им быстро растущее
население оказалось невозможно. Спрашивается – почему? А увлечения были
далеки от распашки целины, не хотели казаки идти в хлеборобы. Не надо
забывать, отношения в ту пору были рыночными, а Сибирь, особенно ее лесная
зона, вплоть до арктической тундры была насыщена зверьем, как в зоопарке.
Европейская же часть Руси и сама Европа, где всю фауну уже выбили, требовала
мягкой рухляди, как сейчас газа и нефти. Рисковые, верящие в удачу, пересе-
ленцы об этом прекрасно знали и мечтали жить не «с сохи», а с лова. И бога-
тели стремительно, как ныне олигархи, прикупившие несколько скважин – лишь
отслюнивай чиновникам-воеводам откаты. А еще параллельно началась золотая
лихорадка…

      И только Столыпину удалось заселить области, пригодные для земледелия
и переориентировать устремления новоселов на аратайский промысел. Да и то
с трудом: к примеру, мои вятские предки-переселенцы, угодив на плохие
подзолистые почвы, норовили сквозануть на прииски или в угольные шахты
Кузбасса, на худой случай. Лишь после освоения целинных земель в пятидесятых
пшеницу повезли из Сибири за Урал…

      Так что тартар благодатен был для охотников, но никак не для
ариев-пахарей, однако название Зауралья все равно кричит само за
себя – дело в земле, в земной тверди! Если это не ворота в бездну,
где нет пра, то что? Русский язык точен и время отшлиховывает в нем
исключительно чистое золото, даже без сопутствующих минералов тяжелой
фракции. Великий мыслитель, ясновидящий оракул М. В. Ломоносов предсказал:
«Государство российское будет прирастать Сибирью…». И был совершенно прав,
поскольку знал, что кроется за словом тартар – бездна подземных богатств.
Но, скажите вы, золото и все прочие огромные запасы минерального сырья были
открыты много позже, нефть, газ и вовсе в середине двадцатого века.

      И будете не правы, если так скажите…

      Как вы думаете, скифы, жившие в тувинской Долине Царей, даки, саки,
массагеты, обитавшие по Оксу, впоследствии гунны, потом «монголо-татары» -
все они, воинственные и хорошо вооруженные, где добывали железо, медь, олово,
серебро и золото? Где-то на стороне? Или везли его из-за Урала, как зерно?
Из глубин Востока, из Индии? Это сколько же обозов потребовалось бы, чтобы
Баламиру снарядить и вооружить свою армаду? А во что заковывали себя и коней
массагетские всадники времен Македонского?

      Для того чтобы производить подобную искусную броню, необходима
металлургическая практика многих столетий.  Наши казаки, освоив приполярье
Дальнего востока, пытались приучить местные народцы к кузнечному ремеслу.
Чтоб хоть гвозди себе рубили, чтоб кой-какие ножи и топоры научились ковать,
дабы не возить их за тридевять земель – за двести лет так и не научили.

      Да и сами казаки Ермака тащили с собой весь расходный материал вплоть
до подков, и потом все время писали Строганову или царю – дай пороху, дай
чугуну на ядра, дай железа на сабли и топоры. По всему этому ходили и
клянчили, ибо уже тогда забыли о существовании таинственной чуди сибирской –
великолепных рудознатцев и технологов черной и цветной металлургии. И в
наше-то время мы помним о чуди заволочской и той, что жила когда-то по
берегам Чудского озера…

      Кто она – чудь, мы разберем на отдельном уроке, а пока скажу, что
этот скифский народ заселял значительную территорию горно-таежного юга
Сибири, и память о нем осталась в преданиях, сказаниях и даже воспоминаниях.
Я сам не однажды слышал их от старообрядцев и старожилов, которые даже
показывали огромные, округлые, явно рукотворные провалы на земле – чудские
копи. Они есть в Омской, Новосибирской, Кемеровской, Томской областях и
Красноярском крае, в Саянах, на Алтае и Кузнецком Алатау. Если кратко,
то история их жизни такова: обитала чудь всегда под землей, редко выходя
на поверхность, добывала руды, плавила металлы, ковала оружие, утварь,
занималась ювелирным искусством. Но пришли на их земли некие люди белой
березы, и кончилось время. Чудь подрубила деревянные столбы, поддерживающие
кровлю их подземных жилищ и, по одной версии, погубила себя таким образом,
по другой – навсегда ушла в земные недра, завалив все входы. Иногда чудины
и чудинки все-таки являются к людям, в основном, из-за дел сердечных –
влюбляются в наших парней и девушек, или наоборот, юноши влюбляются в
прекрасных подземных принцесс и уходят с ними. Выглядят они необычно,
как альбиносы, и вместо нормальных зениц в глазах имеют всего лишь точки,
остальное белки, отчего их и зовут – чудь белоглазая. Зато они видят в
полной темноте и передвигаются, не коснувшись ни единого предмета, как
летучие мыши.

      Не отсюда ли пришло выражение – загреметь в тартарары? Не память о них
ли искаженным отзвуком донеслась до греков и тартар обратился в преисподню?

      Как бы там ни было, но благодаря чудским копям были открыты многие
месторождения железа, угля, алюминия, свинца, меди, золота: геологи
пользовались следами от их шурфов и штолен, что доказывает существование
целого народа в Сибири, который занимался горно-металлургическим ремеслом.
И еще чудь оставила после себя множество курганов, где была золотая утварь,
украшения и драгоценности, которые привлекали к себе ватаги новгородских
ушкуйников еще в тринадцатом веке.

      И в самом деле, кто-то ведь разорил большую часть скифских захоронений
в Сибири, много позже раскопанных академиком Окладниковым? Ограбил могильники,
нарушая все местные традиции и не опасаясь гнева богов? Все валят на монголов,
де-мол, их конницы несколько раз проскакивали до реки Ра, учиняя надругательство
и кощунство, но это суждение не выдерживает критики. У себя под носом они бы
снесли все памятники скифской культуры до последнего, а Долина Царей не тронута,
и вообще, чем далее на восток, тем курганы целее.
Кто-то приходил с запада…

      Емлющая огонь и свет, планета хранит еще много тайн, которые открываются
по неуловимой, не ясной нашей логике, мистической закономерности, как открылся
Аркаим – благодаря тому, что человек преодолел земное тяготение и научился летать:
кольцевые города в челябинской степи обнаружили пилоты местных авиалиний. Кто их
строил, кто там плавил бронзу в каждом доме? Почему возводил великие крепостные
стены, если не было врагов?

      Об этом следующий урок…