Воспоминание о молодости

Веселина
Валентина Герасимовна в свои 88 лет решила кое-что хорошего о себе  вспомнить...Я думаю-это интересно.

  (  Ей 15) Я поступила в сентябре 1941 года в ремесленное училище связи, где училась 5 месяцев до февраля..(нужно сказать, что в школе она была двоечницей,а я троечницей...просим прощения у отличников),но уже в октябре у нас была практика:ходили исправлять телефонные обрывы на крышах. Ребята постарше пролаживали кабель через Амур.Меня за хорошую работу пргласили в Музкомедию-там был вечер для хороших учениковФЗО.

В училище моя фотография всегда висела на доске почёта,но теория у меня хромала...Я сдала на 3 разряд..В феврале нас отправили в Куйбышевку Восточную. там я проработала полгода: пролаживали кабель, искали и исправляли обрывы. Здесь я была на своём месте, так как практика по кабелю у меня была хорошая.

 Потом меня отправили в Архару и дали участок Урил в сторону Хабаровска20 километров, но я обслуживала 40 километров.Одежонка на мне была плоховата:валенки стёршиеся,пальто прохудившееся,вязанный берет,переодеться не во что..Жила на квартире, паёк 600 граммов хлеба и всё:хочешь кушай сразу или тяни целый месяц. Летом ещё ничего: листья винограда, щавель,лук дикий, а идёшь на линию, несёшь на себе провод,изоляторы-штук 5-6,когти,телефон и сумка инструментов килограмм на 10..

   По линии нас работало трое-ещё мужчина и парень-калека. Летом меняли сгнившие столбы,,а зимой изоляторы и скрутки, чтобы не было обрывов. На моём участке никогда обрывов не было, а вот в сторону Архары порвался бронзовый5 милиметровый провод инужно было исправить его за 20 минут. Я вышла срочно: холод, метель, ветер.  Подошла к столбу,захватила лапками,полезла на столб, а меня качает вместе с проводом, силёнок не хватает.Провод сам по себе тяжёлый.Но я тяну.Добралась до места, сделала перемычку, нужно положить на изолятор,а у меня пальцы не двигаются,и ноги , и лицо застыло- не могу доделать.

В телефон говорю , что не могу, замёрзла.Смотрю: из поезда 5 солдат выпрыгивают на ходу( я не могла на ходу выпрыгивать, машинисты матерились, но останавливали поезд для меня.)
Губенко залез, снял с меня когти, я села ему на шею и скатилась.А там кто руки трёт , кто лицо, потом схватили за руки и бегом до железной дороги. Я согрелась и там уже сама пошла до сторожки,там охрана моста располагалась.

 Напоили чаем с сухарём,подсадили на русскую печку, я выспалась , а утром дали починенные валенки и шапку-ушанку.
 Весной был ремонт низовки Архары:Магилёвка, Гилёвка, Дыды.В бригаде нас было три девчонки. В Могилёвке для нас выписали пшено, картошку, молоко,, овёс, муку.Приезжаем за продуктами, а нам говорят, что всё забрал наш начальник-Сёгин. себе.Дали нам только немного картошки и молока 3 литра.

Шли пешком до Дыдов по холмам , по болоту-обувь у всех порвалась, дошли до места, нас на лодке перевезли на другой берег,устроились у медсестры-даже не посмотрели что за село-некогда было:поспали и на работу.Нам связали лапти. А в лаптях даже легче было ходить по склонам,по болоту.

Мы почти закончили ркмонт, оставалось только два столба. Нам сказали спустиься по ручью.Стали спускаться, а тут медведь справа от нас и тоже по ручью спускается. Мы бросились бежать по болоту где столбы чинили.Пришли к месту ночью, нас ищут. ругают.
В Могилёвке обувь нам починили, а лапти , которые тоже порвались повесили на дерево.В Могилёвке сели на лошадь, сложили инструменты в телегу,дальше с ремонтом до Урила .В Уриле я посадила огород, полола, пооливала,но всё пропало-меня забрали в Куйбышевку. Там меня устроили в радиоцентр.
И у них я работала на отлично.Инженер меня очень ценил, так как я быстро находила неполадки и исправляяла, а они не могли так быстро работать.

Инженер умолял меня остаться , хотел обучить их работе в радиоцентре, но мне хотелось домой...
 А дома я намучилась.В 4 часа утра я шла с базы в город каждый дннь.
Дали мне задание-исправить обрыв в Берёзовке.Когти были маленькие, столб толстый и обледеневший, пурга, ветер.Думаю, прийду утром , исправлю. А меня на Воронеж отправили исправлять порыв там.На  Воронеже я всё сделала, а в это время берёзовский монтёр доложил о неисправности . о моём промахе...
 Меня наказали, отправили на лесозаготовки: пилила. грузила.пахала землю.косила-всегда перевыполняла норму.Я очень догадливая по работе: например, в грузовик  мы брёвна грузили с помощью двух верёвок. и т.д.  Так и закончилась моя молодость: вышла неудачно замуж,жизнь пошла шиворот навыворот...А вот если бы послушалась инженера и осталась- всё было бы по другому..

                Лубягина Валентина Герасимовна.