Как ханин толчёт воду в антисемитской ступе. вагне

Владимир Опендик
  КАК  ХАНИН ТОЛЧЁТ ВОДУ В АНТИСЕМИТСКОЙ СТУПЕ
     ВАГНЕР. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Еврейство гнилостно от природы, до мозга костей
поражено тленью. Что же ещё осталось делать с ними,
врагами человечества? Рано или поздно евреи будут уничтожены.
Р. Вагнер. Еврейство в музыке. 1869 год.

      ВСТУПЛЕНИЕ

Предыдущие части статьи с подробным анализом творчества немецкого композитора XIX-го века Р. Вагнера были посвящены критике двух публицистических работ, а также осуждению антисемитских измышлений так называемого русского музыканта, так он себя сам квалифицирует, Горбатова, и спевшегося с ним еврея Ханина. Предлагаемое продолжение этих частей - особое, потому что в нём высмеиваются и разоблачаются примитивные суждения еврея В. Ханина, который не постеснялся публично выступить с защитой неуча Вагнера и повторить почти все постулаты и глупости упомянутого русского музыканта Горбатова. Речь пойдёт о статье Ханина в газете "Новый меридиан" под названием "Вагнер. Ничего кроме правды" (№ 984 от 26 сентября 2012 года). В эпиграфе к этой же статье автор повторил слова клятвы, которая обычно произносится свидетелями какого-либо преступления в начале судебного заседания. Легкомысленный Ханин явно себя подставил, потому что из предыдущей статьи этого же автора читателям уже известно, какую "правду" может засвидетельствовать этот добровольный защитник злобного немецкого антисемита.
Ханин решил заступиться за г-жу М. Прицкер, которая выступила с типичной для советского искусствоведа риторикой в защиту музыканта Вагнера в местной газете (М. Прицкер. "Вагнер: любить иль ненавидеть", газета "Репортёр", № 288, 13 апреля 2012). Об этом своём намерении Ханин сообщил в самом начале статьи: "У меня вызвала чувство негодования заметка В. Опендика, бездоказательная, с фактами, позаимствованными, вероятно, также у Арановича". Прошу сразу заметить, как Ханин "сложно" формулирует свои мысли: сначала утверждает, что статья - бездоказательная, но с использованием "фактов"! Если же внимательно прочесть мою предыдущую статью "Об отношении евреев к Вагнеру", которая вызвала у Ханина "чувство негодования", то станет ясно, что она посвящена критике умозрительных, эмоциональных и крайне непрофессиональных впечатлений бывшего советского музыковеда Прицкер о творчестве Вагнере, и в ней ни разу не упоминаются ни имя дирижёра Ю. Арановича, ни опубликованные новые материалы об антисемитизме  Вагнера. "Замечательная" фраза о негодовании, осталась пустой декларацией, поскольку Ханин не смог найти каких-либо оправданий для проявления повышенных эмоций. В моей статье нет слов, заимствованных у Арановича, поскольку до её публикации не был знаком с его статьёй. Особенно смешным и искусственным выглядит нагнетание оппонентом страстей, поскольку вместо защиты бедной мадам Прицкер Ханин с энтузиазмом принялся "критиковать" комментарии к недостойному поведению Вагнера, примеры которого были мною взяты из сообщений той самой Прицкер! Эту путаницу с причинами повышенного негодования следует запомнить ещё и потому, что Ханин поклялся писать только правду и ничего кроме правды. Осталось доказать, что в статье Ханина "правда" и не ночевала. Ещё замечу, что Ханин зачем-то понизил статус моей статьи до уровня "заметки". Между прочим, эта "заметка" по объёму и содержанию, навряд ли, уступает опусу Ханина.

                ЧТО НЕПОНЯТНО ХАНИНУ

Сам факт появления в еврейской прессе текста еврея Ханина, судя по возрасту, едва пережившего годы Холокоста, в защиту неординарного антисемита XIX-го века является отвратительным и позорным. У нашего народа, к сожалению, существует такое огромное количество внешних ненавистников, что нам ещё не хватает врагов в собственной среде! По содержанию статья Ханина - совершенно пустая, не имеющая ни новых фактов, ни собственных мыслей, если не отнести к ним вздорность и отсутствие каких-либо обоснований большинства суждений, с помощью которых автор превратил некоторые исторические факты в винегрет из домыслов. Чрезмерное преувеличение личных амбиций и завышенная самооценка настолько перехлёстывают через край разумного, что мне вообще не хотелось браться за этот труд и даже тратить слов опровержения, но друзья уговорили, и мне пришлось согласиться.
Из текста Ханина следует, что мою статью он читал невнимательно, её смысл усвоил приблизительно, либо совсем в ней не разобрался. Поэтому у него множество  вопросов и неуверенных фраз, хотя что-либо двусмысленного или недосказанного в моей статье обнаружить трудно. Несколько примеров к сказанному. Ханин спрашивает: "Вы, что, не читали ни Достоевского, ни Гоголя, ни Шекспира, уважаемый автор, имея в виду их антисемитизм?" И даже сам добавляет несколько имён антисемитов "разной глубины". В связи с этим странным вопросом приведу фразу из моей статьи: "Антисемитов, признанных национальными классиками в мировой культуре, всегда существовало достаточно много. Назовём для примера имена В. Шекспира, Н. Гоголя, Ф. Достоевского и других". Имена двух последних классиков упомянуты мною ещё раз: "Если Вагнер был психически неадекватен, как и некоторые другие антисемиты (Гоголь, Достоевский)...". И далее: "Среди евреев ещё встречаются люди, которые называют классика русской литературы Ф. Достоевского, отъявленного антисемита, великим гуманистом". Как видите, читатель, сказано весьма чётко, да ещё подтверждено цитатой из дневника Достоевского, но для Ханина этих фраз оказалось недостаточно. Может быть, его не устроила оценка творчества этих "классиков", тогда так и следовало бы написать!
Ещё вопрос Ханина: "Интересно было бы узнать, "головы" каких "конкурентов" вы имеете в виду? Может быть, Джакомо Мейрбера, умершего в 1864 году или Феликса Мендельсона, умершего в 1847 году, или Фрометала Галеви, умершего в 1862 году". И сам же приходит к умозаключению: "Так что ходить по головам Вагнер мог только на их могилах". Эта дикая догадка, возникшая в голове Ханина, по которой Вагнер ещё не прошёлся, возникла только потому, что перечисленные композиторы скончались до 1864 года, то есть за 19 лет до смерти самого Вагнера. Странно, что Ханин, большой любитель музыки Вагнера, не знает имени французского композитора еврейского происхождения Д. Мейербера, и почему-то постоянно пропускает букву "е" после "и" краткого.
Во-первых, еврейские композиторы, перечисленные Ханиным, были не конкурентами Вагнера, а его учителями, и многие из них помогали молодому музыканту в трудный период становления карьеры. Все они жили в одно время с Вагнером, а самый старший скончался, когда Вагнеру уже исполнилось 34 года, то есть когда композитор достиг зрелого возраста. Так что могилы с еврейскими головами могли ещё подождать.
Во-вторых, неблагодарность к своим учителям Вагнера не красила. Все без исключения примеры аморального поведения музыканта мною взяты со ссылкой на статью музыковеда Прицкер и потому приводятся в кавычках. Ханин зачем-то решил защищать бедную женщину от неё самой. Среди прочего, г-жа Прицкер сообщила о письме Вагнера венгерскому композитору Ф. Листу, в котором тот признавался, что не может "нормально функционировать без проявления антисемитизма", чем и проявил "возмутительную неблагодарность по отношению к Мейерберу и Мендельсону".
В-третьих, г-жа Прицкер сообщила о многих неблаговидных поступков композитора, в том числе: "Вагнер не гнушался заимствовать везде и всюду", то есть воровал чужие мысли и мелодии, и "вообще использовал всех, кого можно", "своё антисемитское эссе он сочинил..., чтобы "вызвать скандал и привлечь к себе внимание и, главное, деньги", а также стремился к власти, к деньгам и так далее. По этому поводу мною было сказано: "Сам Вагнер стремился в жизни, ступая по головам своих конкурентов, - к власти, к деньгам, распространению ненависти, к подлости, воровству и так далее". Суждения Ханина о "хождениях по головам" живых музыкантов весьма точно характеризует надуманность его пустопорожней риторики. Поэтому одним из вариантов названия  моей статьи было: "Много шума из ничего".
Ещё большее раздражение вызвало у Ханина упоминание о воровстве Вагнера чужих идей и мелодий. Он разразился тирадой, не имеющей завершения: "Предубеждение, пристрастность, ненависть отчётливо выражается в обвинении Вагнера в стремлении "к воровству". Вроде бы сам догадался и даже пояснил, что речь идёт "о заимствовании чужих мыслей и мелодий". Ну, конечно, о них! Почему Ханин не возмутился, когда о воровстве написала его протеже Прицкер? Ведь именно у неё и взята эта информация. О склонности к заимствованию Вагнера писали не только музыковеды, но и музыканты. Так, музыкант А. Штильман подтвердил: "В жанре оперы он пользовался новыми приемами, украденными, в частности, у Листа. Не будем переоценивать значение Вагнера в музыке. Он привел жанр оперы в тупик и поэтому не имел последователей" (А. Штильман. Любите ли вы Вагнера? журнал "Вестник", № 18, 2003). Сомнительно, чтобы Ханин смог опровергнуть мнение профессионального исполнителя музыки Вагнера!
Однако раздражение Ханина оказалось неискренним, потому что он сам не только не опроверг воровские замашки Вагнера, но стал их оправдывать: "Вы, уважаемый автор, не знаете, что музыканты не редко (частица "не" в наречии пишется слитно - В. О.) заимствуют друг у друга. И сюжеты опер у поэтов, например, у Гейне". Это означает, что "великий" Вагнер вполне "законно" воровал мелодии и сюжеты у менее известных авторов!
Подлые поступки совершались Вагнером гораздо чаще, чем можно себе представить. Композитор проявил себя как полное ничтожество не только в суждениях о евреях, но и во множестве недостойных поступков, а также при проявлении свойств характера. Ханин вроде бы потребовал привести примеры подлых поступков Вагнера: "Стремление "к подлости", - так Ханин легко и неграмотно перефразирует мою фразу, - вызывает полное недоумение". Заметьте, недоумение - не частичное, а по полной программе, и не сама подлость, а только стремление к ней. Вот такой эмоциональный инженер попался. Что касается подлых поступков композитора, Ханин почему-то вспомнил об отношениях Вагнера с женщинами, которые отличались особой аморальностью, хотя в моей статье нет ни слова о его любовных похождениях. Однако в связи с упоминанием женщин сошлюсь на интереснейшую, с множеством семейных фотографий, статью М. Залесской, которая так и называется: "Рихард Вагнер и Козима фон Бюлов. Преступление против морали" (Gala - Биография, ноябрь 2011 года). По поводу истории  отношений Вагнера со второй женой Козимой автор сообщила: "Любовь не была прекрасной романтической сказкой. Ее называли «развратом», «позором», «преступлением против морали».
Однако любовные прихоти Вагнера меня интересовали меньше всего. Но Ханин стал допытываться, о какой конкретно подлости идёт речь, и, по-своему, стал "обелять черного кобеля". "Его (Вагнера) дом ежедневно был полон разными людьми (так в Одессе говорят о бочках, полных кефали, - В. О.). И никто из них не заметил подлости Вагнера". Этот шедевр доказательства следует переслать в книгу Гиннеса в раздел "Глупости" или "Вздор". О семейных отношениях с такой достоверностью может писать только тот, кто жил в доме Вагнера и был лично знаком со всеми его посетителями. Для подтверждения этой "аргументации" Ханин привёл эпизод из судьбы русского художника Павла Жуковского, автора декораций и костюмов к первой постановке оперы Вагнера "Персифаль". Жуковский бывал в доме Вагнеров. Забывая о том, что речь-то идёт о поведении самого композитора, который имел нетерпеливый и раздражительный характер, а не о характеристике русского художника, Ханин зачем-то сообщил читателям информацию о самом Жуковском: "Благороднейший человек, как в своих дневниках подчёркивает Козима", используя "замечательный источник", который сам Ханин в глаза не видел. Однако должен разочаровать Ханина и тех, кто ему поверил. Недолгое содружество Павла с Рихардом завершилось полным фиаско. Фотограф Г. Брандт, работавший в Байройте, вспоминал: "Было уже написано много эскизов на большой картонной доске, однако Вагнер оставался недоволен. Художник был в отчаянии. Однажды, как раз во время моего разговора с Жуковским, вошел внутренне раздраженный Вагнер, взглянул на новый эскиз волшебного сада, бросил его тотчас в угол к остальным и взволнованно закричал: "Не то! Эти цвета не подходят к моей музыке. Если бы я только мог рисовать!" Ничего не говоря, как он представляет этот волшебный сад, он, не попрощавшись, выбежал из комнаты" (П. Климов. Рихард Вагнер и Павел Жуковский, Музыка - реферат).
Ещё смешнее выглядит догадка Ханина о том, что подлость Вагнера могла проявляться в изменах его любовницы Козимы, бывшей жены дирижёра фон Бюлова: "Так может быть речь идёт о покинутом Козимой фон Булове? Так это обычное явление, когда жена уходит к другому. Но если г-н Опендик считает это подлостью, не будем оспаривать". Ханин почему-то изменил написание фамилии мужа Козимы - "фон Булов" вместо "фон Бюлов". Вот так, по-мирному, Ханин закончил свои размышления по поводу проявления подлости, хотя в начале обсуждения этой темы был вне себя от бешенства. И опять следует отметить, что вся риторика Ханина, связанная с подлостью Вагнера, не стоит выеденного яйца. На самом деле, Опендик считает возмутительной подлостью Вагнера не его любовные похождения, а клевету на еврейский народ, призывы к физическому уничтожению евреев, которые "должны перестать быть евреями". Аморальное поведение Вагнера по отношению к тем, кто ему помогал, - к композиторам Мейерберу и Мендельсону, кто финансировал - к английскому меценату Лоссоту, немецкому финансовому покровителю О. Везендок и к тем, кто принимал участие в исполнении произведений - дирижёру Гансу фон Бюлову и другим музыкантам, является второстепенным, менее существенным проявлением негативных личных свойств композитора по сравнению с подлым антисемитизмом. Вагнер уводил от своих меценатов жён, прелюбодействовал, превращал замужних женщин в любовниц, спал с юной Бландин, старшей сестрой Козимы, весьма "странно" вёл себя с молодым баварским королём Людовиком II-м, который финансировал Вагнера многие годы, однако в моей статье эти факты вообще не упоминались.
На основании информации, почерпнутой из статей на Интернете и у мадам Прицкер, стало очевидным, что Вагнер был личностью мерзопакостной. Этот вывод, опять же, возмутил инженера, особо чувствительного к негативной оценке поведения антисемита Вагнера. И вот какие "опровержения" придумал инженер антисемитских душ: "Но рядом с мерзопакостным находились многие известные евреи второй половины XIX-го века, среди них выдающиеся музыканты Иосиф Рубинштейн, Герман Леви, Карл Тозиг. Был бы Вагнер жив, он бы вызвал вас на дуэль или привлёк к судебной ответственности за явное оскорбление". Может быть, и вызвал, но непременно с г-жой Прицкер и с вами, Ханин, что гораздо приятнее, поскольку вы оба засвидетельствовали и подлость Вагнера, и воровство, и антисемитизм композитора, то есть подтвердили всю его мерзопакостность. Как обычно, Ханин приклеивает к рядовым музыкантам преувеличенный эпитет "выдающиеся", хотя никто не предоставлял ему прав выдавать крайне субъективное и непрофессиональное мнение за общественно-признанное. Кроме того, все упомянутые Ханиным евреи опозорили себя рабским служением антисемиту. Своим беспринципным поведением они вызывали неприязненные чувства, как у немцев, так и у евреев, и никаким авторитетом ни раньше, ни в наше время не могли быть. Ханин наивно считает, что само присутствие евреев даже с рабской психологией способно облагородить любого антисемита, в том числе и Вагнера. Возможно, вокруг Ханина также суетятся евреи такого же типа, что и вокруг Вагнера, иначе невозможно объяснить странные выступления в печати еврея в защиту нерядового еврейского ненавистника. 
После ознакомления с моей фразой об особой оголтелости антисемитизма Вагнера и его личных заслугах в обосновании подготовки к уничтожению еврейского народа, любопытствующий инженер снова спрашивает: "Хотелось бы узнать, где автор увидел и обнаружил, прочитав между строк самого Вагнера, обоснование подготовки и уничтожения целого народа". Зачем же так усложнять проблему и читать между строк, когда нужно читать текст самих строк. Да в той же статье "Еврейство в музыке" в обоих вариантах! В эпиграфе к настоящему тексту приведена цитата из статьи Вагнера образца 1869 года, а в статье 1850 года можно обнаружить не менее выразительную фразу всё о том же: "Для еврея сделаться вместе с нами человеком, значит, прежде всего, перестать быть евреем". То есть исчезнуть с лица земли! Обе фразы имеют вполне определённый смысл, не понимать их могут только зашоренные на величии Вагнера личности. Таким логическим выводом Вагнер завершает оба варианта своих статей, которыми возбуждал ненависть немецких мещан ко всему еврейскому. Другая статья того же Вагнера - "Что такое немецкое", которую автор писал, начиная с 1865 года, в течение тринадцати лет - переполнена восхищениями перед всем немецким: "Немецкая поэзия, немецкая музыка, немецкая философия вызывают вплоть до сего дня величайшее уважение у всех народов, при этом даже самыми добродушными из наших соотечественников овладевает режущая глаз жажда господства, тяга к безграничной власти над другими народами". Обратите внимание на тот же метод огромного обобщения, который Ханин и Прицкер позаимствовали у Вагнера: "величайшее уважение у всех народов". Ну, конечно, у эскимосов, у гаитян и прочих шведов. Вагнер мечтал о будущей великой Германии, которая стала бы похожей на "Священную Римскую Империю", а нацисты свою Германию назвали Третьим Рейхом. Гитлер же не был совсем сумасшедшим, когда признал Вагнера своим духовным учителем, а его музыкальное творчество - «высочайшим выражением немецкой души». Поэтому и назначил Вагнера главным композитором нацистской Германии.
В статье "Что такое немецкое" Вагнер вновь вспомнил о коварстве и силе евреев: "Евреи завладели этими преимуществами, и еврейский банкир приобретает свое огромное состояние именно благодаря тем препятствиям, которые повсюду встречает рост национального благосостояния, все более приходящего в упадок. Еврей исправил эту несмышленость немцев, взяв духовную жизнь Германии в свои руки; и мы видим сегодня, что отвратительное искажение немецкого духа преподносится немецкому народу как его якобы подлинное отражение". Все эти "мысли" композитора лишь подталкивали немецких мещан к мыслям о необходимости физического избавления от евреев. Влияние евреев на жизнь в Германии Вагнер иносказательно называл "вторжением самого чуждого элемента в немецкую общность", "эксплуатируемую евреями". Вагнер обзывает евреев "демократическими спекулянтами", которые "наполняли все немецкие книжные и картинные лавки, все так называемые «народные» (на деле – акционерные) театры – грубыми, совершенно пустыми и жалкими продуктами, на которые приклеили рекламную этикетку «немецкое и еще раз немецкое». Немецкий народ оказался выставлен каким-то сборищем глупцов". Немцы таким "сборищем" при жизни Вагнера и были, потому что никому не по силам  превратить умный народ в глупцов, если он сам этого не пожелает. Своей риторикой Вагнер подтвердил этот вывод и невольно сформулировал реальную, основную причину ненависти немцев к евреям. При этом следует заметить, что Вагнер сознательно преувеличивал могущество наиболее талантливых евреев, которые пользовались авторитетом и уважением в обществе, однако никогда реальной политической властью в Германии не обладали.

                НА ГРАНИ С ЛОЖЬЮ     
Ханин позаимствовал стиль восхваления опер Вагнера у музыковеда М. Прицкер.  Явно заблуждаясь в оценке популярности творчества Вагнера, эта дама выступила не от имени собственной персоны, а от всего человечества: "Человечество по сей день не может вдосталь насытится его творчеством". По поводу чрезвычайной восторженности музыковеда музыкальными вкусами всего человечества, мною было добавлено уточнение, имея в виду антисемитов: "Так ведь такое поведение для них является естественным и привычным состоянием, потому что судьба евреев их никогда не волновала. Противоестественным следует считать поведение тех еврейских деятелей, которые присоединяются к общему хору любителей "чистой" музыки Вагнера и громче других поют аллилуйю своим ненавистникам". Не подозревая о существовании инженера Ханина, мне удалось высчитать и предвидеть его позицию.
Иронизируя по поводу наивности и чрезмерных преувеличений г-жи Прицкер, в шутку и в виде вопроса мною было замечено: "Неужели африканцы, латиноамериканцы, азиаты, мусульмане Европы, народы Севера, японцы и китайцы, как часть человечества, всё ещё умирают от неутолённой жажды к творчеству Вагнера?" Ханин почему-то посчитал, что такое заявление написано с целью привлечения "в свидетели латиноамериканцев, африканцев, азиатов, японцев, китайцев, народы Севера (?)..., которые не могут насладиться творчеством Вагнера". В этом предложении отсутствует смысл: в свидетели чего, ради какой цели и кто им мешает наслаждаться? Но самое невероятное и заумное содержится в бесцеремонном выводе Ханина: "Если это не неосмотрительность, то явный расизм". Сказал, как припечатал. Конечно, о китайцах и народах Севера написано сознательно, правда, никогда не подозревал, что моё  замечание об отсутствии любви у некоторых народов к музыке Вагнера можно посчитать расизмом. А мне-то казалось, что к расизму относится "реакционная теория и политика, утверждающая превосходство одной расы над другой" (определение взято из словаря С. Ожегова). Смешно и печально, что инженер Ханин не стесняется писать в газету откровенные пошлости.
Свою статью Ханин начал с восхваления творчества Вагнера, о котором, будучи инженером, а не профессиональным музыкантом, может судить только со слов музыковеда Прицкер: "Его грандиозные оперы и великая музыка, исполняемые во всех странах, за исключением Израиля". Так писать может только инженер, ничего не понимающий в музыке, понятия не имеющий о музыкальных предпочтениях "во всех странах" мира. Далее Ханин в том же пустозвонном духе продолжил: "Весь мир восторгается и наслаждается операми Вагнера, потому что они имеют непреходящую ценность, что делает их классическими". Если бы Ханин после местоимения "весь" добавил определение "антисемитский", то фраза ещё бы имела кое-какое звучание, хотя после слов "потому что" у него следует бездоказательная абракадабра. Что значит "непреходящая"? Которая существует вечно, но которой вообще-то не бывает в природе? Пользуясь словами самого Ханина, добавлю: "Такие строки требуют серьёзного основания и глубокого анализа для их подтверждения". Вот бы и следовал свом же рекомендациям, так нет же!
Стремление "к распространению ненависти", - высказывает Ханин очередную абракадабру, - не имеет под собой почвы". Если нет почвы, на чём же вырастают ядовитые грибы национальной розни? Неужели на пустом месте, на песке без удобрения чернозёмом лжи, клеветы и фальсификации? Как в Германии, так и в России, ненависть к евреям возникала из жадности, эгоизма, чувства великодержавности и аморальности большинства жителей коренных наций. Поэтому они стремились к захвату чужих земель, эксплуатировали малые народы, пользовались их территориями, трудолюбием и талантами, заставляли служить только своим интересам и всегда держали в условиях ограничений и дискриминации. Тем не менее, естественное развитие производительных сил любого общества вынуждало коренные народы постепенно менять грубую национальную политику и идти на небольшие послабления диктатуры.
Когда при Российском императоре Александре II после 1861 года евреи России получили некоторое послабление ограничительных законов и право на образование, пусть ограниченное процентной нормой, пусть часто нарушаемое, однако эти права позволили евреям в короткий исторический срок достичь впечатляющих успехов во многих областях деятельности благодаря национальным способностям, энергии и целеустремлённости. Эти успехи вызвали ответную реакцию среди интеллигенции и чиновников империи. Появились многочисленные литераторы, оправдывающие погромы и кровавые наветы, а также масса клеветников, которые стали специализироваться на еврейской теме и приписывать все негативные явления в жизни русского народа, как результат всемирного заговора и злонамеренных еврейских козней.
В. Розанов (1856-1919), русский религиозный философ и публицист, в специальном трактате "Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови" (СПб, Стокгольм, 1914) оправдывал обвинения евреев в кровавых наветах религиозными обрядами, а в сочинении «Иудейская тайнопись» (1913) почти слово в слово повторял высказывания Вагнера: «Да вы всмотритесь в походку: идёт еврей по улице, сутуловат, стар, грязен. Лапсердак, пейсы; ни на кого в мире не похож! Всем не хочется подать ему руку. "Чесноком пахнет", да и не одним чесноком. Жид вообще "скверно пахнет". Можно подумать, что русские антисемиты  пахнут французскими духами.
В. Шульгин (1878-1976), русский политический деятель, монархист и публицист, в книге "Что нам в них не нравиться..." (Париж, 1929)  оправдывал еврейские погромы провокациями самих евреев: "Во всяком случае, законно предположить, что евреи столько же виноваты в погромах, как и окружающая их среда" (стр. 239), а после Октябрьского переворота признавал: "Мозг нации оказался в еврейских руках и привыкал мыслить по еврейской указке" (стр.72). Шульгин искренне верил, что «еврейское засилье» может быть опасным для коренных народов империи, так как они "могут утратить свою национальную и культурную идентичность".
П. Столыпин (1862-1911), Председатель Совета министров Российской империи, о евреях: "Мы можем их рассматривать так, как мы рассматриваем и исследуем зверей, мы можем чувствовать к ним отвращение, неприязнь, как мы чувствуем к гиене, к шакалу и пауку, но говорить о ненависти к ним означало бы их поднять к нашей ступени. Наука должна поставить не еврейскую расу, но характер еврейства в такие условия, чтобы оно сгинуло".  Это "замечательное пожелание" было высказано в газете "Новое время" в начале XX-го века и ничем не отличалось от антисемитской риторики Вагнера.
Значительную роль в распространении ненависти к евреям сыграли почти все классики русской литературы, которые приписывали евреям преступные замыслы и только отрицательные качества. Во всей огромной русской литературе до 1917 года вы, читатель, не найдёте ни одного положительного образа еврея! А ведь к тому времени в России в искусстве, музыке, в бизнесе и даже в политике появились талантливые евреи, достойные для подражания. После революции 1917 года количество и образованность антисемитов лишь возросли, но одновременно и многократно увеличилось число разного рода самых абсурдных обвинений. Пальма первенства в этом деянии, безусловно, принадлежит А. Солженицыну, одному из самых коварных и злобных русских писателей последнего времени. Не случайно, российские власти назвали его классиком русской литературы, присвоили титул пророка, а повести включили в качестве обязательной программы для изучения в учебных заведениях страны. После изучения произведений этого классика негативные последствия не заставят себя долго ждать. 
В Германии XIX-го века к евреям относились так же безобразно, как и в России, но со своей национальной спецификой. Однако результат был тот же. Успехи немецких евреев были впечатляющими и огромными. Евреи не только создавали национальные музеи, театры, галереи и открыли салоны, где собирались интеллектуалы страны, но спонсировали развитие наук и культуры, а также становились одними из главных потребителей результатов общего развития. Об этом был вынужден написать и Вагнер, прикрывая признания слабости немцев толстым слоем откровенной лжи и демагогии о бездарности евреев. В статье "Что такое немецкое" Вагнер писал о том, что евреи, "взяли духовную жизнь Германии в свои руки; и мы видим сегодня, что отвратительное искажение немецкого духа преподносится немецкому народу как его якобы подлинное отражение". Вагнер свидетельствует, что слабые, бездарные, отвратительные евреи "взяли духовную жизнь Германии в свои руки"! Изложенные выше основные причины ненависти в крайне сжатом виде и создали ту почву, на которой ядовитыми мухоморами расцвёл антисемитизм и гнусные теории "решения еврейского вопроса".
Совсем недавно были преданы гласности жуткие откровения герцога Филиппа Эдинбургского, который в 1947 году стал мужем ныне царствующей британской королевы Елизаветы Второй. Этот высокопоставленный человек в Британской империи с большим опозданием признал, что ему и его родственникам импонировало желание Гитлера “восстановить мощь и престиж Германии” и добавил: “Мы сдержанно относились к евреям, была ревность к их успехам” (Петрополос. “Королевская семья и Рейх”, Новый меридиан", № 988, 24 октября 2012). Всё та же старая песня: западные интеллектуалы ненавидели евреев из-за их выдающихся успехов.
Что касается г-на Ханина, то его интеллекта хватило только на первую вздорную фразу о "почве". Уже в следующем предложении он забыл, что сказал ранее, и стал витиевато писать не о причинах вражды к евреям, а о том месте, где, по его мнению, могла распространяться ненависть. Далее последовали странные и бессмысленные фразы, которые не поддаются комментариям. Оказывается, наряду с разжиганием вражды к евреям, чего Ханин никак не желает замечать, Вагнер "осуждал вульгарное юдофобство". Однако Гитлер, в отличие от Ханина, ничего подобного не увидел и почему-то продолжал обожать композитора. Ханину следует связаться с покойником и объяснить ему, что он здорово заблуждался в отношении Вагнера и напрасно назначил главным композитором Третьего Рейха. Замечу, что серьёзное исследование причин возникновения вражды к евреям могло бы составить самую интересную часть любой статьи о Вагнере. Но Ханину такая тема не по силам.

            КРИТЕРИИ ЦЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА

Особенно занятными оказались суждения г-на Ханина о том, какая именно "ценность"  позволяет считать любое произведение классическим. Ханин искренне уверен, что достаточно его мнения, чтобы творчество одних авторов оценивать как гениальное, а других отнести к ничтожествам. В реальной жизни мало кто может позволить себе подобную вольность и необоснованность в суждениях и не бояться потерять уважения. Кроме сказанного, Ханин выдал, как аксиому, ещё одно высказывание: "И никакой связи с понятием гуманности или антигуманности определение классики не имеет". Именно это безапелляционное утверждение инженера Ханина следует считать классическим невежеством и глупостью. Неосторожным заявлением Ханин, сам того не подозревая, подошёл к опасной черте, к краю моральной пропасти. Если исключить из жизни такие понятия, как мораль или нравственность, тогда любое общество в очень короткий срок становится  похожим на стадо диких животных.
Напомню, как Гитлер несколькими фразами превратил почти целое поколение немцев в грабителей и убийц. В 1934-м году Гитлер сказал Раушнингу: "Я освобождаю людей от отягощающих ограничений разума, от грязных и унизительных самоистязаний химеры, именуемой совестью и моралью, и от претензий на свободу и личную независимость, до которых дорастают лишь немногие" (Г. Раушнинг. Книга «Голос разрушения: говорит Гитлер», 1940). Освободив немцев от химеры совести, Гитлер выпустил на волю самые худшие инстинкты целого поколения соплеменников.
Ханина задело замечание в отношении русской литературы, классики которой нередко проявляли себя, как злобные антисемиты. Относить литераторов, сеющих национальную рознь, к гуманистам, опасно для морального здоровья человечества, а негуманное творчество не может считаться классическим достижением индивидуума, то есть высшим образцом для подражания. Для Ханина этические нормы ничего не значат, поэтому он и оказался в лагере антисемитов.

В качестве иллюстрации к теории Вагнера и Гитлера о превосходстве арийской расы,  здесь приведена семейная фотография внебрачных детей Ф. Листа вместе с матерью герцогиней Мари д' Агу. Это фото является ценным пособием для уточнения смысла статьи Вагнера "Еврейство в музыке", в которой немецкий фантазёр распространялся по поводу внешнего облика евреев. Посмотрите внимательно на "святое" семейство представителей "высшей" арийской расы, на лица этих людей и задумайтесь над тем, что светлого и возвышенного можно ожидать от этой публики. Венгерский антисемит композитор Ф. Лист и его пожизненная любовница герцогиня произвели на свет незаконнорожденных детей, себе подобных. Обе юные дочери, Бландина и Козима, удовлетворяли похоть пигмея Вагнера, который был их старше в два раза и годился в отцы. Не случайно, пожизненная антисемитка Козима стала достойной дочерью квазимод.

Во все времена в разных областях деятельности человека почти всегда появлялись творческие личности разной степени таланта. Большинство из них занимались творчеством ради удовлетворения личного тщеславия, однако, своими открытиями и изобретениями одновременно приносили пользу людям, помогали полнее воспринимать многоликий мир. Но были и такие "новаторы", которые сеяли ненависть между людьми, разрабатывали методы и способы уничтожения своих противников. Возникла целая галерея злодеев огромного масштаба, которые принесли погибель миллионам соотечественникам и другим народам.
Среди злодеев мирового масштаба можно назвать И. Сталина и А. Гитлера. Личная неудовлетворённость юного Гитлера, не получившего признания современников в области живописи, а также огромные амбиции привели его в лагерь крайних немецких националистов и шовинистов. Воспользовавшись уже существовавшими разработками расовой теории, Гитлер быстро сориентировался в политической обстановке Германии, принялся возвеличивать арийскую расу, одновременно пропагандируя теорию о неполноценных расах. При широком распространении антисемитских настроений в немецком обществе, Гитлер быстро нашёл самое слабое звено - евреев, которые владели значительными капиталами, имели большое влияние в обществе и в то же время были самой неорганизованной и разобщённой частью населения Германии. Несмотря на многочисленные достижения в области культуры, искусства и науки, немецкие евреи были и оставались бесправной частью общества, неспособной отстаивать и защищать национальные интересы. Таким образом возникла и стала государственной основная идея национал-социалистической партии, которая подталкивала и оправдывала агрессивные намерения нацистов в отношении захвата территорий неполноценных рас и уничтожения слабых, с точки зрения нацистов, народов. Никаких моральных принципов эта политика не содержала.
Сталин не интересовался и не пытался заниматься решением глобальных проблем. Из-за физических недостатков он с детства был весьма заторможенным юношей, смолоду впитавшим ненависть к евреям, которые, как ему казалось, несправедливо владели значительными богатствами в Грузии. Сталин примкнул к большевикам в роли уголовника - исполнителя терактов, занимался грабежом банков и зажиточных граждан, не вникая в хитросплетения политического противостояния. Однако в силу природных способностей и коварству Сталин стал быстро подниматься по политической лестнице, не вызывая каких-либо подозрений в его лояльности у руководства партии большевиков. Свои мысли Сталин высказывал редко, чаще молча наблюдал со стороны за политической борьбой "гигантов" внутри партии, а при голосовании всегда примыкал к большинству. Вскоре Коба обнаружил сверхнаивность и беспомощность увлечённых мировыми проблемами высших руководителей партии большевиков. И, незаметно для постороннего взгляда, начал собирать вокруг себя преданных людей, которые, фактически, были попутчиками революции, жаждали личной власти и материальных привилегий. Когда в октябре 1922 года на короткое время В. Ленин вернулся к государственным делам, он, по словам Л. Троцкого, ужаснулся от перемен, которые произошли в партии, и уже в конце года потребовал смещения Сталина с поста генсека. Ленин и Троцкий прозевали Сталина, а когда прозрели, с каким "соратником" имеют дело, то было уже поздно. Умирающий Ленин был прикован к постели и не обладал возможностью сместить Сталина с высокого партийного поста, а Троцкий смалодушничал и под предлогом сохранения единства партии уклонился от осуществления предложения Ленина, хотя в то время имел достаточно высокий авторитет и власть.
Сталин шёл к вершине власти целенаправленно и долго, ничем не брезгуя, временами отступая с тем, чтобы вновь вернуться к намеченной цели. Его никогда не интересовали вопросы морали, он был жестоким, коварным убийцей, и очень трусливым человеком. Сталин создал партию под себя, уничтожил всех, кто мог представлять опасность для единоличной власти или вызвать подозрение. У него не было никаких моральных или идеологических принципов. Страх за своё положение и заинтересованность в личной безопасности диктовали ему стратегию поведения и формировали отношение к окружающим - родственникам, друзьям, соратникам. Он упорно занимался созданием личного культа. Он мог заключить союз с самим дьяволом, если такое объединение не задевало самолюбие и амбиции, которые у него не имели пределов. Поэтому аморальный и преступный сговор Сталина с Гитлером в сентябре 1939 года был предсказуемым и неизбежным в той исторической обстановке. 
Длинное отступление понадобилось для того, чтобы показать, как два преступника, захватившие единоличную власть в своих странах и признанные гениями на непродолжительный срок, оказались злодеями и ничтожествами. И сегодня некоторые националисты в Германии и в России продолжают восхищаться деяниями своих кумиров. Если бы граждане Германии и СССР руководствовались моральными принципами, ни Сталин, ни Гитлер никогда бы не могли стать вождями своих народов. Нельзя отрицать у варваров рода человеческого некоторых выдающихся способностей, но эти способности были направлены на разрушение мира и уничтожение себе подобных ради меркантильных и тщеславных личных целей. Называть подобных деятелей гениями даже с огромным знаком "минус" - аморально и незаслуженно.
Вагнер так же, как и Сталин, страдал комплексом неполноценности из-за своего маленького роста - чуть более полутора метра (153 сантиметра). В сочетании с огромными амбициями это была гремучая смесь с непредсказуемыми последствиями. Немецкий писатель Т. Манн не случайно назвал Вагнера "саксонским гномом с феноменальным талантом и ничтожным характером».
Фактически, все никчёмные разговоры авторов многих статей о гениях и злодеях, а также вокруг личности музыканта Вагнера или, к примеру, о русских писателях - Н. Гоголе и Ф. Достоевском, сводятся к одному и тому же результату. Следует ли при оценке творчества или политических достижений учитывать нравственную составляющую, которая, независимо от желания участников дискуссии, всегда присутствует в любых проявлениях личности? Занимаясь изучением и оценкой творчества А. Пушкина и Н. Гоголя, израильский учёный С. Дудаков пришёл к неутешительному выводу по поводу мнимых заслуг классиков мировой литературы с учётом аморального содержания произведений многих её представителей: «Придётся всю европейскую культуру усадить на скамью подсудимых» (С. Дудаков. История одного мифа. М., 1993, стр. 69). Можно ли людей с узкорационалистическими идеями, доведёнными до крайней черты безнравственности, оценивать, как гениев, или их следует не считать таковыми? Ответ зависит от нравственной позиции человека. Антисемиты и их добровольные попутчики отвечают на этот вопрос положительно. Они много и восторженно будут говорить о музыке Вагнера, часто не понимая её зловещего содержания. Вопросы морали их вообще не интересуют, судьба евреев - тем более.   

ДЕМАГОГИЯ ХАНИНА

Демагогия - это "основанное на намеренном извращении фактов
воздействие на чувства, инстинкты малосознательной части масс",
а также "рассуждения или требования, основанные на грубо
одностороннем истолковании чего-нибудь.
Демагогия. С. Ожегов. Словарь русского языка 

Упомянув о ненавистниках Вагнера, Ханин заявил: "Можно утверждать с полной уверенностью, так это то, что они оставили без внимания многие источники, связанные с  личностью Вагнера и его антисемитизмом". Если сравнить это высказывание Ханина с определением понятия демагогии, то становится ясно, что в этой фразе ней ни мысли, ни смысла, а одна пустопорожняя "уверенность в правоте". Все ранее приведённые цитаты из статьи Ханина со словами "я полагаю",  "что я просмотрел", "не удалось обнаружить", "по крайней мере, я таких не нашел", "с большой уверенностью утверждать" и так далее, также следует отнести к понятию чистейшей демагогии, поскольку кроме личных, ничем не обоснованных утверждений, ничего не содержат и основаны на "грубо одностороннем истолковании чего-нибудь".
Крайне наивными выглядят предложения со словами - "с большой уверенностью". Значит, остальные утверждения приводились без такой уверенности. Так оно и есть, и те и другие не стоят выеденного яйца. Что касается примеров, в которых извращаются факты, то их  всех перечислить невозможно. Таких рассуждений, основанных на одностороннем толковании или на намеренном искажении смысла, ничем не подтверждённых, в статье Ханина так много, что для их иллюстрации пришлось бы снова переписать весь его текст. Приведу только самые бесшабашные и одиозные примеры.
А. Фразы вздорные, для подтверждения достоверности которых Ханину не хватит жизни: "Его грандиозные оперы и великая музыка, исполняемые во всех странах, за исключением Израиля"; "Весь мир восторгается и наслаждается операми Вагнера, потому что они имеют непреходящую ценность, что и делает их классическими"; "Главным он (то есть Вагнер - В. О.) полагал, что самоосвобождение от еврейства, и объяснение этого понятия - тема отдельная"; "Его высказывания против иудаизма, а значит и против еврейства, совершенно не совпадали с его практическими действиями, такими как осуждение расисткой идеологии" и в то же время "современники осуждали его за то, что его действия не совпадают с тем, во что он верит"; "Я уверен, что здравый смысл скоро вернёт свои позиции и в Стране Обетованной"; "На самом деле классическим является всё, что имеет непреходящую ценность. И, конечно, оперы Вагнера в истории искусства такую ценность имеют"; "Если это не неосмотрительность, то явный расизм. Что касается многотомных прозаических произведений Вагнера, то никто и никогда, я полагаю, не относил их к категории классических".   
Среди такого рода фраз приведу отдельно самую вздорную и безответственную: "Невозможно перебросить мост между временем века 19-го и временем 20-го". Опять - "классика", и снова для книги рекордов Гиннеса в раздел демагогии и глупости. Никаких мостов перебрасывать не следует, потому что они существуют без стараний Ханина, а вот разорвать непрерывную связь времён в развитии человечества никому ещё не удавалось. Наоборот, многие исследователи, изучая тесные связи между историческими событиями, находят множество интересных ситуаций, позволяющих лучше понять жизнь сегодняшнего дня, которая развивается непрерывно, и условно делится на столетия. Связь между веками сохраняется и тщательно оберегается, чтобы накапливать и учитывать бесценный опыт прошлых лет.
Б. Фразы бессмысленные. Ханин: "Что можно утверждать с полной ответственностью, так это то, что они оставили без внимания многие источники, связанные с личностью Вагнера и его антисемитизмом"; "Могли ли его антиеврейские сочинения, и в первую очередь "Иудаизм в музыке", существенно повлиять на последующее антисемитское движение в Германии?" Ответ на свой же вопрос Ханин не даёт. "Ведь и термин "Анти-Семитизм возник только за несколько лет до его смерти". Ну и что, какое отношение эта фраза имеет к антисемитизму Вагнера? "Поэтому с уверенностью можно сказать, что ещё одной общей чертой антисемитов XIX-го века было всякое отсутствие призывов к физическому уничтожению евреев".
В. Фразы голословные. "Заметка В. Опендика, бездоказательная, с фактами, позаимствованными, вероятно, также у Арановича"; "У меня вызвала чувство негодования заметка В. Опендика, бездоказательная, с фактами, позаимствованными, вероятно, также у Арановича". И снова о том же духе, но без тени сомнений: "Очень легко доказать, что многие свои утверждения г-н Опендик почерпнул у Арановича и у авторов из "Лебедя, добавив свои ни на чём не основанные, как я уже отметил, выводы". Должен разочаровать Ханина: к моменту написания статьи по поводу эмоциональных высказываний музыковеда Прицкер - "Любить иль ненавидеть Вагнера" - мне были неизвестны ни статья Ароновича, ни статьи в альманахе "Лебедь". Поэтому доказать вам ничего не удастся.
По поводу сообщения Арановича об условиях контракта для придворного дирижёра еврея Г. Леви перед исполнением оперы "Парсифаль" и обнаруженных цитат Вагнера в книге Умбаха, Ханин написал, как отрезал: "Эти факты не заслуживают внимания, потому что они надуманы, предвзяты, ни у одного серьезного автора нельзя обнаружить ничего близкого". Музыкант Аранович указал точный адрес, где можно найти текст контракта, имея в виду, очевидно, неверующего Фому - Ханина: "Тех, кто хочет убедиться в его существовании, мы можем направить в музей немецкого искусства в Мюнхене. Фотокопия этого документа, который очень неохотно дают посетителям, находится в музее Вагнера в Байрейте. А те, кому и то и другое трудно или невозможно, могут найти подробное описание этого контракта в книге Клауса Умбаха "Рихард Вагнер". Согласно определению демагогии, и последнее утверждение Ханина - из той же области.
Когда нечего сказать по существу, многие путаники пишут такие пустые фразы: "Вагнер был фигурой сложной и противоречивой" или "Хотелось бы добавить, что взаимоотношения Мейрбера и Мендельсона с Вагнером  были очень не простые". Напомню, что стиль и ошибки, а не описки, в цитатах Ханина здесь и далее полностью сохраняются. Кто из известных личностей был менее сложным и противоречивым? Однако из этих фраз как бы следует едва заметное оправдание варварских высказываний Вагнера. Противоречивость Вагнера лишь подчёркивает его непоследовательность, беспринципность, отсутствие морали, как во взаимоотношениях с людьми, так и в творчестве. Ничего положительного в этих качествах нет, а любители подобных фраз наводят тень на плетень и демонстрируют собственную несостоятельность.
Сам Ханин оказался исключительно противоречивым автором, способным в одной и той же статье высказывать противоположные по смыслу заявления. Вначале Ханин утверждает, что Вагнер ценил дружбу с идеологом расизма графом Артуром де Гобино", хотя "его расистскую идеологию полностью отринул", но тут же добавил, что "Альфред Розенберг и, особенно, сам Гитлер могли увидеть в высказываниях Вагнера мысли, близкие их расистскому антисемитскому духу". Неужели они увидели то, что Вагнер полностью "отринул"? Либо частично отринул, или совсем не отринул.
Сначала Ханин отказывается верить тому, что Вагнер имел заслуги "в обосновании подготовки и уничтожения еврейского народа", поскольку, "прочитав достаточно самого Вагнера и о нём, мне не удалось обнаружить, каких-либо подтверждений, и значит они, я полагаю, не имеют под собой никаких оснований. Возможно я ошибаюсь". Затем тот же Ханин сообщает, что Вагнер "не пытался успокоить подобных критиков, что позволило позже использовать его имя как символ антиеврейского движения и полного уничтожения евреев как этноса". Оказывается, Ханин не нашёл никаких оснований, а вот немецкие критики эти основания обнаружили!
Возвращаясь вновь к вопросу причастности Вагнера к идее уничтожения евреев, Ханин свидетельствует: "Я просмотрел два тома дневников Козимы и не нашёл никаких высказываний Вагнера, призывающих к истреблению". Однако продолжает мусолить эту тему и даже пытается по-своему комментировать слова Вагнера: "И если Вагнер действительно где-то высказал мысль подобную "окончательному решению еврейского вопроса", то он имел в виду только добровольное крещение, переход в христианство, самоосвобождение от иудаизма, могущих оказывать влияние на немецкую культуру, а не физическое уничтожение, как эта же мысль воспринималась нацистами". Несчастные нацисты не знали правильного толкования слов Вагнера, сказанных в XIX-м веке, потому и устроили в XX-м Холокост. Жаль, что Ханин не смог вовремя истолковать Гитлеру смысл слов Вагнера и то, "что он имел в виду".   
"Стремление к "подлости" вызывает не только "полное недоумение" у Ханина, но и вопрос с последующими пояснениями: "Так может быть речь идёт о покинутом Козимой фон Булове? Так ведь это обычное явление, когда жена уходит к другому. Но если г-н Опендик считаете это подлостью, не будем оспаривать". Точно также в своей статье возмущается Ханин обвинением Вагнера в воровстве. Но поостыв немного, снова соглашается и с этим обвинением и даже подтверждает: "Музыканты не редко заимствуют друг у друга. И сюжеты опер у поэтов". 
В своей статье Ханин многократно упоминает моё имя рядом с прилагательным "уважаемый", но одновременно обвиняет в таких грехах, что слово "уважаемый" выглядит, как кривляние, и принимает противоположный смысл. Судите сами: "Все слова В. Опендика есть демагогия, чтобы воздействовать на чувства читателей, мало- или совсем не знакомых с Вагнером - личностью и музыкантом"; "Никаких доказательств вы, господин Опендик, не приводите"; "Его статья имеет несколько утверждающих положений, отражающих исключительно эмоциональное отношение к Вагнеру". Ну, что скажешь по этому поводу, какое уж тут уважение? Рекомендую всем, кто незнаком с моей статьёй, прочитать её. Там всё  сказано достаточно ясно.   
Трагикомедия инженера Ханина состоит в том, что найти в Соединённых Штатах аудиторию "с инстинктами малосознательной части" населения, значительно труднее, чем в России. Всё, что написал Ханин, смешно и примитивно, а от его "сочинения", заимствованного у антисемитов, повеяло затхлым воздухом из пошлого прошлого века.

          ЛОЖЬ ПОД ПРИСЯГОЙ

Эта часть статьи является одной из самых существенных, потому что в ней пойдёт речь о глобальных лживых заявлениях Ханина. К ним относятся фразы по поводу влияния Вагнера на идеологию нацистов, об отсутствии у антисемитов XIX-го века призывов к уничтожению евреев, и о том, что суждения Вагнера о евреях "совершенно не совпадали с его практическими действиями", а также о толковании слов писателя Т. Манна и другие.
Отрицая прямое отношение Вагнера к идее "окончательного решения еврейского вопроса", в качестве своего единомышленника Ханин выбрал израильского профессора Я. Каца, автора книги на английском языке, название которой в переводе на русский язык не оставляет сомнений в отношении её содержания: "Мрачная сторона личности гения. Антисемитизм Рихарда Вагнера". Ханин утверждает, что профессор "исследовал практически все антисемитские высказывания Вагнера и где ничего похожего на приведённую выше фразу не обнаружено, а обвинение в будущей связи с нацизмом прослежено очень внимательно и детально". Вот такое полуграмотное предложение с исчезающим смыслом. Сначала Ханин использует глагол в личной форме - "исследовал", а затем переходит к неопределённо-личной форме изложения без существительного, то есть теряет имя того, кем "обнаружено" и "прослежено". Возникает впечатление, что Ханин книгу профессора не читал, фразы не цитирует, а излагает в вольном пересказе,  номера страниц, откуда берёт их, не указывает, и поэтому мысли, приписываемые профессору, не вызывают ни малейшего доверия в их достоверности. Согласно Ханину, детально изучив все связи Вагнера с нацистами, профессор якобы пришёл к твёрдому выводу: "Такая попытка связать Вагнера с нацизмом является ошибочной и анахроничной, как отмечает Яков Кац". Вот тебе, бабушка, и Яков день! Ссылка, Как обычно для Ханина, ссылка относится ко всей книге сразу. Мол, ищите рыбку в море. Стоило ли Кацу "изучать связи с нацизмом очень внимательно и детально", чтобы прийти к такому ничтожному выводу в изложении Ханина? Весьма сомнительно. И без "детального" труда профессора хорошо известно, что оторвать нацистов от Вагнера невозможно. Ханин зря старается, позорит израильского учёного и явно вводит читателей в заблуждение, то есть просто обманывает. Может быть, сам Ханин - лицо вымышленное и подставное?
После смерти мужа Козима Вагнер собрала в Байрейте самых реакционных журналистов, музыковедов и критиков, заражённых идеями национализма и антисемитизма. В поместье Вагнера начался новый этап возвышения культа Вагнера как провозвестника «германского национального духа». Австрийский музыкальный критик Э. Ганслик назвал эту публику «братством ханжей святого Рихарда». По поводу злополучного "моста" между Вагнером и нацистами, г-жа Е. Лопушинская, автор многолетнего исследования влияния байрейтских ежегодных фестивалей на посетителей, пришла к выводу: "Авторы байрейтского круга, таким образом, стали духовными предтечами национал-социализма. Мост к Адольфу Гитлеру был переброшен…" (Е. Лопушанская,  февраль 2001, «Partner» Dortmund, Дюссельдорф). Другими словами, эти "деятели культуры" продолжали восхвалять мировоззрение Вагнера и готовить почву для прихода к власти немецких нацистов.

 
Козима, жена Вагнера, в молодости не отличалась особой женственностью и привлекательностью, а к старости стала напоминать известный персонаж из сказки братьев Гримм "Осёл оборотень".

О тлетворном влиянии творческого наследия и наследников Вагнера на Гитлера и его соратников по нацистской партии пишут многие немецкие авторы. Сам Гитлер никогда не скрывал влияния Вагнера: "На каждом этапе моей жизни я возвращался к Вагнеру". Следует упомянуть не только о родстве душ Гитлера и Вагнера, а также о том, как Гитлер на долгие годы стал другом всего семейства и завсегдатаем поместья в Байрейте. Он даже успел встретиться в 1929 году с  92-хлетней Козимой, которая оставила восторженный отзыв о встрече с фюрером: «Я счастлива, что осуществляется мечта моего мужа и я, сегодня, могу прикоснуться к живому германскому мессии». Эти слова произнесла та женщина, которая прожила с Вагнером двадцать лет, а после его смерти ещё 36 лет сохраняла верность идеям мужа. Этих слов вполне достаточно, чтобы понять, что собой представлял сам Вагнер.
Особенно тесно Гитлер подружился с Винифред, невесткой Вагнера, женой сына Зигфрида, а также с их детьми, которые называли Гитлера по-родственному "дядей Вольфом". Гитлер имел специальную комнату в поместье, выделенную семейством для фюрера во время посещения Байрейта. Ф. Вайсенштайнер, автор книги о родственниках Вагнера, сообщает: "Зять Козимы Хьюстон Стюарт Чемберлен и ее невестка Винифред сыграли не последнюю роль в восхождении Адольфа Гитлера" (Ф. Вайсенштайнер. Жены гениев. Пер. с нем. Ю. Гусева, М., 2008). Для подтверждения такого вывода существует множество документов. Гитлер часто бывал в поместье Вагнера и в течение многих лет дружил с родственниками композитора. Для подтверждения этого факта приведу несколько фотографий.
               
Семейная фотография Гитлера вместе с отпрысками семьи Вагнера: «Дядя Вольф» с внуками Вагнера - Виландом (слева) и Вольфгангом. На этом снимке Гитлер с усиками и яйцеобразной формой головы выглядит настоящим "вождём" нацистов. (Очене жаль, что российский сайт не позволяет привести здесь эти документальные фото)
          

А вот ещё одна фотография Гитлера во время посещения семейной виллы Вагнеров. Винифред, невестка Вагнера, в полном умилении от присутствия фюрера идёт рядом с ним со своими детьми - Виландом и Вольфгангом, внуками композитора. Не обращайте внимания, что они выглядят как обычные люди. Они притворяются и прячут настоящие лица за маской внешней респектабельности. Приглядитесь, за спиной фюрера шествуют высшие чины эсэсовцев. Снимок сделан незадолго до начала кровавой войны против человечества. Все присутствующие на снимке - будущие убийцы.

Если же отбросить в сторону бессодержательные и звонкие фразы и слова из статьи Ханина, то вся его говорильня сводится не к защите высказываний мадам Прицкер, а к оправданию самого Вагнера и отрицанию существенной доли участия в создании идеологии нацистов. В своём заблуждении Ханин зашёл слишком далеко. Голословно утверждая, что Вагнер "полностью отринул" расовую теорию А. де Гамбино, с присущей невозмутимостью Ханин заявил: "Поэтому с уверенностью можно сказать, что ещё одной общей чертой антисемитов 19 века было всякое отсутствие призывов к физическому уничтожению евреев". Достаточно одной этой фразы, чтобы вообще не читать и не реагировать на выдумки невежественного Ханина. Расовая теория Гамбино возникла при жизни Вагнера. Вместе с Вагнером "творило на благо человечества" ещё одно убожество - французский антисемит П. Прудон (1809-1865), который ни много, ни мало призывал: «Евреев нужно уничтожить».
Интересно, что в биографической статье о Вагнере "Вдохновитель нации", на сайте "Хронос" на Интернете, утверждается нечто противоположное тому, о чём пишет Ханин: "Расовые представления Вагнера были заимствованы из двух негерманских источников: трудов французского социолога и писателя Жозефа Артура де Гобино и англичанина Хьюстона Стюарта Чемберлена. Вагнер восхищался утверждением Гобино, что германцы, вероятно, были лучшей нацией среди всех арийцев". Значит, Вагнер не только не отрицал, а заимствовал расовые представления. Пусть Ханин переубеждает автора этого текста.
Заявления самого Вагнера о физическом уничтожении евреев приведёны в эпиграфе и в тексте этой же статьи ранее. Однако, Ханину этих фраз недостаточно. Приведу ещё одно высказывание Вагнера, взятое из дневников Козимы, которые как бы "исследовал" Ханин: “Сначала я пришел к выводу, что 1/16 доля еврейской крови может уже освободить еврея от его преступления перед человечеством. Но потом я пришел к выводу, что даже одной микроскопической капли (он написал “клетки”) еврейской крови уже достаточно, чтобы человек никогда не смыл с себя позор быть евреем, и он должен быть уничтожен” (Ю. Аранович “Любите ли вы Вагнера?”). Как Ханин опровергает этот документ? Да никак!
Немецкому философу и литератору Ф. Ницше Вагнер высказывал свои мысли, не опасаясь, что его услышит инженер из Нью-Йорка: «И до того, пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может спать спокойно» (А. Штильман. "Любите ли вы Вагнера?", журнал "Вестник", № 18, 2003). Если бы даже не было этих доказательств приверженности Вагнера к злобным намерениям в отношении евреев, достаточно вспомнить слова мадам Козимы Вагнер после встречи с Гитлером в 1929 году, что её муж мечтал "прикоснуться к живому германскому мессии». Эти слова принадлежат той самой Козиме, которая прожила с Вагнером двадцать лет, была его стенографисткой, живой тенью и лучше всех ханиных знала, о чём мечтал её муж. Гитлер подтверждал, что у национал-социализма был лишь один предшественник - Рихард Вагнер.
Подводя итог деятельности Вагнера, музыкант А. Штильман пришёл к выводу: "Произведения Вагнера задолго до появления политического нацизма эмоционально обосновали его, как и его центральный стержень - пангерманский сверхчеловеческий дух героя, высшее предназначение которого - умереть в бою" (А. Штильман. Любите ли вы Вагнера?). Сказано совершенно точно, а инженер Ханин со своими безответственными утверждениями может отдыхать. Он ничего не знает, никак не может обнаружить общеизвестных фраз антисемита.
Ещё несколько примеров "об отсутствии" у антисемитов XIX-го века призывов к насилию. В 1879 г. В. Марр основал «Антисемитскую лигу». В 1880 году немецкий школьный учитель  Б. Фёрстер, поклонник Вагнера,  за несколько недель собрал почти четверть миллиона подписей под призывом переписать евреев Германии и выбросить их из общественной службы и системы образования, а немецкие студенты изгоняли евреев из своих объединений. С 1890 по 1893 годы «Антисемитская народная партия» увеличила число своих сторонников на парламентских выборах с сорока восьми  до двухсот шестидесяти тысяч голосов и провела в Рейхстаг шестнадцать депутатов. Французский граф Артур де Гобино в 1853 году написал книгу «О неравенстве человеческих рас», а Х. Чемберлен - «Основы 19 века» (1898 г.). Оба "философа" занимались вопросами чистоты и величия арийской расы и искали причины появления неполноценных рас. Как они оба считали, во всём виновно смешение с арийской кровью.
В 1880-1881 годах, при жизни Вагнера, берлинские уголовники "громили витрины еврейских магазинов, избивали прохожих евреев, в провинции поджигали синагоги". Не лучше для евреев была обстановка в России. Первый погром в России в XIX-м веке состоялся в 1821 году в городе Одессе. Волна погромов прокатилась по России в 1881-1882 годах после убийства народовольцами императора Александра II. Народовольцы оклеветали российских евреев и возложили на них ответственность за своё преступление. Все материалы взяты из публикаций на Интернете - "Окна", Израиль, 26 января 2001 г. Призывы к физическому  насилию над евреями и еврейские погромы постоянно происходили в течение всего XIX-го века, а Ханин назвал то столетие веком "мирных" намерений антисемитов! В каком веке живёт сам Ханин?
Если оценивать статью Ханина, как защиту позиции мадам Прицкер, то автор оказал музыковеду медвежью услугу. Образ личности и музыканта Вагнера чище не стал, а суета вокруг антисемита двух евреев ещё ярче высветила вредность и аморальность их деятельности в ущерб национальным интересам. Приведу укороченную цитату Ханина в защиту Прицкер, которая подтверждает тот факт, что Ханин понятия не имеет о смысле применяемых им слов: "Нельзя не отметить также весь стиль ответа музыковеду Прицкер, который сам по себе неприемлем, неуважителен, самонадеянный, каждый параграф которого проникнут "убеждённостью" в правоте, как истина в последней инстанции". Вы бы, г-н Ханин, внимательно следили за собственным стилем выражений, прежде чем писать подобное заявление, а принимать или не принимать вы можете всё, что угодно, ваши "пристрастия" ко мне отношения не имеют. О каком уважении может идти речь, если беспомощная г-жа Прицкер в весьма зрелом возрасте так и не разобралась с музыкальными вкусами, продолжает заниматься прославлением музыки Вагнера, личность которого у порядочных людей, кроме презрения и забвения, ничего не вызывает. Ханин хотел бы, чтобы в моей статье звучали путаные соображения, такие же, как и у него. Не дождётесь!
Завершая свою статью, Ханин в очередной раз обманул читателей: "Вред евреям сегодня приносит не творчество Вагнера, и я говорю это как еврей, имеющий свою позицию и собственное мнение, а статьи подобные вашей, Владимир Опендик". И повторил, выдавая за свою, позицию антисемитов: "Все истинные антисемиты, особенно "нутреные", могут вновь воскликнуть - "евреи, не врите". После такого заявления, упасть ниже уже невозможно. Во-первых, из этих слов следует, что Ханин знает не понаслышке  мнение "истинных антисемитов", потому что сам им является. Во-вторых, манеру выдавать собственное мнение от имени антисемитов Ханин полностью списал у черносотенца Горбатова из статьи "Рихард Вагнер - и другие: технология истерии" в антисемитском альманахе "Лебедь". Сделайте вывод сами по фразе Горбатова: "Без точных ссылок на первоисточники антисемиты всего мира в очередной раз непременно - и очень злорадно - отметят: «Вы, товарищи евреи, врёте! А врали вы всегда, потому что такой вот вы поганый народец!» Этот могилёвский поганец, не знающий русского языка, такой же грамотей, как и еврей Ханин! Без ошибок слова по-русски написать не может. Ханин и ранее неоднократно повторял за Горбатовым мерзопакостные фразы без ссылки на черносотенца. Эти два "храбрых зайца" хорошо знают, что из-за их безграмотной и убогой говорильни судиться с ними никто не будет, слишком большая честь. Ещё до суда от их злобных статей не останется и мокрого места. В-третьих, Ханин, сразу видно - демагог со стажем, оказался неспособным уточнить, какой "вред" приносят мои статьи евреям. На самом деле, статьи содержат разоблачения убогих мыслей антисемитов и примкнувших к ним евреев, подобных Ханину, высмеивают их суждения и возбуждают отрицательные эмоции. Вред от этих статей - только антисемитам и больше никому.
Поражает низкий интеллектуальный уровень, отсутствие общей грамотности, а также элементарной логики почти во всех рассуждениях Ханина. В статье допущено такое количество логических ошибок и нарушений правил правописания русского языка, что мне было крайне неприятно пачкаться в словесной грязи Ханина, заниматься опровержением тех фактов, которые уже многократно было изучены и опровергнуты.
Поскольку лжи в статье Ханина так много, что её хватило бы для нескольких приговоров. Любой реальный суд, который решился бы подробно исследовать каждое утверждение Ханина, данное им под присягой, неизбежно пришёл бы к обвинительному заключению с приговором сроком лет на десять в колонии строгого режима без права переписки со средствами массовой информации пожизненно. Горбатову из могилёвской оркестровой ямы следует дать и больше.   
ВЫВОДЫ

Стоило ли было мне заниматься таким каторжным трудом, собирая по крупицам высказывания Вагнера и его любителей, чтобы вновь пережить еврейскую трагедию, разматывая паутину липких слов, сотканную вокруг такой отвратительной личности? Стоило, поскольку в результате этой тяжкой работы удалось проанализировать основные статьи Вагнера, посвящённые евреям и немцам, сформулировать главные причины возникновения антисемитских теорий в XIX-м веке, а также назвать те существенные национальные различия, которые способны вызвать особую вражду и национальную неприязнь, приводящую к трагедиям.
Чтобы понять истинное положение евреев в Германии XIX-го века, достаточно вспомнить жалкое поведение талантливого пианиста и дирижёра еврея Германа Леви, который вынужден был согласиться на любые унизительные условия контракта с герцогом Людвигом II-м, чтобы работать в театре и исполнять музыку Вагнера. Несмотря на особые музыкальные способности, у Леви не было иного выбора, если он хотел оставаться придворным дирижёром. Можно, конечно, осуждать поведение этого еврея и его жалкое раболепие перед немецкими ничтожествами. Его, наверняка, презирали и немцы и соплеменники, которые не желали идти на услужение к антисемитам и терять человеческое достоинство. Без этого достоинства человек перестаёт быть человеком. Все евреи Германии находились под сильным прессом антисемитов. Им не позволяли поднять головы, специально унижали, чтобы евреи не посмели и подумать о равноправии.
В каждом поколении евреев вновь и вновь появляются типы, своим поведением напоминающие жизнь в неволе придворного еврея Леви, заложника немецкого высокомерия и хамства. В этой связи следует вспомнить имя дирижёра Баренбойма, личности примитивной и аморальной, этого попрыгунчика на чужой сцене, который по собственной глупости, аморальности и аполитичности пытается исполнять произведения Вагнера в Израиле.
Нет сомнений, Вагнер мечтал о физическом уничтожении своих главных конкурентов, поэтому так откровенно и беспардонно клеветал на немецких евреев, приписывал им несуществующие недостатки и значительно преувеличивал возможности для захвата власти в Германии. Да, евреи обладали определёнными достижениями, наиболее талантливые из них пользовались уважением и даже признанием в немецком обществе. Однако евреи никогда не владели даже частицей государственной власти. Немецкие евреи, как и российские, всегда жили на пороховой бочке, которая могла взорваться в любой момент и лишить их богатства и жизни. Они веками жили на спящем вулкане. Вспомните, для примера, "Хрустальную ночь" с 9 на 10 ноября 1938, во время которой по всей Германии прошли еврейские погромы. По личному приказу Гитлера и при организационном участии бандитов Геббельса и Гиммлера был инсценирован общегерманский еврейский погром как стихийное выражение народного гнева. Фашиствующая толпа за несколько часов разграбила всё, что было создано трудом евреями в течение десятилетий. За одну ночь было разрушено, разграблено и сожжено 267 синагог и 815 магазинов и предприятий, принадлежавших евреям. 20 тысяч евреев были арестованы и брошены в концлагеря, 36 человек было убито. Общий ущерб составил 25 млн. рейхсмарок, из которых около 5 млн. пришлось на разбитые витрины (О. Дитрих. "12 лет с Гитлером", Мюнхен, 1955).
        Чтобы понять истинное положение евреев в Германии XIX-го века, достаточно вспомнить жалкое поведение талантливого пианиста и дирижёра еврея Германа Леви, который вынужден был согласиться на любые унизительные условия контракта с герцогом Людвигом II-м, чтобы работать в театре и исполнять музыку Вагнера. Несмотря на особые музыкальные способности, у Леви не было иного выбора, если он хотел оставаться придворным дирижёром. Можно, конечно, осуждать поведение этого еврея и его жалкое раболепие перед немецкими ничтожествами. Его, наверняка, презирали и немцы и соплеменники, которые не желали идти на услужение к антисемитам и терять человеческое достоинство. Без этого достоинства человек перестаёт быть человеком. Все евреи Германии находились под сильным прессом антисемитов. Им не позволяли поднять головы, специально унижали, чтобы евреи не посмели и подумать о равноправии.
В каждом поколении евреев вновь и вновь появляются типы, своим поведением напоминающие жизнь в неволе придворного еврея Леви, заложника немецкого высокомерия и хамства. В этой связи следует вспомнить имя дирижёра Баренбойма, личности примитивной и аморальной, этого попрыгунчика на чужой сцене, который по собственной глупости, аморальности и аполитичности пытается исполнять произведения Вагнера в Израиле. Если Леви находился под сильнейшим прессом немецкого национализма и его поведение хоть как-то можно понять, то вызывающую активность израильского дирижёра понять, тем более оправдать, невозможно. Фактически, этот дирижёр ничему не научился из трагической истории евреев. Он готов ради личной славы, карьеры и удовлетворения собственного  тщеславия действовать во вред национальным интересам народа Израиля. Этот г-н Баренбойм даже отважился приехать со своим оркестром в арабскую Палестину, чтобы в Рамалле исполнить музыку Вагнера, назло евреям и на радость их врагам. 
К сожалению, подобным заболеванием были заражены многие поколения евреев.  Антисемиты всего мира в течение длительной истории заражали евреев рабской психологией, лишали их человеческого достоинства, а затем потешались над ними и унижали, как только могли. Это "заболевание" среди евреев очень живучее, и от него трудно избавиться. Появление статьи Ханина в защиту Вагнера - такое же явление и из той же антисемитской оперы. Причин для проявления национальной ненависти к своему же племени достаточно много, но не следует ими загромождать и без того сложный текст большой статьи. Ханин борется с ветряными мельницами, пытаясь мелочными мыслишками заболтать злобные намерения Вагнера. Эти намерения в полной мере были реализованы немецкими нацистами. В этой связи можно сказать, что "публицистические заслуги" Вагнера меркнут перед его музыкальными достижениями в распространении ненависти к еврейскому народу.
Антисемитов, призывающих к физическому уничтожению евреев в XIX-м веке, было множество, как в самой Германии, так и в других европейских странах. Однако навряд ли рядовой немецкий обыватель что-либо знал об антисемитской публицистике Вагнера прошедшего века. С этой публицистикой были знакомы разве только высшие идеологические руководители нацистской партии типа Гитлера или Геббельса. Основная же масса верных солдат Рейха ежедневно слышала музыку Вагнера по радио или на партийных съездах, во время грандиозных парадов в Нюрнберге, на военных плацах и т. д. У немецкого населения музыка Вагнера вызывала чувства превосходства арийцев над другими народами, возбуждала агрессивные позывы в отношении неполноценных рас и звала к преступным действиям. Именно поэтому Гитлер выбрал музыку Вагнера, а не других немецких композиторов, произведения которых не обладали той огромной силой воздействия для возбуждения низменных страстей и националистических эмоций людской массы. Антисемитские воззрения Вагнера наиболее ярко и убедительно были воплощены в его музыкальных произведениях. Поэтому неверно и ошибочно отделять мировоззрение автора от его творчества в любых проявлениях - в музыке, в живописи, в литературе и так далее. 
Среди некоторых современных интеллигентов музыка Вагнера всё ещё пользуется спросом и вызывает интерес. Эта музыка возвеличивает арийский дух и высвобождает худшие человеческие инстинкты, выражает сущность нацистской идеологии, принижает национальное достоинство других народов, Напомню, что нацистская идеология Третьего рейха во всех её проявлениях была осуждёна решением Международного Нюрнбергского трибунала. Это означает, что под категорию преступников подпадают и те деятели, которые разрабатывали идеологию нацистов и воспитывали ненависть к евреям среди граждан своей страны. К ним следует отнести упомянутых ранее Марра, Гобино, Чемберлена, Вагнера и ещё множество других "великих" деятелей прошлых веков. Напрасно ещё один автор статьи о Вагнере, опубликованной в Интернет-газете "Мы здесь", назвал немецкого музыканта "соавтором нацистов", таким небрежным каламбуром поставил телегу впереди лошади. Нет, не Вагнер, а нацисты были соавторами композитора в создании идеологии уничтожения еврейского народа.
Сегодняшние любители "чистой музыки" оказались в одном сообществе с нацистами, которые также обожали звуки фанфар и какофонию звуков, зовущих к агрессии и возвеличиванию одной расы за счёт унижения достоинства других народов. Вся мышиная возня Ханина вокруг поисков фраз Вагнера об "окончательном решении еврейского вопроса" относится к деятельности любителя, который сознательно ищет чёрную кошку в тёмной комнате. Лучше бы внимательнее слушал и анализировал музыкальные произведения Вагнера. В них можно обнаружить звуковое выражение зловещей по содержанию той самой фразы, которую Ханин никак не может найти у Вагнера. Но для этого нужен особый уровень интеллекта. Отношение к личности и творчеству Вагнера является показателем интеллекта и нравственного здоровья его обожателей. Те, кто занимается забалтыванием античеловеческой сущности музыкальных произведений Вагнера, бравируя профессиональными предпочтениями, приносят вред обществу ради собственных амбиций.
Среди других причин, которые могли бы оправдать мой труд, посвящённый разоблачению Вагнера, можно отметить желание сформулировать главный критерий для оценки результатов труда любой творческой личности, то есть наличие в творчестве нравственных начал. По-моему, давно следует прекратить пустопорожние разговоры, вызывающие оскомину, по поводу противопоставления таких понятий, как злодейство и таланты. Эти понятия всегда присутствуют совместно в одной личности, которая игнорирует общепринятые нравственные принципы. Само противопоставление талантов и варварства в одной личности является надуманным, обсуждается многими авторами по инерции, но никакой ценности не представляет. Показать читателям вред и безответственность рассуждений инженера Ханина, растерявшего чувство собственного достоинства, в его неосознанных  поисках каких-либо аргументов в защиту антисемита Вагнера, также была одной из целей этой работы. Надеюсь, что мне удалось достичь этих целей.

     ВЛАДИМИР ОПЕНДИК

     2 НОЯБРЯ 2012 ГОДА