Глобальные геологические катастрофы. Причины и про

Виктор Бабинцев
«Растёт планета – шарик надувной
С младой океанической корой…»

Владимир Репин.


Действительно, возраст наиболее древних пород континентальной коры превышает 4 миллиарда 200 миллионов лет, а возраст наиболее древних пород океанической коры – 200 миллионов лет. Кстати, возраст пород лунных морей и океана Бурь – 1 миллиард лет, а возраст пород лунных материков – 4 миллиарда лет. И как тут не усмотреть возможную закономерность? Кроме того, толщина земной континентальной коры 35-70 километров, а океанической – всего 5-10. Интересно, что Гималаям, например, всего 70 миллионов лет, величественным Андам и грандиозному плато Колорадо - 20. И все эти горные образования явно невулканического происхождения, хотя и сложены преимущественно из магматических пород.

Если взять глобус и вырезать все океаны, то оставшиеся материки почти без зазоров соединятся в единый первородный континент на шаре, радиус которого почти в полтора раза меньше нынешнего радиуса Земли. Остаточное (остаточное ли?) глобальное расширение Земли регистрируется современными методами мониторинга и в наши дни. И есть предложение - называть Пангеей не протоконтинент, существовавший примерно 200 миллионов лет назад, а всю Нашу Планету того периода. Кстати, это слово и переводится как Всеземля, и так будет удобней изъясняться.

Если попытаться увеличить радиус арбузной корки, она сломается. Разломами земной коры при увеличении радиуса Пангеи и истечением лавы можно объяснить образование горных массивов, плато и хребтов. Расхождение континентов и образование океанов ничем иным, как расширением Земли, объяснить невозможно. Одним словом, вся история современной Земли, это череда глобальных геологических катастроф, связанных с её расширением. 

Но если сам факт роста Земли - даже для узких специалистов - давно очевиден, то где же та причина и где та сила, которая словно раздувает земной шарик изнутри?

Если взять и мысленно удалить, хотя бы на время, из центра Земли её ядро, как всё начнёт вставать на на свои места: внешние и внутренние слои (области) так называемой мантии, согласно законам тяготения, начнут тяготеть друг к другу и выдавливать в разные стороны её вещество. Можно - пущей наглядности ради - положить на одну ладошку тесто и надавить на него другой. Теперь остаётся только окончательно удалить сверхтяжелое и сверхплотное земное ядро из наших представлений и научиться использовать простые законы тяготения для познания и объяснения тайн Природы.

Помнится, среди задач, предлагавшихся на физико-математических олимпиадах в МГУ, была задачка со сквозным колодцем, проходящим через центр Земли, и гирей, бросаемой в колодец. Вопрос: где остановится гиря? Правильный ответ: гиря не долетит до центра Земли, повернет обратно и, совершив несколько колебаний, остановится в сфере наиболее плотной и тяжелой массы в границах мантии, где и сама гиря будет весить больше всего. Популярное объяснение этого решения можно посмотреть по запросу "Проект 6 Перевёрнутый небоскрёб". Но, если даже гиря, брошенная с ускорением к центру Земли, не может в него попасть, что же такое материальное в нем может находиться?

Правильно, в центре земного шара равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю, и тело пребывает в невесомости. Атом не может существовать вне гравитационного пространства и не может сам быть центром этого пространства. Со времени создания первой атомной бомбы это, как и предположение о критической массе, уже не является постулатом. Кроме того, при приближении к такому центру положение любого физического тела становится крайне неустойчивым, что обязательно принуждает его двигаться в сторону действия большей силы. Так что существование в центре Земли железоникелевого или какого-то другого тела большой плотности и массы уже под очень большим вопросом.

И еще. Если железоникелевый сплав расплавить, скорость звука в нём снизится примерно вдвое и будет никак не больше 6 км/с. Вопрос: как, извините, холодная железяка оказалась в центре расплавленного вещества "внешнего ядра"?

Но есть же данные сейсмического зондирования Земли, и ядро, вроде бы, есть... Однако всех, кто так считает, можно послать по запросу "Кольская сверхглубокая" и попросить ознакомится с результатами, полученными при бурении самой глубокой скважины в мире. Там сейсмическая разведка показала базальтовый слой на глубине 5 км, а нижнюю границу земной коры - границу Мохоровичича или коротко Мохо, где происходит резкое увеличение скорости звуковых волн, - на глубине от 15-20 км. Но в процессе бурения выяснилось, что и под семикилометровым слоем гранита (его возраст 3 миллиарда лет) базальта нет вообще. На месте прочнейшего базальта оказались осадочные породы со следами древней жизни и с большим количеством разных газов и сильно минерализованной воды, продолжавшиеся почти до последней отметки - 12262 метра. Да, пробурив 7 километров гранита, добурились лишь до поверхности древнейшей Пангеи, на которой уже более 3-х миллиардов лет назад существовала жизнь.

Нижняя граница земной коры - это теперь вообще неизвестно где. Академик Владимир Белоусов так и сказал на Московском Международном геологическом конгрессе (1984): "Господа! Главное, она (Кольская сверхглубокая) показала то, что мы ничего не знаем о континентальной коре, - честно". Но если мы ничего не знаем о земной коре, которая у нас буквально под ногами, то что мы можем знать о земном ядре?

Метод сейсмического зондирования часто сравнивают с рентгеновским методом в медицине. Скорость звуковых волн зависит от плотности вещества: чем плотнее среда, тем больше скорость продольных и поперечных волн. На этой простой закономерности и основан метод. Опыт Кольской сверхглубокой напомнил, что скорость звуковых волн зависит еще и от давления. Там, где сейсмологи "видели" твердейший базальт, на самом деле оказались щелеватые, слоистые и рыхлые архейские гнейсы под давлением до 1000 атмосфер. Такого высокого давления на такой небольшой глубине никто не ожидал, так как теоретики предсказывали давление газов 13,6 атмосфер на глубине 100 километров.

"Неинформативность" сейсмических волн объясняется зависимостью их скорости от двух причин - плотности среды и сжатости среды. То есть, для самих волн "плотность среды = сжатость среды". Это и понятно. Например, скорость звука в жидкости равна скорости звука в газе, если газ сжат до плотности этой жидкости. Сжатый до плотности жидкости воздух наблюдали при термоядерном взрыве на Новой Земле.

Теперь каждый при желании может посмотреть в Инете по запросу "Строение Земли"  графики скоростей звука (рис. вверху), полученные при сейсмическом зондировании Земли, и увидеть, что на отметке 2900 километров скорость продольных звуковых волн вертикально падает вниз до уровня скоростей звука на границе Мохо (вертикальные столбики в левой части графиков), а поперечные волны исчезают. Это нам может говорить только о границе двух сильно отлищающихся сред.

Вот, думается, на глубине 2900 км мы и имеем нижнюю  границу плотного и тяжёлого вещества Земли, называемого сейчас мантией, и размеры внутренней полости Земли, заполненной, по всей видимости, сжатым газом, которому некуда расширяться. Вспоминаем, диаметр земного шара - 12742 километра. Стало быть, диаметр газового "ядра" или внутренней атмосферы Земли равен 6942 километра. И для первоначальной легкости рассуждений можно предположить, что сжатый до плотности жидкости газ в особых температурных условиях может обеспечить скорость прохождения Р-волн равную  от 7,5 до 10 км/с. Увы, физика высоких давлений сжатием собственно газов и изучением их свойств не занимается.

К этому графику мы еще вернемся, а сейчас немного о силе сжатия. Если так называемую мантию мысленно разделить срединным шаром на глубине 1450 км, то решение задачи по вычислению силы гравитационного сжатия вещества мантии сильно упрощается. "Источником" и "приемником" гравитации является атом. Тела тяготеют друг к другу суммарным тяготением их атомов. Тривиальный закон прямолинейного сложения масс гласит: масса крайнего тела равна некой сумме масс тел, находящихся в гравитационной тени, созданной этим телом. Этим законом объясняется, например, наибольшие (сизигийные) приливы в дни, когда Солнце, Луна и Земля оказываются примерно на прямой линии. Встречным тяготением вертикальных столбцов атомов внешней и внутренней оболочек мантии и создается то колосальное давление, которое и было причиной расширения Пангеи и всех известных нам глобальных геологических катастроф.

Силам гравитационного сжатия противятся силы гравитационного натяжения, обусловленные тем же законом сложения гравитационных масс. В условиях Земли эти силы можно представить в виде тех же цепочек гравитационно взаимодействующих атомов, расположенных уже не в вертикальном, а в горизонтальных направлениях и замыкающихся по кругу. Благодаря наличию этих двух противоборствующих сил единой природы все жидкие тела в условиях невесомости обретают форму шара. Чем длиннее замкнутая цепочка взаимодействующих атомов или молекул, тем больше будет длина прямых участков атомов и сила гравитационного натяжения, и само гравитационное взаимодействие между атомами. Например, именно поэтому мыльный пузырь чем больше, тем прочнее.

Но как же быть с силой тяжести на поверхности Земли, а вернее, как быть с фактом ее увеличения в последние миллионы лет?

Тут дело в том, что древние птерозавры, жившие на Земле еще 150 миллионов лет назад, при современной силе тяжести просто не могли бы летать, а динозавры - ходить. На это обратили внимание еще первые палеонтологи. И сразу отметим, что исчезновение гигантов из царства животных и царства растений по времени совпадает с быстрым ростом океанов. Кстати, и с большим отложением вулканического пепла и золы на всех континентах - тоже. Это и породило гипотезу большого метиорита, убившего своими последствиями древних ящеров.

Вспомним закон всемирного тяготения Сэра Исаака Ньютона: сила гравитационного взаимодействия двух масс, скажем просто, равна произведению этих масс, делённому на квадрат расстояния между ними. Быстрый рост площади океанов возможен только за счёт гравитационого сжатия и уменьшения расстояния между верхней и нижней границами мантии. При утонщении мантии получается, что наиболее плотная и тяжёлая масса из наиболее удаленных от поверхности Пангеи областей мантии(смотрим приведенный график скоростей звука), сама придвигается к динозаврам, и они становятся тяжелее. Так что никакого парадокса тут нет: расширение Пангеи и должны было, согласно с законами тяготения, сопровождаться увеличением силы тяжести на ее поверхности.

Геофизикам известен один остроумный способ поиска полезных ископаемых - метод гравитационных аномалий. Суть его в том, что обычные маятниковые часы-ходики над массивным и плотным подземным телом спешат, а над подземными пустотами - запаздывают. Это говорит об изменениях ускорения свободного падения и, стало быть, силы тяжести в окрестностях этих образований. А в наших рассуждениях массивное тело само приближается к динозаврам. И как им не потяжелеть от уменьшения толщины мантии? Поэтому обычные бабушкины ходики могут сообщить людям о приближении очередной глобальной геологической катастрофы в истории Планеты. Короче, если ходики спешат, нужно немедленно звонить в МЧС или Путину. (Шутка)

Но динозавры жили на суше, а до появления океанов вся суша должна быть под водой... С этим не поспоришь. Да и не надо. Учёные брали пробы газа из всех доступных им горячих лав. Лавовые газы на 68-99 процентов состоят из паров воды, и только в очень редких случаях пары воды отсутствуют в пробах. Эти же ученые пришли к выводу, что в недрах Земли воды может быть до десяти раз больше, чем на ее поверхности, а Кольская сверхглубокая это доказала, обнаружив подземный океан "минеральной воды". Она же, кстати, ответила на детский вопрос "Почему в океане вода солёная?". Поэтому новые океаны сами могли себя этой водой, выдавленной из недр и высвобождающейся в атмосферу при дегазации отвердевающей лавы, частично заполнить, а другая часть этой воды могла в них поступить и с континентов, естественным образом оказавшихся выше их уровня. Если учесть, что расширение океанов происходило довольно быстро, и представить себе возможный круговорот воды в то время, то становится совершенно понятным - почему у наших небольших речек такие глубокие и широкие поймы.

Снова вернемся к графику скоростей. В левой части мы видим вертикальные отрезки графиков. Это и есть, как считалось всеми до 1984 года, нижняя граница земной коры и верхняя граница мантии. Однако Кольская сверхглубокая скважина показала, что резкое увеличение скорости звука на этой глубине является результатом резкого увеличения давления, а не отличительной плотности вещества мантии, и никакой границы между средами тут нет. В чем же причина такого резкого скачка давления и скорости звуковых волн?

Архейские гнейсы, которым в месте бурения никак не может быть меньше 3-х миллиардов лет, оказались накрытыми семикилометровой толщей магматической породы - гранитом.  Но не эта толща создала своим весом давление в 1000 атмосфер на двенадцатикилометровой глубине, а вышеупомянутые гравитационное натяжение и гравитационное сжатие. Дело в том, что как раз на этой глубине, если взять земной шар в разрезе, можно провести первую и самую большую замкнутую окружность. А если бы это давление было создано газами, стремящимися вырваться на свободу, на месте Кольской сверхглубокой скважины мог бы образоваться настоящий вулкан. Давление в сжатых газах и давление гравитационного сжатия – это два совершенно разных по своей природе явления. О существовании последнего физики словно и не подозревали.

Кольская сверхглубокая выявила закономерность – чем глубже, тем более измельченной оказалась порода. На графиках мы видим некоторое снижение скорости продольных и поперечных волн на отметках 8 и 4,5 км/с. Можно предположить, что твердые породы, из которых в свое время была сложена кора и осадочные породы молодой Планеты, на этой глубине перемолоты давлением и подвижками земных слоев буквально в порошок. Если выдавливать этот "порошок" на поверхность Земли, то огромное давление и огромная сила трения обязательно его расплавят и превратят в потоки магмы, а охладившийся лавовый поток станет теми же гранитами. Крупинки тугоплавкой слюды в гранитах примерно соответствуют величине частиц "порошковой зоны". Это условие, возможно, и могло быть причиной некоторого снижения скорости звуковых волн на этих глубинах.

Далее на графиках мы видим плавное увеличение скоростей продольных звуковых волн с 8 до 14 км/c в толще мантии. Например, скорость звука в железе приблизительно равна 6 км/с. О том, какой суммарной причиной обусловлена скорость звука 14 км/c, мы можем только гадать. Возможно, вещество нижних областей мантии достаточно деструктурно, то есть сложено из атомов различных химических элементов просто вперемешку, и в нем нет никаких обособленных тел.

Снова обращаемся к рисунку из учебников. Предположим, что в центре Земли на месте предполагаемого железоникелевого ядра находится... плазмоид диаметром 2450 км. Вещество плазмы, состоящее не из атомов, а из их компонентов, способно к так называемой самоорганизации. Все частицы такого вещества неподвижны и находятся на равном расстоянии друг от друга, а вернее, почти без него. Это, думается, и обеспечивает постоянную скорость прохождения звуковых волн в такой однородной среде 10,8 км/с по всему его диаметру. Другого вещества, плотность которого бы не зависела ни от расстояния от центра Земли, ни от  масштабных размеров образования, мы не знаем. 

Существование огромного плазменного образования в центре Земли обусловлено наличием всех трех необходимых условий: 1) равнодействующая силы тяжести в центре Землю равна нулю, что равнозначно отсутствию этой силы в центре Земли; 2) наличие сферической отражающей поверхности мантии, фокусирующей на плазмоиде лучистую энергию; 3) высокое давление окружающего плазмоид газа. Эти условия вытекают из гравитационной теории и модели атома, не способного существовать вне гравитационного пространства или же быть его центром, и из практических условий термоядерного синтеза химических элементов, известных физикам.

Между плазмоидом и мантией на месте внешнего ядра находится сильно сжатый многокомпонентный газ, преимущественно состоящий из атомов водорода и гелия, но со значительным наличием атомов более тяжелых и самых тяжелых химический элементов. Прохождение поперечных волн в такой среде невозможно по причине большой разницы атомных масс её компонентов.  В такой среде поперечные волны гаснут так же, как гаснут морские волны в скоплениях тяжелых льдин. Если представить этот газ в виде смеси из атомов водорода и, скажем,  урана, то все становится очевидным. Поэтому на отрезке «внешнее ядро» поперечные волны отсутствуют. Другого такого вещества, в котором прохождение поперечных волн было бы невозможным, мы тоже не знаем.

На периферии плазмоида уже сказывается неравнозначное действие силы тяжести, поэтому здесь и происходит синтез всех известных нам химических элементов. По мере приближения к плазмоиду мы видим увеличение скорости продольных звуковых волн, что объясняется только увеличением плотности вещества за счет большого количества новорожденных атомов химичемких элементов при постоянном давлении газа.

Сформировавшиеся в избытке своих компонентов, атомы химических элементов диффундируют в плотном водороде и гелии  в сторону большей гравитационной массы, то есть в сторону мантии. При этом распределение и плотность диффундирующих тяжелых атомов в объеме шара в зависимости от расстояния от плазмоида будет подчиняться известному закону обратных квадратов. Поэтому на участке «внешнее ядро» мы видим верхнюю часть параболы, стремящейся к нулю в своем мнимом продолжении.

На глубине 2900 километров графики показывают четкую границу раздела двух сред – газообразной и значительно более плотной. Скорее всего, нижняя оболочка мантии представляет собой деструктурное вещество, состоящее из смеси атомов различных химических элементов, плотно подогнанных друг к другу силами гравитационного взаимодействия и силами гравитационного сжатия. Думается, что такое вещество, находящееся под большим давлением, может обеспечить скорость звука 14 км/с.


Продолжение следует...