Нужна ли теология в светском вузе?

Юрий Шпилькин
Замминистра Минобрнауки сообщил, что все вузы, признанные неэффективными, будут закрыты до 1 сентября 2013 года — по словам замминистра, к этому времени будут закончены «основные реорганизационные мероприятия». В этот день вступит в силу закон «Об образовании», принятый  Госдумой в третьем чтении. Этот документ обязывает частные вузы участвовать в мониторинге качества наравне с государственными, тогда же Минобрнауки начнет новую проверку всей высшей школы России.  Напомним, осенью ведомство провело оценку 502 российских госвузов (учитывался средний балл ЕГЭ у первокурсников (видимо потому, что некоторые  вузы "сметают" всех тречников, а потом выпускают таких же "специалистов"- троечников), уровень инфраструктуры - нередко "вуз" располагается в трех комнатах). В итоге 136 гос. учебных заведений были признаны неэффективными,(а каково в частных вузах?), самым проблемным из них пообещали «реорганизацию» — закрытие с присоединением к другому вузу. Но было бы правильнее закрыть все частные вузы, оставив 2-3 лучших частных вуза на страну. Переизбыток экономистов, юристов очевиден. Сегодня до 70% выпускников школ поступают в вузы, а в советское время было всего 15% и в основном хватало специалистов. В то время как учителей и врачей не хватает, поэтому как грибы размножаются частные поликлинники, которые лечат подобно телевизионному лекарю Малахову. Министерству здраоохранения тоже не мешало бы проверить их состоятельность.  Такое же положение, безусловно, и в других постсоветских странах. Пока не будет достойной зарплаты учителям и врачам, проблемы с ними будут всегда, с вытекающими последствиями.

      Вторая проблема не менее значимая - клерикализация общества. Пять лет тому назад десять академиков, среди которых были знаменитые лауреаты Нобелевской премии, написали Президенту России письмо. В письме была выражена обеспокоенность «всё возрастающей клерикализацией российского общества, активным проникновением церкви во все сферы общественной жизни», в частности в систему государственного образования. «Верить или не верить в Бога — дело совести и убеждений отдельного человека — пишут академики. — Мы уважаем чувства верующих и не ставим своей целью борьбу с религией. Но мы не можем оставаться равнодушными, когда предпринимаются попытки подвергнуть сомнению научное Знание, вытравить из образования „материалистическое видение мира“, подменить знания, накопленные наукой, верой. Не следует забывать, что провозглашённый государством курс на инновационное развитие может быть осуществлён лишь в том случае, если школы и вузы вооружат молодых людей знаниями, добытыми современной наукой. Никакой альтернативы этим знаниям не существует».
В письме поднимаются следующие вопросы:

1). Введение во всех школах России обязательного предмета «Основы православной культуры»
В письме поднимался вопрос о невозможности введения во всех школах России обязательного предмета «Основы православной культуры», так как это ставит сторонников разных конфессий в неравное положение. Этот вопрос также связан с резолюцией XI Всемирного русского народного собора, в которой, в частности, содержится просьба «о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и о включении этого предмета в соответствующую область федерального образовательного стандарта».

Как свидетельствует газета «Аргументы неделi» крестовый поход религий идет полным ходом. Упорное продвижение в школу курса под названием  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» клерикалам удалось. С 1 сентября предмет преподается четвероклассникам. Причем 31% из них изучают курс «Основы православной культуры». Более того, под патронатом РПЦ кроме воскресных школ работают и  общеобразовательные школы. Часть из них получила госаккредитацию: имеют право принимать ЕГЭ и выдавать государственный аттестат. В России при РПЦ действуют свыше 5 тыс. общеобразовательных учреждений, в которых учатся более 100 тыс. учащихся и более 200 исламских школ.

Церковные юристы пошли дальше - подготовили поправки в закон «Об образовании», который сейчас принимает Госдума. По замыслу, религиозные школы должны получить такое же финансирование, как и обычные государственные. А это как минимум 1млрд. руб. в год. В Москве столичное правительство уже финансирует религиозные школы. В мусульманских регионах религиозные школы уже получают деньги из региональных бюджетов.

2) Второй фронт, на котором наступают религиозные деятели – высшее образование. Пять лет назад религиозные деятели добивались внесения специальности «теология» в перечень научных дисциплин ВАК. В письме  академиков говорится о невозможности предложенного в марте 2007 года XI Всемирным русским народным собором внесения специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии (ВАК), так как внедрение церкви в государственный орган противоречит конституции РФ. В письме, в частности, отмечается, что давление на ВАК было и раньше, но теперь «это давление не скрывается».

И вот уже в конце 2000-х годов церковные вузы получили право на госаккредитацию. В России не менее 39 клерикальных учебных заведений, выдающих дипломы гособразца. Дело дошло до того, что в первом вузе страны - МГУ уже не достаточно храма св. Татьяны, там уже ряд лет лекции читают дьякон Андрей Кураев и сторонник старообрядцев Александр Дугин, а Патриарх Кирилл имеет в университете статус почетного профессора, ректор МГУ Виктор Садовничий вошел в президиум Всемирного русского народного собора. Не случайно декан факультета социологии МГУ, профессор Владимир Добреньков так прокомментировал письмо десяти академиков: «Позиция Гинзбурга — это позиция не русской, а безбожной интеллигенции». А в октябре этого года появилась в светском вузе кафедра теологии. Причем не где-нибудь, а в святая святых российской физики – в первом Московском инженерно-техническом институте и возглавил ее митрополит Илларион (Алфеев), как закономерное следствие функционирования в МИФИ домового храма Смоленской иконы Божией Матери. Более 90 членов-корреспондентов и академиков РАН подписали обращение с требованием прекратить деятельность кафедры теологии в Национальном исследовательском ядерном университете /МИФИ/. Ученые планируют обратиться в Арбитражный суд с иском о прекращении деятельности кафедры теологии и домового храма на цокольном этаже главного корпуса МИФИ, открытого в 2010 году.

В декабре 2012 года в знак протеста против открытия кафедры теологии из ядерного университета уволился физик Антон Буслов. В комментарии к заявлению об увольнении, опубликованному в его "Живом Журнале", говорится, что причиной ухода стало "открытие в структуре НИЯУ МИФИ религиозных подразделений".

В своем письме академики недоумевают: «на каком основании, спрашивается, теологию - совокупность религиозных догм - следует причислять к научным дисциплинам? Любая научная дисциплина оперирует фактами, логикой, доказательствами, но отнюдь не верой… Вообще-то все достижения современной мировой науки базируются на материалистическом видении мира. Ничего иного в современной науке просто нет. Прекрасно высказался на эту тему известный американский физик, лауреат Нобелевской премии С. Вайнберг: "Опыт ученого делает религию совершенно несущественной. Большинство ученых, которых я знаю, вообще не думают на эту тему. Они настолько не размышляют о религии, что даже не могут считаться активными атеистами" (New York Times, 23 августа 2005 г.). Так на что же нам предлагают менять "монополию материалистического видения мира"?

 Между прочим, католическая церковь практически полностью отказалась от вмешательства в дела науки (в 1992 г. она даже признала свою ошибку в деле Галилея и "реабилитировала" его). В беседе с академиком В.И. Арнольдом (март 1998 г.) папа Иоанн Павел II признал, что наука одна способна установить истину, а религия, по словам понтифика, считает себя более компетентной в оценке возможного использования научных открытий. Наша РПЦ придерживается иной точки зрения: "Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира наконец прекратилась в российской образовательной системе" (из резолюции Собора).

Более 1100 ученых (кандидаты и доктора наук) выступили с письмом в поддержку «Письма десяти». Позиция подписавшихся сводится к следующему: введение ОПК неизбежно приведет к конфликтам в школах на религиозной почве; для реализации «культурных прав» верующих нужно использовать не общеобразовательные, а уже имеющиеся в достаточных количествах воскресные школы; теология, она же богословие, не является научной дисциплиной.

 Не остались в стороне и здравомыслящие церковные деятели. Так, протоиерей Всеволод Чаплин выступил с изложением своей позиции по поводу письма десяти академиков, сказав в частности: «Конституция России права, когда говорит о недопустимости установления обязательной или государственной религии или идеологии. В том числе, естественно, и материализма, позитивизма, агностицизма, атеизма. В том числе в высшей и средней школе не нужно вводить обязательное изучение предметов по религиозной тематике (в том числе и тех предметов, которые говорят о религии скептически), нельзя заставлять человека быть верующим против его воли». Однако крестовый поход против научного Знания продолжается…