Рождество и Новый год

Виктор Коростышевский
     Россия после 1917 года в отличие от Российской монархии де-юре объявила себя светским государством и отделила церковь от государства. В Советском Союзе церковь действительно жила своей жизнью, а государство искоса, не совсем доброжелательно наблюдало за её деятельностью. О негласном сотрудничестве священников с некоторыми органами власти поминать не будем – не наша это тема. Но представить себе, чтобы Верховный Совет СССР принял постановление объявить дату Рождества Христова выходным днем – да первого, кто бы об этом заикнулся, поганой метлой из «Единой России», тьфу, простите, из КПСС погнали и «волчий билет» выдали для проживания в тамбовской тайге.
     Кстати, рождественскую ёлку в России запретила не Советская власть после Октябрьского недоразумения, а Священный синод во время Первой мировой войны, как «немецкий обычай». Амнистировали ёлку в 1936 году по «инициативе» первого секретаря ВЛКСМ А.В. Косарева, но называться с тех пор она стала не рождественской, а новогодней. 
     После падения монархии и краха династии Романовых день Рождества Христова вновь стал праздником на Руси (то есть нерабочим днем) только в декабре 1990 года с подачи перестроечного Верховного Совета РСФСР. Я ничего не имею против лишнего выходного дня (в разумных пределах, разумеется), но этот выходной день противоречит Конституции РФ, в которой сказано: «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной». Но какая власть в России соблюдала свою конституцию?
     В РФ 89 субъектов (или регионов), из них 32 субъекта (Адыгея, Башкирия… Татарстан… Якутия) не являются православными. Как сказал великий русский поэт: «Затерялась Русь в Мордве и Чуди…». Правомочно ли с их точки зрения принятие закона о всеобщем государственном праздновании в России Рождества Христова? Ответ очевиден.
     Мы любим нынче говорить о толерантности, консенсусе и прочих либеральных штучках. Почему бы не праздновать всей страной день Рождества Пророка Мухаммеда? Как тут не понять руководство Татарстана, Чечни и ещё ряда субъектов РФ, которые проигнорировали это постановление, и 7 января является у них рабочим днем? А как же этот демонстративный демарш стерпела центральная власть России? И власть ли она после этого?
     Не ленивые и не безразличные читатели могут мне возразить: в нехристианских регионах Рождество Христово празднуют, и очень даже активно. Я спорить не буду: да, там покупают ёлки, дарят подарки. Эту традицию очень усердно возделывают коммерческие структуры, ибо речь идет о суперприбылях. Что такое национальные исторические традиции в сравнении с хрустом купюр? Тем более что праздник Рождества Христова стал составной частью новогоднего загула. В современном мире большинство людей воспринимают Рождество как светский, лишенный религиозного смысла праздник.
     Вот тут-то мы плавно и подошли к Новому году. 
     До 1947 года в СССР 1 января был обычным рабочим днем. Слов нет – до чего это было не гуманно и бесчеловечно. Если утром идти на работу или в школу, о каком полуночном застолье может идти речь? Но 23 декабря 1947 года указом Президиума ВС СССР 1 января наконец подарили народу – гуляй, не хочу! Прошло 45 лет, и власть поняла, что одного дня мало – народ не успевал опохмелиться.
     Дальше – больше. Средний класс, не говоря уже о чиновниках и акулах бизнеса, почувствовали вкус красивой жизни, и с 2005 года выходных дней стало 5. Их изящно назвали каникулами. Тут очень кстати подвернулось Рождество Христово 7 января. В общем, что-то там ещё перенесли, переставили, и гулять стали 10 дней. С 31 декабря по 7 января россияне стали отмечать священную неделю Вдрабадан. О том, что это станет национальной бедой, власть догадалась, как всегда, последней. Но нельзя же лишать народ перестроечных завоеваний, поэтому приняли Соломоново решение: с 2013 года пять дней гуляем в Новый год, пять дней – в мае месяце. Но как ни крути, от 1 мая до 9-го в пять дней не уложишься.
     По сложившейся традиции за несколько минут до наступления Нового года глава государства обращается к россиянам с речью, подводит итоги года прошедшего и желает удачи гражданам в новом году. В этом, казалось бы, незыблемом правиле, было однажды исключение: 31 декабря 1991 года вместо Б.Н. Ельцина перед зрителями выступил его близкий друг (в то время) сатирик Михаил Задорнов. Шутка запомнилась!
     Старый Новый год – явление чисто русское. Этот день стал профессиональным днем отдыха артистов всех жанров, которые в новогодние каникулы пашут, как лошади на посевной страде.
     В каждой семье есть свои обычаи и традиции встречать Новый год. Кто-то уезжает на дачу, ближе к природе, кто-то отжигает страсти на закрытом корпоративном шабаше. Автор этих заметок уже много лет подряд вечером 31 декабря идет смотреть в музыкальном театре Станиславского – Немировича-Данченко балет «Щелкунчик». В зале – яблоку негде упасть, люди сидят на ступеньках амфитеатра и балкона. Сказочно-восхитительного очарования от спектакля хватает на год, потом требуется подзарядка…   
     В праздник Рождества Христова не забудьте поприветствовать друг друга словами «Христос родился!» И ответить на приветствие: «Славим Его!»