Гностицизм, как масштабное проявление

Константин Дюкарев
Гностицизм, как более масштабное проявление, чем "ереси" в христианстве.

1. Масштаб гностицизма

Гностицизм (от gnostikos (др.-греч. ;;;;;;) — «познающий») — условное обозначение ряда позднеантичных религиозно-философскмх синкретических течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений, предложенное кембриджским платоником Генри Мором в 17 веке.[1]

Развитие гностицизм в начале нашей эры получил:
- в философии[2] многие идеи гностицизма получили распространение в неоплатонизме и неопифагореизме,
- в религиях: манихействе, различных ересях в христианстве, иудейской каббале, мендействе, езидстве.

2. Основные черты гностических экзотерических учений

Гностики полагали, что у них есть сакральное знание о Боге, человечестве и остальной части Вселенной, которым остальные не владеют. Этот постулат стал одним из трёх главных систем веры в пределах христианства I столетия, и был отмечен четырьмя факторами, благодаря которым эта ветвь отличается от двух других ветвей христианства: иные верования о Боге, Библии и мире, которые отличались от таковых у христианских групп; вера, что спасение достигается через интуитивно постигаемое Знание.

В мире, по мнению гностиков, рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам. Искупителями является просвещённые силы, знающие тайный смысл бытия, прежде всего Христос, но его призыву следуют лишь «духовные» люди («пневматики»), тогда как не принявшие гностического посвящения «душевные» люди («психики») вместо подлинного «познания» достигают лишь «веры», а «плотские» люди («соматики») вообще не выходят за пределы чувственной сферы[29].

3. Гностический этос. Благо познания

Гнозис: «knowledge of the divine mysteries reserved to the elite». [3]

В гностицизме содержание гнозиса (тайного знания), как раз и есть осознание человеком своей божественности, и обретение гносиса само по себе спасительно[4].

В ряде схем персидского гнозиса утверждается, что все религии мира подобны жемчужинам, продетым золотой нитью божества.

«Гностический этос» – нравственное и практическое своеобразие гностической философии и традиции. Избавление человека от зла (но, не от мира) достигается в гностическом представлении через благо познания (т.е. гнозис). Благо познания является основополагающей категорией гностического этоса, через которое достигается Спасение и Свобода, восторжествует Справедливость[5].

Современные исследователи проблем гностицизма сходятся к мысли, что мы не найдем в трудах христианских авторов объективного и не предвзятого описания гнозиса, так же как и в советских анти-религиозных трудах[6].

Описания гностиков (такие как «гностики», которых описал Епифаний Кипрский, Panarion, 25–26), интересны, но имеют крайне сомнительную историческую ценность. [7]

Гностики:
- либо обвинялись в обмане, магии, каннибализме, половой распущенности и безнравственности
- либо, наоборот, критиковались за чрезмерное воздержание. («Понимали буквальное аллегорически, аллегорическое же — слишком буквально», — писал Климент Александрийский). Полное отсутствие аргументов заменялось сплетнями и слухами. Так же отмечалась зависимость гностицизма от эллинских мистерий, греческой философии, иудаизма.[6]

4. Появление гностицизма

В науке проблема возникновения термина "гностик" не имеет однозначного толкования.[8]

Не однозначны и ответы в науке на вопросы, определяющие появление гностицизма[9] :
- являются ли гностики, в конечном итоге, изобретением апологетов ортодоксального христианства, и что они представляли из себя в действительности?
- можно ли связывать воедино таких разнообразных философов и мыслителей, выдвигавших зачастую мало совместимые теории, как Валентин, Василид, Маркион, Мани?
- так как гностицизм — это нечто масштабнее, чем обычные христианские «ереси», ставшие на пути догм апологетов христианства, то каково же в действительности его настоящее место в истории и его значение для философии и истории религий?[6]

Сторонники масштабного подхода, считают что гностицизм не просто "ранние ереси в христианстве", а более древний феномен — порождение великого синкретического движения в Римской империи (зачатками движения стала ещё до неё недолговечная империя Александра Македонского, соединившая Восток и Запад[10]), начавшегося вследствие перехода религии от одной нации к другой, вследствие соприкосновения востока (древневавилонская религия) с западом и вследствие влияния греческой философии на религии.[11]

По мнениею Г. Йонаса, несмотря на полемику отцов церкви, Маркион не может быть с полной уверенностью причислен к гностикам, как Василид и Валентин, чей гностицизм бесспорен, ибо:
"1) им руководили не метафизические и не апологетические, а чисто сотериологические интересы;
2) он ради этого придавал главное значение чистому Евангелию и вере (а не познанию);
3) он для своего понимания христианства не использовал философию — это был, по крайней мере, его принцип;
4) он старался не основывать школы знающих (не было тайного учения), а преобразовывать соответственно Евангелию ап. Павла все общины, христианство которых он признавал законническим (иудействующим) и исключающим свободную благодать (у Маркиона не было различия между пневматиками и гиликами: Евангелие для всех, а не тайное знание)". [12]

«Маркиона часто классифицируют как гностика, хотя он христианин-еретик с элементами иудо-христианства и ревизии текстов священных книг христианства (попыток удалить из Писания не устраивающие его учение строки, а то и целые главы), однако:
— Маркион, в отличие от гностиков, признавал Спасение верой, а не знанием
— Маркион признавал буквальное, а не аллегорическое толкование Библии»[13]

Сочинения гностиков дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с гностицизмом. Первый известный гностик — Симон Волхв из Самарии, упомянутый в Деяниях апостольских. Наивысшего развития гностические тенденции достигают во II веке.

Помимо влияния иудейства и восточных религиозных мистерий, для гностицизма характерно усвоение ряда идей позднеантичной философии, главным образом платонизма и пифагорейства[14].

В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир, созданный демиургом — низшим божеством. В дуалистической мистике гностицизма материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное Богу и подлежащее преодолению. В мире рассеяны частицы потустороннего света, которые должны быть собраны и возвращены к своим истокам.

5. Древнеегипетские истоки

В Египте на дохристианский гностицизм серьёзное влияние оказал культ Изиды и связанные с ним мистерии. Самыми торжественными и оккультными были, без сомнения, те, что исполнялись в Египте «группой хранителей тайны». Наглядное описание природы мистерии, происходивших на острове Филе (на Ниле):
«Именно в тих мрачных пещерах раскрывались поклоняющемуся ученику тайны богини (Изиды), когда торжественный гимн посвящения плыл, отражаясь в длинных вереницах каменных ниш»[15].

Гностический гимн, связываемый исследователями с Изидой:
" Да не будет не знающего меня нигде и никогда! Берегитесь, не будьте не знающими меня! Ибо я первая и последняя. Я почитаемая и презираемая. Я блудница и святая. Я жена и дева. Я мать и дочь. Я члены тела моей матери. Я неплодность, и есть множество ее сыновей. Я та, чьих браков множество, и я не была в замужестве. Я облегчающая роды и та, что не рожала. Я утешение в моих родовых муках. Я новобрачная и новобрачный. И мой муж тот, кто породил меня. Я мать моего отца и сестра моего мужа, и он мой отпрыск".[16]

6. Эллинские истоки

Исторических памятников, отражающих картину дохристианского гностицизма, сохранилось немного. В основном это отрывки космогоний и гимнов из мистических культов, а также гермесианская литература. [17] Определить время происхождения этих документов очень сложно так как многие из них подверглись разным наслоениям, особенно трактаты герметики.[18]

Известна магическая герметическая молитва-заклинание для вызова существ из мира духов (в ней описываются ряд принципов и существ, заимствованных гностиками) с припиской:
«Когда прийдет Бог, смотри вниз и записывай сказанное и то именование его, которое он тебе даст. А он не уйдет из твоей палатки, пока подробно не скажет тебе и то, что тебя касается»[19].

Во многих мистических схемах гностицизма также присутствуют дуалистические мистические математическо-реинкарнационные веяния пифагорейства(есть основание видеть в Пифагоре учредителя мистического союза, научившего своих последователей новым очистительным обрядам, связанным с учением о переселении душ, которое можно приписывать Пифагору на основании свидетельств Геродота и Ксенофана; оно встречается также у Парменида, Эмпедокла и Пиндара, находившихся под влиянием пифагорейства)[20].

Более 40 арабских, и латинских трактатов I века, содержавших платоническо-пифагорейские элементы учения и мистические взгляды на гносеологическую теорию возникновения мира и сотериологию (учение о спасении), в частности заимствованные из работ Поседония. [17]

Авторство герметических трудов приписывалось Гермесу Трисмегисту, греческому богу наук и покровителю магии, который считался посредником между богами и человеком.[18] Философия гностицизма связана с античными философскими школами (герметизма, орфизма, пифагореизма, платонизма, неоплатонизма[21]).

Безусловно, важна и роль взаимопроникновения философий и религий запада и востока[10] в результате завоеваний Александра Македонского (задолго до зарождения христианства). В основе идей дохристианских гностиков лежит «комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками».

Адепт воспринимал себя уже находящимся на более высокой стадии личности, посвященной в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Предтечей данного эзотеризма является и орфизм — мистическое учение в Древней Греции и Фракии, связанное с именем мифического поэта и певца Орфея. Более изучены элевсинскими мистерии, в которых вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богом, вплоть до бессмертия и обладания божественной властью в потустороннем мире.

Философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей (эйдосов) и бессмертие души[22], было воспринято гностицизмом, даже в большей степени, чем христианством (для которого мысль об иллюзорности видимого мира кощунственна, в отличие от того же гностицизма или буддизма[23], говорящего о несомненной иллюзорности нашего мира). Философия Будды также была средством преобразования сознания винну, она изменяла состояние их психики, которая начинала работать в новом режиме — режиме «спасения». Т.е. последователи Гносиса развили идею Платона об абсолютной реальности идей. Превратили её в полное отрицание реальности видимого людям мира, признавая лишь мир потусторонних существ реальным.[24]

В то же время, вольно или не вольно, в гностицизме продублирована идея буддизма о "спасении" через познание и собственное преобразование собственного сознания. При этом гностицизм претендовал на "высшую", главенствующую религию над всеми существующими религиями и философскими течениями[25]. Именно это устремление гностицизма переросло в отпочкование манихейства из недр Гносиса в более распространившуюся сформировавшуюся религию[26].

7. Иудейские истоки

Терапевты[27] представляют собой своего рода монашеские общины, ведущие аскетический образ жизни и состоящие в основном из евреев египетской диаспоры. Жили терапевты уединенно недалеко от Александрии. Вся информация, которой мы располагаем, исходит от Филона Александрийского, из его трактата «О созерцательной жизни»[28]. Терапевты посвящали себя созерцательной и благочестивой жизни, они отрицали всякую собственность и жили уединенно в пустыне, проводя время в изучении Св. Писания и посте. В толковании Ветхого Завета у них доминировал аллегорический подход. Тору они уподобляли живому существу, телом которого были буквальные предписания, а душу составлял невидимый смысл, скрытый в словах. По всей видимости, основное содержание их деятельности сводилось к синкретическому примирению иудаизма и эллинистической мысли, при помощи аллегорического толкования. Они отличались воздержанием от семейной жизни и строгим аскетизмом.

Ессеи (с конца II века до н.э. по конец I века). Сведения о нём мы встречаем у Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Плиния младшего. Все источники по ессейству в основном согласны между собой в основных характеристиках этого движения. Ессейские общины строились на чисто иудейской, свободной от влияния христианства основе. В то же время многие из их особенностей нельзя вывести из чистого иудейства. Почитание солнца, чрезмерный аскетизм и безбрачие, знание тайных имен ангелов, мистерии посвящения и трапез, особые омовения, отрицание помазания маслом, иерархическая четырёхступенчатая структура, дуалистический взгляд на человеческую природу, выделение особых людей, выполняющих роль медиумов для предсказания будущего, отрицание рабства и принесения клятв, - все это и многое другое никак не вытекает из иудейских воззрений и социально-религиозной структуры еврейской жизни.

Внешнее влияние очевидно, хотя какое влияние - неопифагорейство, средний платонизм или парсизм, - было доминирующим, судить затруднительно. Однако, гностический характер наглядно представлен, во-первых, религиозной сотериологической направленностью ессейства, во-вторых, дуалистической антропологией и исходящим из неё аскетизма, иерархическим устройством общины, особым сроком послушничества, специальными обетами при поступлении и т. д. По всей видимости, вероучение ессеев отражалось в особых тайных книгах.[17]

Ряд гностических текстов, таких как "Парафраз Сема" (Nag Hammadi VII 1) или "Три опоры Сема"(VII 5) не имеют ничего общего с христианским "Новым заветом" и основаны исключительно на ветхозаветных сюжетах. При этом они до предела возможностей насыщены платонической и пифагорейской терминологией, т.е. являются яркими образцами дуализма иудейского и неоплатонического гностицизма[21]).

Примечание:

1. Шабуров Н. В. Гностицизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001. — ISBN 5-244-00961-3.

2. Гностики или «о лжеименном знании». – Киев, 1996. ; The Origine of Gnosticism: Colloquium of Messina 13–18 April 1966 / Ed. by U. Bianchi. Leiden, 1968. P. XX–XXXII, XXVI–XXVII.

3. Гностицизм // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.

4. eugene-gnostic.nm.ru/karsavin.doc РОДИН ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ. ГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТОС И НРАВСТВЕННАЯ МЕТАФИЗИКА Л.П. КАРСАВИНА. ДИССЕРТАЦИЯ

5. oldcancer.narod.ru/History/Afonasin.htm Е.В. Афонасин. ГНОСТИЦИЗМ ВТОРОГО ВЕКА н.э.: АНТИЧНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА . Новосибирск ; 1999.Предназначено прежде всего для магистрантов и аспирантов философского факультета НГУ, изучающих курс истории античной и средневековой философии.

6. Grant R.M. Charges of immorality against various religious groups in Antiquity // Studies in Gnosticism / Ed. by R. van den Broek and M.J. Vermaseren. Leiden, 1981. P. 161–170. ; Smith M. The History of the Term Gnosticos // The Rediscovery of Gnosticism / Ed. by B. Layton. Leiden, 1981. Vol. II. P. 796–807.

7. H.M. Schenke (The Problem of Gnosis // The Second Century. 1983. T. 3. P. 73–87).

8. Йонас Г. Гностицизм (гностическая религия). Jonas H. The Gnostic Religion: The Message of the Alien God and the Beginnings of Christianity. Boston: Beacon Press, 1958 – СПб.: "Лань", 1998

9. krotov.info/history/04/alymov/harn_01.html параграф 13

10. krotov.info/history/04/alymov/harn_01.html см. работу А. фон Гарнак, оспаривающую гностицизм Маркиона

11. gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/Jonas/07.php см. работу Йонас Г. Гностицизм

12. Светлов Р.В. Античный платонизм и александрийская экзегетика. – СПб., 1991

13. nikko-rc.ru/klyuch-k-teosofii/213/ Ключ к теософии. Образовательный архив Для студентов высших учебных заведений

14. Гром. Совершенный Ум. Гимн из библиотеки Наг-Хаммади

15. apokrif.fullweb.ru/study/harlamov.shtml

16. ГЕРМЕТИКА

17. А. В. Петров. Памятники античной синкретической магии. AKADEMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвузовский сборник. Выпуск 3. Под ред. д-ра филос. наук Р.В.Светлова и канд. филос. наук А.В.Цыба. СПб., 2000. С. 349-376

18. Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб.: Алетейя, 1994.

19. Афонасин Е.В. Гнозис в зеркале его критиков: античный гностицизм в контексте платонической философии поздней античности // Историко-философский ежегодник. – М., 2002. – С. 176-212.

20. Лосев А. Ф., История античной эстетики, т. 3: Высокая классика. М., 1974

21. Лысенко В. Г. Буддийская философия: проблема «начала». — В кн.: Лысенко В. Г., Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. — М.: «Восточная литература», 1994. — 383 с. — ISBN 5-02-017770-9 — с.114-125.

22. Смагина Е. Библейская экзегеза и истоки гностицизма // Россия и Гнозис. Материалы конференции. – М., 2002

23. Гнозис - ;;;;;; / Henry George Liddell. Robert Scott. A Greek-English Lexicon. revised and augmented throughout by. Sir Henry Stuart Jones. with the assistance of. Roderick McKenzie. Oxford. Clarendon Press. 1940.

24. ec-dejavu.net/m-2/Manichaeism.html A.Г. Алексанян «Учение света» в Китае: аспекты изучения этапов инкультурации Труды «Русской Антропологической школы»: Вып. 6. М.: РГГУ, 2009, с. 444-458

25. Елизарова М. М., Община терапевтов (Из истории ессейского обществ.-религ. движения 1 в. н. э.), М., 1972

26. Филон Александрийский. О созерцательной жизни

27. krotov.info/history/04/alymov/harn_01.html Адольф фон Гарнак ИСТОРИЯ ДОГМАТОВ