Подвиг морских охотников

Петр Чванов
ПОДВИГ « МОРСКИХ  ОХОТНИКОВ»


Каждый год в октябре месяце одесситы отдают дань памяти героям, которые преградили путь фашистским ордам, рвавшимся на восток.
73 дня, с 5 августа по 16 октября 1941 года, воины РККА и РККФ, а вместе с ними более 100 тысяч добровольцев, жителей города Одессы, не на живот, а на смерть, стояли на рубежах ООР (Одесского оборонительного района) и победили. Конечно, было бы ошибкой утверждать, что это заслуга только воинов и ополченцев. Это заслуга и всего населения города-героя, которое обеспечивало чёткую и бесперебойную работу тыла, снабжающего сражающихся в окопах всем необходимым и морально поддерживало их.

Для защиты и обороны Одессы от берегов Днестровского лимана (г. Овидиополь) до озера Тузлы был создан ООР (Одесский оборонительный район). Командующим ООР был назначен командир Одесской ВМБ (военно-морской базы) контр-адмирал Жуков Гавриил Васильевич. Город готовился к отражению врага серьёзно. По всему периметру ООР рылись траншеи в полный профиль, блиндажи, узкие щели для защиты от авиационных ударов противника. При этом готовились три линии обороны. На танкоопасных направлениях копались противотанковые рвы. Главный рубеж обороны находился в 8-14 км от города, а рубеж прикрытия всего в 6-9 км. Передовой рубеж обороны проходил примерно в 25 км от города. На судоремонтных заводах и на других крупных предприятиях города сваривались куски рельсов и выставлялись противотанковые «ежи» и надолбы. Консервные заводы перепрофилировались на производство ручных гранат, противотанковых и противопехотных мин. На заводе «Январского восстания» и судоремонтном заводах «50 - летия Парижской коммуны» обычные трактора СТЗ обшивались корабельной броней, вооружались пулемётами и превращались в доморощенные танки НИ-1. Таких танков было построено около 60 штук. Кроме того, в первые же дни обороны Одессы, в ряды армии и народного ополчения вступили около 80 тыс. человек от 18 до 50-летнего возраста.
Огромную роль в защите города от превосходящих сил противника сыграли корабли и части Одесской ВМБ (военно-морской базы).

8 августа из личного состава кораблей и частей ВМФ были сформированы два полка морской пехоты общей численностью более 2 тысяч человек. Командиром первого полка морской пехоты стал одессит полковник Я.И.Осипов.
Основу обороны Одессы с моря составляли несколько береговых батарей, включающих 44 орудия, в том числе 29 орудий калибра 130-203 мм и ОБК (отряд боевых кораблей) в который входили лёгкий крейсер «Коминтерн», 2 эскадренных миноносца, 2 минных заградителя, 4 канонерские лодки, 6 морских тральщиков, 20 сторожевых кораблей и торпедных катеров.
В этом очерке я не ставлю себе задачу подробно рассказать своим читателям о всех деталях обороны города и его защитниках, о составе и действиях сухопутных войск и их взаимодействии с моряками. Я хочу вам напомнить только о роли кораблей ВМФ и в частности морских охотников и их начальника, бывшего начальника штаба, а чуть позже командира дивизиона сторожевых кораблей Гнатенко Григория Ивановича и его боевых друзей в обороне города и их вкладе в общую победу.

Почти во всех исторических документах, когда пишут о боевой деятельности ВМФ, называют имена крейсеров, эскадренных миноносцев, подводных лодок и их командиров, но очень мало и редко рассказывают о боевой деятельности кораблей 4 ранга, сторожевых кораблях и торпедных катерах (СКА и ТКА). Чаще всего, если о них и упоминают, то вскользь и, как правило, не называя не только командиров, но даже бортовых номеров этих безвестных тружеников моря. При этом историки даже не задумываются над тем, какой огромный вклад они внесли в победу над врагом и на море, и на суше. Именно они первыми поднимались по боевой тревоге и буквально «вылетали» первыми из базы. Это они, крохотные боевые корабли, первыми наносили торпедные удары по вражеским кораблям, выставляли на вероятных путях движения вражеских кораблей минные банки и высаживали группы разведчиков на занятое врагом побережье. Это они при высадке десанта в Григорьевке, в Керчи, в Новороссийске первыми по минным полям прорывались к берегу, высаживали десанты и прикрывали их огнём своей артиллерии, вызывая огонь вражеских огневых средств на себя. При этом, в отличие от крупных кораблей, личный состав этих катеров по несколько суток не получал горячей пищи, зачастую не имел даже места, где можно было бы отдохнуть в перерывах между боями, хотя бы сидя. Им даже присесть было не на что, конструкцией корабля не предусмотрено.

В период Великой Отечественной войны в составе ВМФ сражалось 250 морских охотников, или СКА (сторожевых кораблей). Основным типом СКА были морские охотники «МО-4». Это боевой корабль водоизмещением 56 тонн, длиной 25,6 м, шириной 4, 1 м и осадкой 1,8 м, который имел скорость до 27 узлов (49 км/час). На вооружении этого охотника за подводными лодками имелась ШПС (шумопеленгаторная станция), глубинные бомбы, два бомбосбрасывателя, два 45 мм универсальных орудия и два крупнокалиберных пулемёта. Экипаж СКА состоял из 2 офицеров и 20 человек срочной службы и сверхсрочников.
Дивизион СКА, которым командовал Гнатенко Григорий Иванович, входил в состав отряда боевых кораблей Одесской ВМБ. В него в разные периоды входили СКА – 019 – командир ст. лейтенант Н. А. Аскеров, СКА- 029 –командир ст. лейтенант Щербинин В.П., СКА- 039 – командир ст. лейтенант Гнатенко Г.И., СКА- 046 – командир лейтенант Власов, СКА- 049 - командир ст. л-т Покарин Ю.Л, СКА – 069 – командир ст.лейтенант Бакалов П.А., СКА -079 – командир лейтенант Черников.

Эти корабли принимали участие в конвоировании теплохода «Грузия» 24 июня 1941 года, входили в состав охранения крейсера «Коминтерн», канонерских лодок «Красная Грузия» и «Красный Аджаристан», принимали участие в конвоировании судов в осажденную Одессу, Очаков, в Николаев и при эвакуации одесского гарнизона в последний период обороны города. При этом особо отличился СКА-039, которым командовал старший лейтенант Гнатенко Г.И.
Комендоры СКА – 039: Силаньтьев А.В. , Ефремов М.И., Курныков С.А. и Алексеев П.И. первыми в дивизионе сбили немецкий бомбардировщик «Ю-88».
С 08 по 11 августа 1941 года СКА – 039 участвовал в буксировке плавучего дока с 35 паровозами на борту из Одессы в Николаев. На переходе морем комендоры СКА отбили 47 атак самолётов противника и сбили два штурмовика.
13 августа 1941 года СКА-039, под командованием капитан- лейтенанта Гнатенко Г.И. принимал участие в спасении людей с горящего транспорта «Полина Осипенко» в районе Очакова. Были спасены и доставлены на берег 81 человек.

Активное участие сторожевые корабли принимали и в высадке, и в огневой поддержке десанта в районе Григорьевки 22 сентября 1941 года
16 октября 1941 года СКА – 049, командир корабля старший лейтенант Пакарин Ю.Л., прикрывал отход последнего транспорта из Одессы, вышел из порта последним, ведя на буксире ЭПРОНовский катер «К-11», на котором находились семьи офицеров морских охотников, среди них была и семья Гнатенко Г.И. Сам глава семьи в это время охранял конвой в составе нескольких транспортов, доставлявших недавних защитников города Одессы в Крым, оберегая их от атак подводных лодок и фашистских воздушных пиратов.
Благодаря тесной спайке между воинами РККА и РККФ, ополченцами и местными жителями Одесса стала первым в истории войн гарнизоном, который не только сумел противостоять натиску врага, превосходящего его в 4-5 раз по числу солдат и офицеров и по качеству вооружения, сумел выстоять и, когда пришёл приказ Ставки Верховного Главного Командования, незаметно для фашистов, уйти непобеждённым, незаметно уйти из города вместе со всем вооружением, ранеными и тылом. Более того, в огромном городе не нашлось ни одного предателя, который сообщил бы врагу об эвакуации гарнизона.

После эвакуации войск Одесского гарнизона, сторожевые корабли перешли в порт Севастополь, где продолжали заниматься боевой деятельностью. В октябре 1942 года СКА - 039 вошёл в состав бригады охраны водного района Главной ВМБ Черноморского флота в г. Поти. Командиром дивизиона морских охотников был назначен капитан-лейтенант Гнатенко Г.И., заместителем командира дивизиона по политчасти – капитан-лейтенант Седух Григорий Маркович.
В начале 1943 года шестой дивизион малых охотников принимал участие в захвате плацдарма у Южной Озерейки и в районе мыса Мысхако.

В сентябре 1943 года шестой дивизион малых охотников под командованием капитан-лейтенанта Гнатенко Г.И. участвовал в высадке десанта в порт Новороссийск.
10 сентября 1943 года катера шестого дивизиона морских охотников в числе первых ворвались в порт Новороссийск. В ходе высадки десанта на флагманском катере СКА-036 был тяжело ранен командир СКА, Усатенко Ф.И. Командир дивизиона Гнатенко Г.И. немедленно принял управление катером на себя. Под ураганным огнём противника, не переставая управлять и катером, и дивизионом, он высадил десант прямо на причал в порту Новороссийск.
Руководство Одессы долго не хотело признавать Григория Ивановича одесситом
За активное участие в обороне Одессы, Севастополя, в десантных операциях на Таманском полуострове, в Керчи и в порту Новороссийск капитан 3 ранга Гнатенко Григорий Иванович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 января 1944 года награжден орденом Ленина и ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Шестой дивизион морских охотников был награжден орденом «Красного знамени» и ему было присвоено звание «Керченский».
Летом 1944 года шестой Краснознамённый Керченский дивизион морских охотников прибыл в Одессу и вошёл в состав кораблей ОВРа ( охраны водного района) Одесской ВМБ. Командиром бригады морских охотников, в которую входил и шестой дивизион, был назначен Герой Советского Союза, капитан 1 ранга Гнатенко Григорий Иванович.

P.S.Руководство города-героя Одессы долго не хотело признавать Григория Ивановича за своего, но после появления в газете "Одесский Вестник" этого очерка, благодаря совместным усилиям ветеранской организации  и его старшей дочери Тамары, имя Героя Советского Союза  Гнатенко Григория Ивановича занесено на Доску Почёта Одессы.