День за днем - и не пашем, и не жнем

Марк Агронский
Дневник 2012 - 1  (январь – апрель)

На фото:Участники церемонии свадьбы Захаровой на паперти церкви Пророка Илии. Настя-третья слева, Аля-третья справа.

Снова близится январь
И восточный календарь,
 Верный древнему закону,
Предоставит трон дракону.
 Кролику придя на смену,
Нам сулит он перемену.
Мы у ёлок, словно дети.
Любим слушать сказки эти,
 Потому что, нам друзья,
Без надежды жить нельзя.
Високосный год грядущий
Мы желаем жизни лучшей
Для друзей, как для самих,
И слова сложили стих:
Пожелаем в этот год,
Чтоб в семье возрос доход,
Чтоб добавки не смешили.
А цены прыгать не спешили,
Чтоб в достатке всем жилось,
Чтоб в задумках, то сбылось!
И удачи всем почаще!
С Новым годом!
Всем Вам счастья!
Арнольд Думбре.
(Выпускник Рижского нахимовского училища  1953 года)

27 января 2012 г. Утром 16 0 мороза. 0чередная дата полного снятия блокады Ленинграда. Город отметил эту дату большим  набором мероприятий. По традиции, основная церемония прошла на Пискаревском мемориальном кладбище, в котором принял участие и Владимир Путин.  Моржи отметили праздник в ледяной купели Матросского пруда в парке Победы на Московском проспекте. В БКЗ «Октябрьский состоялся праздничный концерт. В 21 час с пляжа Петропавловской крепости был произведен салют из  24 залпов.  Новый год  мы с женой встречали в кругу семьи на  улице Ильюшина в Приморском районе. Сегодня  вечером вся  семья соберётся у нас в  квартире на 10 Советской улице, чтобы отметить годовщину снятия блокады. Живой свидетельницей блокады является только Александра (Аля), я находился в эвакуации в Горьковской области.
Новый год начался без снега при плюсовой температуре. Даже сегодня снег в городе остался только на газонах. А термометр показал минусовые значения только с 23 января – начались Крещенские морозы. Ректор Гидрометеорологического университета Лев Карлин предполагает, что весь февраль будет морозным. Это неплохо, меньше будет гриппозных больных. Мы с Алей  были на концерте в «Октябрьском» зале. Концерт достойный, но очень длинный (более двух часов), что утомительно для пожилых людей – участников и ветеранов войны, блокадников. Местные газеты отметили успех наших фигуристов на завершившемся в Англии чемпионате Европы. Особо достоин похвалы завоевавший золотую медаль Евгений Плющенко. Более прозаическая информация: в городе зарегистрировано около ста тысяч собак, но в реальности их в три раза больше. А вот площадок для выгула собак почти нет. Проблема, которая не решается.
На первом канале продолжают показ 12 - серийного фильма «Жуков». В «Российской  газете» (неделя) от 26 января  можно прочесть мнение о фильме дочери маршала. Эра Жукова, дочь маршала Жукова и его жены Александры Диевны. - Создатели фильма не только не консультировались с нами во время съемок, но даже не сочли необходимым сообщить, что такая картина снимается. Обо всем этом я узнала из публикации в журнале "Семь дней". По случаю мне удалось ознакомиться с первоначальным сценарием картины. Он привел меня в ужас. Все перевернуто с ног на голову! От крупной неправды до таких ляпов: отец в картине сам едет за рулем, а ведь он вообще не умел водить машину. Я высказала свое мнение о том, что прочитала, но не знаю, учли ли его создатели. Когда я прочла сценарий, мне стало очень обидно за маму. Они не просто так прожили с отцом сорок два года. А в сценарии ее выставили в очень некрасивом виде! Я всегда очень хорошо относилась к актрисе Елене Яковлевой. А Александра Балуева в роли папы я пока не вижу. В юности отец был худым и даже в зрелые годы смотрелся не так, как этот актер. Не понимаю цели фильма. Если хотели рассказать о великом полководце, то зачем это копание в "грязном белье"? Если хотели показать его биографию, нужно было лучше ее изучить. Конечно, отец был  прежде всего человеком. Но зачем все это вытаскивать, смаковать? Вот это меня всегда возмущало, ведь он имеет право на личную жизнь! Конечно, можно считать мое отношение предвзятым, но ведь это я прожила эту жизнь и могу кое о чем судить. Тем более, что и я есть среди героев этой картины.
Почему Россия уже не кормит Европу.   Это поясняет в одном из «толстых» журналов Александр Зиборов («Москва», 2011, №2). «В начале ХХ века Россия была мировым лидером по производству продовольствия. Почему тогда русичам  география не мешала? Вспомнил по этому случаю слова У.Черчилля, сказанные им после антирусской революции 1917  года: «Я всегда думал, что умру от старости. А когда узнал, что Россия, которая раньше кормила половину Европы, стала закупать хлеб, я понял, что умру со смеху...» Перед Первой мировой войной Россия вывезла на мировой рынок примерно столько же пшеницы, сколько три ведущие по этой части страны (США, Канада и Аргентина), вместе взятые. В 1913 году экспорт в Западную Европу вкуснейшего русского масла (кстати, его производили кооперативы) принес 71,5 миллиона рублей, а золота тогда было добыто на приисках (между прочим, не самых последних в мире) — на 28 миллионов. Не масло было — истинное золото!  Вспомнил русский мед. Меня всегда изумляло его количество на Руси. А сколько из него готовили яств! И хватало не только на господ, но и на простой люд. Скажем, медовуху пили порой даже нищие. Умели, значит, вести пасечное хозяйство наши предки, да еще как! Заморские купцы не просто брали, а хватали в любом количестве — и просили еще! — русский лен, пушнину, кожи, воск, пеньку и многие другие товары. Знали их добротность. Все вышеупомянутое, как вы понимаете, не падало манной небесной сверху, нужно было прежде немало потрудиться, дабы все это произвести в «трудных» климатических условиях. Также изумляют разнообразие и превеликое количество рыбных блюд в питании русичей, по этой части они были «впереди планеты всей». Давно занозой засел в памяти такой факт: в годы Гражданской войны в топках паровозов нередко вместо угля жгли сушеную рыбу. Вот сколько ее было тогда! С 70-х годов XIX века Россия стала основным поставщиком раков в Европу. Например, в 1887 году вывезено на Запад 70 тысяч пудов (примерно 30 миллионов штук). С 1909 по 1913 год ежегодная выручка от продажа раков составляла полмиллиона золотых рублей. Хорошая корова тогда стоила около пяти рублей. Теперь про охоту. Дичи на Руси всегда добывалось в несметном количестве. До революции в Сибири (вот где по-настоящему суровый климат!) в среднем на едока приходилось более 250 килограммов отборного мяса: без внутренностей и потрохов, которые позже, при «народной» советской власти (в 70-е годы), нарекались мясом и включались в статотчеты, дабы приукрасить действительность. Дичь в эту категорию не входила, мясом не называлась, шла порознь с мясом домашней скотины. Сие следует иметь в виду, когда сравниваешь количество мяса на душу населения до и после развала Российской империи. Так что ежели к мясу и дичи приплюсовать еще свыше сотни килограммов птицы и рыбы, то, грубо говоря, выходило более килограмма в день на одного сибиряка. В среднем. Но сосущие материнскую грудь младенцы мясное не ели, мало его потребляли старики. Лично мне трудно представить, какое количество мяса, дичи, птицы и рыбы съедали наши предки. Мое воображение отказывается работать, подобное изобилие кажется сказкой. Странно, что тогда ни география, ни суровость сибирских мест не являлись помехой. А ведь были еще многие фрукты-овощи, ягоды и орехи, грибы, молочные продукты. Имелись и заморские деликатесы, но основными продуктами были свои, доморощенные. Потому и росли на Руси чудо-богатыри, удивляя окрестные народы своей физической мощью, статью, крепостью тела и силой духа. Еще один: из всех воюющих в Первой мировой войне стран только одна Россия (!) не ввела карточной системы распределения продовольствия, даже очереди («хвосты») появились лишь в конце 1916 года. А ведь в этой мировой бойне участвовали самые развитые, самые передовые государства планеты, и все равно у нас с продовольствием дела обстояли лучше, чем у них, имеющих куда лучшие климатические условия. Как сей факт объяснить, если все дело в «географии»?..
 Очень красноречивы слова Александра Пушкина, которые можно прочесть в его книге «Путешествие из Москвы в Петербург», где он яростно оппонирует Радищеву: «В России нет человека, который бы не имел своего собственного жилища. Нищий, уходя скитаться по миру, оставляет свою избу. Этого нет в чужих краях. Иметь корову везде в Европе есть знак роскоши: у нас не иметь коровы есть знак ужасной бедности. Наш крестьянин опрятен по привычке и по правилу: каждую субботу ходит он в баню...» Кстати, в те времена в Европе мылись крайне редко, разве что состоятельные и богатые люди — в кадках, где-то вместо мытья иногда обтирались мокрыми полотенцами, а у нас на Руси даже беднота — не аристократы с барами! — регулярно посещала баню. Почувствуйте разницу! Многие ли ныне помнят об этом?.. И мыться-то европейские народы стали с нашей подачи: после того как после 1812-го — в ответ! — дошли до Парижа (и взяли его!), а по пути все поглядели на наши полковые бани, почесали свои головки и стали у себя заводить подобное... В определенном смысле «грязные» русские научили «чистых» европейцев мыться...»
Статья обширная, но оптимизм автора закончился на доказательстве успехов дореволюционной России. У него есть и ответ на вопрос, если после заголовка статьи поставить знак вопроса. Но это мы сами знаем, поэтому далее не цитирую автора.
11 февраля, суббота. На Сиверской, точнее в деревне Рыбицы (в пяти км от станции Сиверская), умерла на 95 году жизни Антонина Александровна Зубова (1917 – 2012). Наша семья традиционно ежегодно в марте отмечала день рождения Тони, которая была няней Али с довоенных времён и практически стала членом семьи Пожарских – Елизаровых. В моих дневниковых записях она упоминается довольно часто. На похоронах, которые прошли на кладбище в Межно, от нашей семьи были мы с Алей и Галя. Её сын Женя все сделал, чтобы достойно проводить в последний путь свою труженицу мать. На 40 дней посетили могилу и дом Тони вместе  с подъехавшими позже Машей и Саней. В большом перестроенном доме живет Женя Зубов (1954 г.р.) с женой Надей и дочерью Наташей,  а  в соседнем маленьком домике – дочь Тони Аля Кобрикова (Зубова, 1952 г.р.).
16 февраля, четверг. « Мороз – воевода дозором обходит владенья свои…». Нынешний мороз не чета Некрасовскому хозяину зимы, и  дел натворил немало.  По данным в печати, за период с 1 января по 13 февраля в России от холодов погибли 215 человек, обморожено более 5,5 тысяч.
21 февраля, вторник. В полдень в храм Христа Спасителя в Москве вошли пять девушек, лица которых были скрыты под вязаными шапками с прорезами для глаз и рта. Они быстро скинули одежду и через ограждение пробрались к царским вратам. Девицы прыгали на амвоне и били земные поклоны. Через несколько часов в Интернете появился клип на песню «Богородица, Путина прогони» с описанием «панк-молебна». Это была акция панк-группы Pussy Riot. Подробности можно прочесть в  Российской газете (неделя) от 1 марта.
4 марта, воскресение. Выборы президента России встретил во Второй городской больнице (Учебный переулок, 5) в районе станции метро «Озерки». Первого марта там в Четвертом офтальмологическом отделении сделали операцию на правом глазу (глаукома). На пятый день был уже дома. Голосовал по открепительному талону в больнице за Путина, который и победил, набрав более 60 % голосов избирателей. В «Российской газете» от 26 января прочел высказывания поэта и публициста Юрия Кублановского о некоторых кандидатах в президенты. В частности, его мнение о Зюганове, который уже делает четвёртую попытку порулить страной. «А вот что мне претит и делает  невозможным  какое бы то ни было сотрудничество с Зюгановым и с его партией, это их упертая приверженность марксистско-ленинским догматам и советской истории. Как же это возможно? Ведь только прикоснуться к этому времени, как дух захватывает от ужаса. Когда в 1939-м году в центре Первопрестольной на Лубянке следователи мочились на лицо Бабеля и Мейерхольда, расплющивали молотком фаланги пальцев, били резиновыми жгутами по пяткам, доводили их до такого звериного состояния, что эти великие люди ничего уже не соображали. А что делалось при Ленине, который требовал расстрелять как можно больше священников!... »
Кратко об истории с глазами. В  медицинской книжке зафиксировано, что я начал посещать окулиста в поликлинике МО № 104 на Садовой улице с 2000 года, когда впервые было замечено, что глазное давление повышенное  -  27 и 27. Никакой современной диагностической техникой кабинет окулиста не был оборудован. В 2002 г был направлен на консультацию в Военно-медицинскую академию, где  ничего серьёзного не обнаружили. В выводе, подписанном доцентом Сухининой, значится: OD – показатели в норме, OS – имеется зона депрессии в нижненосовом   квадранте. Я продолжал ежегодно посещать офтальмолога 104 поликлиники. Показатели давления оставались прежними, но видел я нормально. Таблицу с буквами мог прочесть практически до самой нижней строчки. Врач говорила, что раз я так хорошо вижу, то глаукомы у меня пока нет, но продолжала настаивать приходить два раза в год. Последний раз там был 4 мая 2011 года, когда заметил, что начинаю хуже видеть правым глазом (с туманом). Врач не нашла ничего опасного, но сказала, чтобы я обязательно пришел осенью, когда меня снова направят в Военно-медицинскую академию. Помня, что в ВМА тоже ранее не было современной диагностической техники, решил обратиться в районную поликлинику № 38. Туда можно было попасть без проблем, позвонив заранее по телефону. Там сразу проверили глазное давление и зоны видимости  на компьютерном приборе, предположили наличие глаукомы. Так как своего современного диагностического оборудования тоже нет, то направили в Диагностический центр на Моховой улице. Сюда попасть удалось только 25 декабря, где сразу же был поставлен неутешительный диагноз – глаукома на обоих глазах. Выписали капли Азарга (600 р.) с повторным визитом к врачу через две недели. Через две недели капли заменили на Ксалатан, т.к. от первых меня подташнивало. Также направили в лазерный центр, где в начале февраля провели процедуру на обоих глазах. В середине февраля снова был у врача, которая направила меня на операцию в больницу.
14 марта, среда. В стране, по данным переписи 2010 г насчитывается 36,7 тысячи деревень, где проживает менее 10 человек (Российская газета от 26 января 2012 г). И если бы это были только т.н. северные края, где нет нормальных условий для проживания и земледелия. Для переселения этих людей есть специальная государственная программа. Но, оказывается, не лучше положение и в Калининградской области, где прекрасный климат и богатые возможности ведения натурального хозяйства. Но и там из 1075 сельских населенных пунктов таких  -  124,  осталось по одному-двум жителей – 17 поселков и еще 19 брошенных совсем. Самое обидное в том, что эта земля досталась стране кровью сотен тысяч наших солдат. Когда-то это был процветающий край, который был житницей Германии. Я это знаю не только из газет. Видел своими глазами Калининград (Кенигсберг), который еще в 50-е годы оставался образцом для подражания. В газетной статье говорится о конкретном брошенном  властями поселке Гудково  Неманского района Калининградской области, который находится всего в трёх километрах от райцентра. На фото на фоне добротного одноэтажного кирпичного дома явно довоенной немецкой постройки, в котором  остаются последние две семьи,  баба Аня запасается водой, принесённой из ручья. Выводы неутешительны.
5 апреля, четверг. Как вы думаете, в каком государстве живут  самые счастливые граждане? Я тоже думал, что только в сказках. Оказывается это не так. На планете есть крохотное государство  с населением в 2 миллиона человек – Королевство Бутан.
"Не в деньгах счастье", - уверены жители затерянного в Гималаях (между Индией и Китаем) Королевства Бутан, призвавшего ООН  заменить экономические  индексы  на  показатель "валового национального счастья" (ВНС). Премьер Бутана Дж. Тинлей, выступая на ооновской конференции в Нью-Йорке, пригласил всех в бутанскую столицу Тхимпху - обсудить, как привести мировую экономику в гармонию с окружающей средой. И, правда, Бутан - одна из самых "экологичных" стран планеты, тут даже напрочь запрещено курение. "Модель развития, основанная на показателях ВВП, которая предусматривает непрерывный рост в условиях ограниченных ресурсов, утратила смысл. В ней - причина безответственных, аморальных и разрушительных действий", - уверен   Тинлей. По его мнению, целью развития должно стать счастье людей. В Бутане этот принцип уже применяют на практике. Формулу ВНС придумал бутанский король-реформатор Джигме  Сингай Вангчук. При нем страна с начала 70-х годов стала открываться внешнему миру, были отменены многие средневековые законы, а молодые подданные отправились учиться в Европу и Америку. Но монарх учил: полностью копировать западный образ жизни буддийской стране не стоит. Потому благосостояние должно измеряться не деньгами, а счастьем. Несколько лет назад король передал власть своему наследнику, но его идеи продолжают развиваться. Индекс ВНС уже несколько лет вычисляется с помощью методики, учитывающей и духовное развитие общества, и эффективное  государственное управление, и заботу об окружающей среде, и сохранение культурных ценностей. Восточная философия заинтересовала западных экономистов: форумы по исследованию ВНС проходили в разных странах, в ведущих университетах мира стали изучать методы его определения. В итоге исследователи из США во главе с Дж. Саксом представили в ООН первый доклад о счастье во всем мире, согласно которому самые счастливые люди сегодня живут в Дании, Норвегии, Финляндии и Голландии.
На первый взгляд неудивительно, ведь это страны, где уровень жизни - один из самых высоких в мире. Но Бутан и тут доказал, что не в деньгах счастье. На азиатском континенте,  именно эта аграрная страна, заметная часть населения которой живет небогато, лидирует по уровню счастья. (Российская газета» неделя, 5 апреля 2012 г).
9 апреля 2012 года (понедельник).  Вместе с Алей были приглашены на день рождения моей бывшей сослуживицы по тресту «Оргтехстрой» Натальи Сидоренко.  Её 60-летний юбилей отмечался в ресторане отеля «Скандинавия» в Сестрорецке. Симпатичный небольшой отель размещается рядом с Финским заливом. Наталья привезла нас на машине немного раньше застолья, поэтому мы с Алей имели возможность выйти на берег залива и прогуляться вдоль береговой полосы, которая покрыта утрамбованным снегом. Дышали свежим морским воздухом  около 1,5 часов, обошли квартал прибрежных построек (вилл) и вернулись к 18 часам в ресторан, который расположен в соседней с гостиницей вилле Шелепина.
10 апреля, вторник. Вместе с группой выпускников Калининградского ВВМУ были приглашены на презентацию очередной книги нашего однокашника Рудольфа Николаевича  Иванова. Собралось более 100 человек на крыше гостиницы «Европейская». Сначала группа азербайджанской диаспоры в Петербурге чествовала писателя. Затем продолжение последовало в ресторане «Баку», где был накрыт шикарный стол из местных блюд и вин.  Расходы взяла на себя диаспора. Каждому участнику презентации была вручена последняя  изданная в 2011 г  книга Иванова об одной известной исторической личности, основателе легендарной азербайджанской династии. Книга имеет название «Келб-Али-хан Нахчиванский. Его эпоха и наследие. Исторические очерки». Каждый из присутствующих на этом мероприятии имел возможность получить автограф писателя. Иванов живет и работает в Москве. Я поблагодарил его за работу и послал ему по электронной почте текст книги воспоминаний выпускников Калининградского ВВМУ. В ответ получил следующий текст.
Дорогой Марк! Безмерно рад твоему посланию. Спасибо за вложение, интересно. Я не знаю, известно ли тебе, что с Димой (Штурман) у меня давние добрые отношения, я несколько лет назад ездил к нему в гости и собираюсь в этом году.
     Дело в том, что Посол Азербайджана на Украине наш добрый знакомый,  и он пригласил нас с Катей в гости и предложил  одновременно сделать мини-презентацию последней книги. Ты ее не видел, она презентовалась только в Баку. При случае, Диме сообщи мои планы, а когда уточним дату нашего приезда, я приглашу Диму с Маей непременно. Эйнулла Мадатли - Нахчыванец и отличный, раскрепощенный мужик. Посылаю тебе его письмо,  которое я получил от него вчера.  Сам не теряйся, будем искать способы почаще  бывать в городе на Неве. У меня есть большой интерес к архивам Питера, где покоятся сведения об одном моем герое - основателе Дикой Дивизии, который должен был не допустить к власти большевиков. Вот уже несколько лет не могу добиться розыска справки о дате его расстрела. Две книги о нем издано, факт и дата расстрела  известны, но документа нет. Обнимаю. Всем нашим поклон и "так держать!". Обнимаю. Твой РНИ.
    Дорогой Марк! Я с превеликим удовольствием прочитал высланный материал. Почти со всеми  упоминаемыми  ребятами я соприкасался, а с некоторыми был близок. С Димой Кашуба сидел за одним столом,  и вместе ходили в увольнение (у нас у двоих были фотоаппараты, причем я дружил с кафедрой химии, откуда в любых количествах добывали реактивы, а проявители я сам любил составлять по справочникам). Я у него один раз ночевал, но с Ниной отношения не сложились, хотя, на всякий случай, я привез уйму фото с ним и его одного, но меня отсоветовали от контактов с Ниной, да и времени было мало.
      Дима Штурман, который был артиллеристом, оставил след в моей душе, особенно после общения в Москве, когда он приезжал в Москву к знакомому директору, который ему подбрасывал "халтуру", Володю Чупилко я обожал, и когда случалось бывать в Питере, мы встречались, выпивали... Тему общения можно долго продолжать.
     Знаешь, Марк, я ведь тоже протестовал против безграмотного выпуска исторического альбома, подготовил для нового издания маленькие поправки и много уникальных фотографий (из личного архива пожертвовал фото А.М. Филиппова), но команда под руководством Б.М. Амусина - сына нашего завкафедрой М.Д. Амусина-безответственно отнеслась к моему пожертвованию. Я решил возмутиться и взялся за перо, но М.Д. Амусин начал меня умолять, чтобы не нанести ущерба сыну. Год назад М.Д. не стало, ему уже было за 90.
     Жаль, что поздно попали мне в руки эти бесценные материалы. Я дружил с журналом "Воин России", но лучше бы этот материал выпустить и распространить по библиотекам, включая Библиотеку Конгресса. Я буду еще думать, но времени у меня почти нет. У меня ведь I группа инвалидности, а две книги, изданные в юбилейном году сильно подкосили  мое здоровье, к тому же, этот хороший текст  все же нуждается в дополнениях во имя соблюдения исторической истины. К примеру, капитан 3 ранга Матюхин был еще и уникальным "лингвистом". Перед строем он сочинял своего рода команды типа: "Те, которые в тумбочках,  выйтить из строя..." Это означало, что все, кто оставил в тумбочках лишние вещи или беспорядок, должны перед увольнением вернуться в кубрики и навести порядок. А чего стоила его традиционная реплика: "Седьня увольненье, всем подсричься  и подсрихтись". А что он был добрым, так это непреложная истина.
       Не буду отвлекать, у самого по горло работы, а времени на жизнь осталось так мало. Решил тот фильм переделать, а также включить в него нашу памятную встречу.
      Не теряйся....  А Щеткина  твоего хорошо помню. Мне всегда нравились щеголи, а он еще был, как и ты, красавцем. Прислали 100 фото, разберусь и что-то вышлю для памяти.
      Посылаю сообщение о последней книге, она вышла за три дня до нового года. Обнимаю.
12 апреля, четверг. Прочел в бесплатной газете «Петербургский дневник» №14 очередную заметку – комментарий  известного обозревателя Валерия Островского. Он пишет о нравственности современного поколения россиян, конкретно о деликатности. Считает, что уже к концу 70-х годов прошлого столетия стал появляться новый тип человека: наглый, самодовольный, который  всегда прав в своих действиях. Имеются в виду вполне образованные люди, кого Александр Солженицын назвал обобщенно – «образованщина». А Михаил Жванецкий вложил в уста одного из таких современников фразу: «Я тоже с высшим – я тоже могу нахамить». Хамы были всегда, больше ли их стало сейчас – трудно сказать. Никто не считал. А вот общий культурный уровень многих горожан и дисциплина в быту, которые зависят от воспитания в семье, действительно желают лучшего. Моральный кодекс строителя коммунизма, принятый в 1961 году, явно не в почете.
В конце марта при реставрации бывшего особняка Нарышкиных – Трубецких один из рабочих обнаружил клад. В нем более 300 предметов, в том числе сервизы из серебра, старинные монеты, а также русские и иностранные награды.
Знаковым событием, которое отражено в печати, является  встреча в Смольном губернатора города Полтавченко с  Великой Княгиней Марией Романовой и её сыном Георгием Романовым. Они обсудили вопросы подготовки к празднованию 400-летия дома Романовых, которое состоится в 2013 году. Подробностей этой подготовки в печати пока нет. Но кое-что видно и без печати. Когда выходишь на Мытнинскую улицу, не можешь не заметить блестящие на солнце купола реставрируемой церкви, возведенной  100 лет назад к 300-летию Дома Романовых, превращенную в молокозавод в атеистическую эпоху  СССР.
Это собор Феодоровской иконы Божьей Матери, сооруженный в 1911-1914 годах. Этой иконой 14 марта 1613 года боярин Михаил Романов был торжественно благословлён на царствование. Построенный по проекту архитектора С.С.Кричинского белокаменный пятикупольный храм на углу  Полтавской и Миргородской улицы , рядом с Московским вокзалом. Своим обликом он походил на ростовские церкви XVII века. Отделан и убран храм был весьма пышно, украшен цветными изразцами и майоликой. В центре главного, северного, фасада находилась большая майоликовая икона Божьей Матеи Одигитрии, исполненной по эскизу С.В.Чехонина. Входивших в храм встречал мозаичный образ Спасителя, представлявший копию с работы В.М.Васнецова.
Второе издание (2006 г)  энциклопедии «Санкт-Петербург» уделило несколько своих строк автору этого собора. Архитектор Кричинский Степан Самойлович (1874-1923) в 1897 г окончил Институт  гражданских инженеров. Он автор многочисленных домов, культовых и общественных зданий в Санкт-Петербурге, а также  усадебных построек в окрестностях города. Из известных его построек в городе можно назвать Торговый дом Гвардейского экономического общества на Большой Конюшенной улице, более известный ленинградцам как ДЛТ – Дом Ленинградской торговли.
Одним из самых оригинальных домов Каменноостровского проспекта считается  дом под номером 44б, который  известен как Дом эмира Бухарского. Построен в 1913 – 1914  годах по проекту С. С. Кричинского для последнего эмира Бухары Сеид-Мир-Алим-хана. Состоит из фасадного корпуса, двух дворовых и связывающих их боковых флигелей. Фасад облицован естественным камнем. Со стороны проспекта облицован желтовато-белым шишкинским мрамором, добывавшимся под Златоустом. До середины марта 1917 в этом доме размещался 1-й пулемётный запасной полк Петроградского гарнизона, активно участвовавший в Февральской революции.   В  квартире  № 4 этого дома С. С. Кричинский  провел  последние годы жизни (с 1917 по 1923).
Российская газета (неделя) от 26 апреля рассказала, что научная экспедиция прошла на лыжах 600 км вдоль Кольского полуострова в районе Белого моря. Они посетили старинные поморские села с целью изучения культуры поморов. Вердикт  ученых Северного (Арктического) университета неутешителен: прогресс пагубно повлиял на жизнь поморов. Утеряна культурная, историческая, экономическая, ментальная целостность поморов. Если не будут приняты меры, то в ближайшее десятилетие еще один  пласт мировой культуры исчезнет.

Любопытную мини-историю Инны Юрьевой  «Кто кого подкузьмил».  прочел в газете «СПБ ведомости» 23.04.2012.
 В мире узнали о «кузькиной матери» в 1959 году благодаря темпераментной речи Никиты Сергеевича Хрущева. Узнали и запомнили, хотя в английском языке не существует выражения, которое бы точно предавало смысл нашей угрозы: «Покажу тебе кузькину мать!». Да мы и сами достоверно не знаем, откуда эта присказка в языке взялась.
Как гласит легенда, обещание показать Америке некую страшную женщину вырвалось у советского лидера в беседе с вице-президентом США Ричардом Никсоном. С перепуга переводчик выражение передал как Kuzma’s mother («мать Кузьмы»). Чем названная женщина столь ужасна, иностранцы так и не поняли, но потом долгое время ее именем называли советские атомные бомбы.
Практически все исследователи говорят о том, что это один из самых «темных» по происхождению фразеологизмов. Например, Леон Арбатский в современном словаре русской брани «Ругайтесь правильно» предлагает следующую версию. В течение лета в случае нарушения дисциплины или брака, допущенного в работе, хозяин либо артельщик мог пригрозить сезонному работнику – батраку, бурлаку или каменщику: «Ну погодь, на Кузьму я тебе покажу!». Это означало: «При расчете в день святого Кузьмы и Дамиана я тебя оштрафую за провинность». Дело в том, что каждый год после сбора урожая, 1 ноября по новому стилю, в день святых целителей Космы и Дамиана, по всей Руси хозяева рассчитывали своих сезонных рабочих. Постепенно «я тебе покажу на Кузьму» превратилось в «я тебе покажу Кузьму».
Даже в детском стихотворении Маршака встречаются похожие строки: «Погоди, огонь коварный/ – Говорит ему пожарный –/ Покажу тебе Кузьму,/ Задушу тебя в дыму!».
Получив расчет за вычетом штрафа, продолжает фантазировать Леон Арбатский, обиженный бурлак мог выйти от хозяина и повздыхать: «Вишь, подкузьмил, черт толстопузый». Оказывается, глагол «подкузьмить» имел смысл «оштрафовать или обсчитать при расчете в день Козмы и Дамиана», а потом приобрел более широкое значение: «неожиданно поставить в трудное положение, подвести». При чем тут мама? Автор словаря предположил, что два ругательства – одно из них «покажу тебе Кузьму» и второе – непристойное, где упоминается слово «мать», слились воедино.
По другой версии, кузька – это насекомое, вредитель хлебных злаков, пластинчатоусый жук Anisoplia austriaca, чьи личинки живут в почве. Для того чтобы показать личинку этого насекомого (то есть «кузькину мать»), нужно было глубоко разрыть землю. В этом случает оборот «кузькина мать» восходит к старинному образному крестьянскому выражению.
Впрочем, и это утверждение не истина в последней инстанции. Словарь «Фразеологизмы в русской речи» производит данное понятие от имени Кузьма, которое в ряде русских поговорок вызывает ассоциации со злобным, мстительным и драчливым субъектом. Имена Кузьма и Василий в старину считались крестьянскими. В фольклоре Кузьма оценивался разнообразно, но почти всегда отрицательно. Он и плут,  и пройдоха, и злой, и бедный, безродный мужик, и туповатый, несообразительный, и сирота безродный. Если учесть сиротство Кузьки, то «показать кузькину мать» в принципе невозможно. По этой версии, экспрессия оборота кроется в его каламбурном  абсурдизме.
Авторитетный петербургский филолог Валерий Мокиенко отмечает, что представление о кузькиной матери всегда окрашено юмором. Обычно это персонаж веселых народных частушек. На Белом море, например, поют такие: «Ох, Кузькина мать – хуже лихорадки:/ Щи варила, пролила прямо на запятки». А сам Кузьма, злой, драчливый да чванливый, так рисуется в русских поговорках: «Наш Кузьма все бьет со зла»; «Не грози Кузьма, не дрожит корчма»; «Прежде Кузьма огороды копал, а нынче Кузьма в воеводы попал». Видимо, выражение «показать кузькину мать» и обобщает нелестное представление о родных и близких неудачника Кузьмы.
Некоторые утверждают, что «кузькина мать» – это плеть, которой пороли «кузек», то есть голодных и озлобленных на помещика крепостных крестьян.
Можно поискать корни русского выражения и в других языках. Например, коми-зырянское и коми-пермяцкое существительное «кузь, кузьo» означает «черт, леший».
В таком случае предложение «показать кузькину мать» становится действенной угрозой.



Еще одна очень полезная статья: «Почему мы разучились петь?»  (Владимир Малышев. /Петербургский дневник, 26.01.2012).
В прошлые времена иностранцы, приезжавшие в Россию, поражались тому, как русские поют. Пели у нас на работе, в поле, на свадьбах, во время праздников, песни неслись из репродукторов на улицах, а уж про песни во время русского застолья и говорить не приходится. Пели все! И вдруг перестали. Перестали петь, а больше слушают. Но что? Шлягеры, кабацко-уголовный шансон, попсу…
;В царской России действительно пели все. Даже, как известно, «жестоко эксплуатируемые трудящиеся»: бурлаки на Волге. Пели солдаты в походах. А как пели в русской деревне! Величайший певец всех времен и народов Федор Шаляпин как раз и вышел из таких народных певцов, потрясая потом русскими песнями залы во всех городах мира. Были совершенно изумительные песни. Один только вечно живой «Варяг» чего стоит:

Наверх вы, товарищи, все по местам!
Последний парад наступает.
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Хотя надо признать, что текст этой песни сочинили не в России, а в Германии. Но под влиянием подвига русских моряков, которым поразились в Европе.

Замечательными, грозными и мощными, надо это признать, были песни революции.
 «Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут…»
 Или:
Вставай, проклятьем
заклейменный,
Весь мир голодных и рабов,
Кипит наш разум
возмущенный
И в смертный бой вести
готов!

Можно смело сказать, не было бы таких мощных, властно влекущих песен, не было бы и революции в России.
А какие изумительные были песни Гражданской войны!
«Каховка, Каховка, родная винтовка,
Горячая пуля летит…»
«По долинам и по взгорьям…»
«Смело мы в бой пойдем за власть Советов!
И как один умрем в борьбе за это…»
Но потом, правда, стало известно, что большевики украли две последние песни у царской армии:
«По долинам и по взгорьям шел Дроздовский славный полк…»
«Смело мы в бой пойдем за
Русь Святую
И как один прольем кровь
молодую!»

Изумительные, это нельзя не признать, были песни во времена СССР! Да, то были страшные годы – миллионы томились и погибали в лагерях, миллионы крестьян разорены и выброшены в Сибирь, но песни…  Но песни были бодрыми, мощными, жизнеутверждающими, действительно «звали на подвиг и на труд». Можно смело сказать, что именно они служили опорой режима, создавая у масс иллюзию счастливой и радостной жизни:

Кипучая,  могучая,  никем непобедимая.
Страна моя, Москва моя,
Ты – самая любимая!
Широка страна моя родня,
Много в ней лесов полей и рек.
Я другой такой страны
не знаю,
Где так вольно дышит
человек…

Никакой вольности в СССР при товарище Сталине, конечно, не было, но песня звучала, согревала сердца, «строить и жить помогала» в самом буквальном смысле этих слов.

А какими замечательными были наши песни времен Великой Отечественной войны! Вот уж поистине: великий народный подвиг создал великие песни. «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» – никогда, наверное, и нигде не было, и нет такой могучей песни, когда все разом, в едином порыве действительно вставали и слезы выступали на глазах. С этой песней русские люди шли умирать за Родину. И до сих пор эта мелодия действует, волнует и возвышает наши сердца.
Много было и других замечательных песен. «Темная ночь, только пули свистят по степи…», «Выходила на берег Катюша…», «Синий платочек» и многие, многие другие, всех  не перечислить.
Пусть некоторые с этим не согласятся, но могучей песней, сплачивающей, именно песней был наш гимн. Пускай в нем упоминался Сталин, и был он сочинен по его указанию, но когда гремела эта музыка и звучало: «Союз нерушимый республик свободных…» – люди в едином порыве тоже вставали и вместе пели слова гимна. Их знали тогда все! Это объединяло страну, превращало самых разных людей в единый народ, именно это помогло нам выстоять и победить в самой страшной войне в истории человечества.
Что же поем мы сегодня? Честно говоря, вообще ничего не поем. Почти уже исчезла традиция петь за столом после праздничного ужина. Совсем недавно это было широко распространенной традицией, особенно в деревнях. Правда, в деревнях сегодня уже просто некому петь: во многих из них остались только древние старики и старухи. А в современных поселках люди уже не поют, а слушают шансон или в лучшем случае Киркорова или других новых кумиров. Есть, конечно, и хорошие певцы, которых любят многие. Есть они и в Петербурге, их имена знает каждый. Но сами-то люди уже не поют! А на телеэкранах уж точно – правит бал всем давно осточертевшая попса. «Муси, пуси! Я вся горю, я вся во вкусе!» – непрерывно гремит эта ахинея из ящика. Финансируемого, кстати сказать, государством. А вспомните, чем нас всех травили во время последних новогодних концертов.
Не так давно на прилавках книжных магазинов появилась книга «Проект Россия». В ней приводится интересный пример. Когда советские войска разгромили фашизм и оккупировали Германию, то во всех берлинских кафе и ресторанах советского сектора звучали только советские песни. То же самое было и в других городах Европы, куда вошли наши войска. Из истории известно, что такое случилось и в Париже, куда после победы над Наполеоном въехали наши казаки. Даже закусочные после этого французы стали называть «Бистро» – от русского «быстро!», как требовали их покормить русские солдаты.
А какие песни звучат сегодня в наших кафе и ресторанах? На 90% – иностранные! Нас вроде никто не оккупировал. Но это только так кажется. Ведь оккупация и война сегодня стали другими. Никто не оккупировал Югославию, ни один иностранный солдат не вошел в Белград. Но она капитулировала, потому что ее безнаказанно бомбили с воздуха. Нечто похожее произошло недавно и в Ливии.
Но есть и другой способ «оккупации» – информационный.
Ключевая глава популярной книги «Проект Россия» озаглавлена «Информационная агрессия». Следует еще раз это повторить. «Сегодня, – пишут авторы, – идет самая настоящая война. Полчища информационных войск врага разрушают нашу страну сильнее, чем когда-то полчища чужих солдат. Информационная бомбардировка разрушает сознание населения…  Манипулируя сознанием через осмеяние истории, культуры, веры и традиции, человека отрывают от корней, стимулируя потребительский эгоизм. Все это делается в развлекательной форме, скрывающей опасное содержимое. Итог один – западные захватчики становятся хозяевами положения».
В книге с беспощадной остротой анализируются события после крушения СССР: «Первое направление удара – российский эфир насытили продукцией, зомбирующей человека и отрезающей его от родных корней. Отсутствие идеологии упрощало задачу. Населению прямо не говорили: будь беспринципным. Населению показывали сериалы, где главный герой вел себя беспринципно. Населению пели попсу и шансон, где беспринципность подавалась в привлекательном молодецком образе».
А потому далеко не случайно звучат у нас сейчас чужие песни, усиленно навязываемый кабацко-уголовный шансон или мелодии в стиле «одесского Привоза», а русские народные услышать можно очень редко. Может, потому и народ перестал у нас петь, что информационная война уже проиграна? Или это не так? Что думают об этом наши читатели? Напомним, что во многих странах Европы ситуация иная. В Греции, например, в праздники с телеэкранов звучат только национальные мелодии, поют только свои народные песни. Во Франции есть закон, направленный на защиту национальной культуры и французского языка.
Этот вопрос поднимался неоднократно и ранее. Так, более 20 лет назад в журнале «Музыкальная жизнь» (1988, № 6) была опубликована статья профессора Московской консерватории Валентины Холоповой  «Музыка ищет публику, публика ищет музыку» на эту тему. Автор пытается найти ответы на вопросы: - Что же происходит ныне с музыкой? И почему люди перестали петь? Ответ, если коротко, - в отсутствии музыкального просвещения.
Мое мнение, что этот ответ по существу правильный, но не является полным.  Тогда не было радио и телевидения, которые поглотили все свободное время нынешнего поколения. Уроки пения в школе не относятся к  серьезным предметам. Каждый читатель может дополнить этот перечень причин.