Всем родителям, обеспокоенным будущим своих детей

Любовь Адонина
С какого момента и с чего начать образование своего ребенка?! Этот вопрос однажды встает перед каждым родителем. Вот и давайте вместе над ним поразмышляем.

Томограмы головного мозга новорожденных показывают наличие отмерших нейронных цепочек, что говорит о том, что родители уже опоздали с воспитанием своего чада на 9 месяцев. Но об этом, дорогие читатели вы узнаете из других источников, а сегодня поговорим о среднестатистическом родителе, который задается вопросом образования своего любимого чада в период приблизительно с трех-пяти лет, когда встает вопрос о формах дошкольного образовательно-воспитательного процесса и подгонки этих форм под плотные графики трудовой деятельности.

В этот период у ребенка активно работает правое полушарие головного мозга. Именно оно отвечает за связь с миром, духовность, творчество, нравственность. И именно в этом возрасте там закладываются базовые представления о мире, скорее даже не представления, а само мироощущение. Формируется то самое окно, через которое будущий человек будет смотреть на мир. Только в этом возрасте, и более никогда в жизни, правое полушарие так активно впитывает информацию и формирует духовно-нравственную картину мира. А теперь, уважаемые родители, вспомните, чему мы учим своих детей – английский, счет, письмо. Таким образом, мы апеллируем к пока еще неактивному левому полушарию и заставляем его работать в принудительном режиме. Ребёнок приобретает знания, которые он менее болезненно и более осознанно может получить в более позднем возрасте и не развивает чувственное восприятие мира. Наши предки были совсем не темными глупыми людьми, когда после тяжелой работы на полях пели колыбельные и рассказывали сказки своим детям. В колыбельных и сказках все подчинено задаче мироощущения от ритма до содержания. Яркой иллюстрацией пользы такого воспитания может служить А.С. Пушкин. С младенчества слушая сказки и песни своей няни Арины Родионовны, которая, несомненно, была очень неглупа и крайне образована, раз смогла начитать маленькому Саше такие прекрасные нравственные произведения, мальчик формировал нравственные ценности и развивал миропонимание, получал представления о добре и зле, которые навсегда записались в его подсознании.

Художественные школы начинают прием детей с 9-летнего возраста, потому что к этому времени достаточно сформировано абстрактное мышление. На сегодняшний день я считаю актуальным начинать заниматься с детьми живописью с самого младшего возраста 4-9 лет. Ребенок в этом возрасте активно впитывает  информацию о мире, он мыслит образами, а живопись опирается на образное мышление. У ребенка активно работает правое полушарие головного мозга, отвечающее за связь с природой и бытием. Чем больше он получит информации в этом возрасте об окружающей его среде обитания и о характере взаимоотношений в социуме, тем более плотным будет его психологический контакт с этой средой, тем более активно будет организован познавательный процесс. Это единственно подходящий период и для формирования базовых ценностей личности, т. е. тех самых, которые уже не изменятся никогда, и на основании которых эта самая личность и будет взаимодействовать с социумом.

Дети дошкольного возраста активно познают мир и выстраивают представление о характере взаимоотношений. Не секрет, что сегодня родители не всегда имеют возможность и не сформирована необходимость совместных занятий творчеством с детьми. Статистика утверждает, что современный родитель посвящает своему ребенку 17 минут в день. Не осознана важность ежедневной работы по формированию взаимопонимания между детьми и родителями. Кажется, что психологический контакт  - это незыблемый факт, хотя на самом деле это не так. Но отсутствие этого психологического контакта открывается порой слишком поздно. Практика показывает, что совместные занятия живописью детей дошкольного возраста, ролевые игры в процессе этих занятий, открывают много интересных моментов, вскрывают и наглядно показывают существующие в семье проблемы в отношении взрослых и детей, создают условия для осознанного их решения. Такие занятия приводят к взаимопониманию и взаимоуважению в семье, они жизненно необходимы как детям, так и их родителям. «Миром правит рука, качающая колыбель!» - всем известно это прекрасное выражение. А осознание ответственности и необходимости в том, чтобы эта рука была именно родительская приходит только в процессе тесного взаимодействия, выполнения общей задачи, семейной деятельности.

На сегодняшней день школьная программа не отвечает в полной мере задаче формирования творческой личности, т. К. опирается на устаревшую западную модель образования, сведены к минимуму часы рисования, ДПИ. Само слово «образование», если обратится к его топонимике, означает «формирование образного мышления». Тестовая система обучения, практически устраняет необходимость в образном мышлении, формируя мышление дискретное. А использование ТСО усугубляет этот процесс, потому что мыслительный ритм мозга синхронизируется с дискретномыслящим устройством – компьютером. Таким образом, у ребенка к 9 годам практически утрачивается заинтересованность в активном и образном мыслительном процессе. Процесс решения поставленной задачи сводится, к простому подбору готовых вариантов решения, а не поиску и выработке своего алгоритма. Что, несомненно, отрицательно сказывается во всей дальнейшей жизни.

В этом случае живопись может стать мощным дополнением к существующим учебным программам, и послужить созданию по настоящему духовной, гармонично и творчески мыслящей личности. Такой подход позволит к 9-и годам по максимуму сохранить и развить нейронные связи правого полушария головного мозга, что, несомненно, облегчит как процесс усвоения новых знаний в процессе школьного обучения, так и облегчит социализацию личности в более поздний период.

Особо актуальны занятия живописью для детей с ограниченными физическими возможностями. Многолетний опыт работы доказал, что такие занятия помогают полноценной адаптации больных детей в социуме. Диагноз ДЦП практически полностью снимается в процессе таких занятий. Одна из моих воспитанниц с диагнозом ДЦП не только заняла достойное место в обществе, но еще и стала профессиональным художником.

 Основной идеей предложенной мной  программы является познание мира и взаимоотношений в этом мире, воспитание любви, использование межличностных отношений в учебном процессе как фундамента для формирования позитива  и творческих качеств в ребёнке, воспитания гуманизма, выработке конструктивного мышления.

Я предлагаю всем родителям всерьез как начать образование вашего ребенка не только своевременно, но и максимально естественно для детского организма. Для этого вам необходимо проконсультироваться с детскими психологами, ознакомиться с особенностями детского организма в дошкольный период жизни, когда дети целиком и полностью зависят именно от вашей компетентности. И, простите уважаемые родители, стремление общаться с ребенком более 17 минут в день!

С величайшим уважением и любовью ко всем детям и их родителям!