Папа воевал с самураями...

Александр Васильевич Стародубцев
ЧУКАЕВА АНТОНИНА МАТВЕЕВНА

Родилась в мае 1941 года. Отец Тони был военным и служил на Дальнем Востоке. Обстановка была неспокойная. Вооруженные провокации японских милитаристов следовали одна за другой. Перед появлением на свет Тони, Матвей Васильевич отправил жену к родителям, в спокойный тыловой город Торжок.
Если бы он знал...

Не прошло и месяца после рождения дочки, как началась война. Когда бомбили город, мама с грудным ребенком пряталась в оврагах и пригородных лесах.

Больше года отец ничего не знал о судьбе семьи. Получив, наконец весточку, подал рапорт с просьбой вызвать семью на Дальний Восток. Рапорт нужного начальника не достиг и потерялся где - то в перегруженных войной штабах. Не без помощи маршала Ворошилова удалось старшему лейтенанту Михайлову вытребовать семью на Дальний Восток. Вся эта тяжба длилась до сорок третьего года.

Антонина Матвеевна не без волнения вспоминает первую встречу с отцом: " На перроне Владивостока к нам с мамой подошел какой - то незнакомый военный. Мама вскрикнула и бросилась к нему приговаривая -- Тоня, это наш папа!".

Папа взял меня на руки, прижался щекой к моему лицу и прошептал: " Здравствуй, дочка..."

Утром папа уходил на службу, вечером появлялся и до самой ночи они были все вместе.
Девятого мая пришло радостное известие о нашей Победе. А в конце лета еще одно…
" Вечером восьмого августа 1945 года Советское правительство заявило правительству Японии о вступлении СССР в войну".
« Вторая мировая война ». Итоги и уроки. Стр. -- 106.

Тоня с мамой проводили папу на фронт. Грузовики с военными скрылись за сопкой, а они с мамой еще долго стояли и смотрели на дорогу. Им не хотелось возвращаться без папы в пустой дом.

Под мощным натиском Советской Армии японские оккупанты яростно огрызаясь в надежных укреплениях, постепенно скатывались в степи Внутренней Монголии.  Не в состоянии долго сдерживать и эти рубежи, бежали на берега Тихого океана и спешно эвакуировались на острова. Но несмотря на скоротечность кампании, досталась эта победа не малой кровью наших солдат.

Отца Тоня встречала опять вместе с мамой. Они успели нарвать букет полевых цветов. Ожидали на той же обочине, у той же дороги. Тоня нетерпеливо выглядывала за поворот, стараясь первой увидеть головную машину колонны.

Первыми из-за сопки показались артиллерийские тягачи с тяжелыми орудиями. За ними двигалась колонна машин. Отца она увидела в кузове одного из грузовиков. На его груди в лучах солнца поблескивал орден Красной звезды и медали. Всем знакомым и соседям маленькая Тоня спешила рассказать, что их папа воевал с самураями. И что больше войны никогда не будет. И папа никуда больше не поедет, а будет каждый вечер рассказывать сказки.
Через год в их семье появилась младшая сестренка Зина.

После окончания войны отец подал рапорт о выходе в отставку, и они вернулись в Торжок. Город был искалечен вражескими бомбардировками. Везде лежали груды камня и баррикады бревен. На мостовой многих улиц можно было видеть засыпанные землей провалы воронок от разрывов бомб. Мертвые дома смотрели на мир пустыми глазницами окон. На стенах живых домов зияли незалеченные осколочные раны.

Ютиться  им пришлось в  Красном Городке. Комнатушка была крохотная. На каждого из четырех членов семьи приходилось немногим более одного квадратного метра жилплощади.

Отца, имеющего гражданскую специальность ветеринарного врача, направили на работу в Рашкино. Работы было много. Основной тяговой силой колхозов в то время являлись лошади. Они состояли на учете в военкомате. Как стратегический резерв.

Контроль за здоровьем лошадей был строгий. И все это лежало на плечах ветеринарного врача. Затем понадобилось восстановить работу ветеринарного участка в Яконово. Хорошего специалиста, умелого организатора -- Матвея Васильевича, направили на этот участок.

В школу - семилетку Тоня ходила в Яконове. А в 1960 году закончила среднюю школу в селе Таложня. Получив аттестат зрелости, она в этой же школе стала преподавать немецкий язык. В 1968 году заочно окончила Калининский институт иностранных языков. А задолго до этого времени произошло в жизни молоденькой и симпатичной девушки событие судьбоносное.

Электрофикацию области проводили силами передвижных механизированных колонн. Приехала такая колонна и в их село. Среди ребят очень выделялся рослый, статный, скромный, темноволосый парень -- Ваня Чукаев. И к тому же хороший баянист.

В сельском клубе он вел все музыкальные вечера, исполняя вальсы, танго и фокстроты на баяне. Инструмент в его руках не звучал, а пел. Пел так задушевно и проникновенно, что самая замкнутая душа не могла не отозваться на его волшебные мелодии. Для Тони Михайловой он играл с особым подъемом. Отзывались эти мелодии в серебряных струнах ее души завораживающей серенадой. Откликались нежностью в сердце молодого парня. Но обоюдная скромность не позволяла им подойти друг к другу. Открыться. Признаться.

Все танцы на вечере Ваня Играл на баяне. Он начинал вечер. Передавал инструмент другому баянисту, а сам шел приглашать Тоню. Весь танец мучительно молчал, безуспешно пытаясь найти нужные слова. Так продолжалось достаточно долго. А потом судьба взяла их сердца в свои руки и соединила на всю жизнь.

В 1062 году у них родился первенец -- Ваня. Через пять лет дочь Танека. Теперь она Татьяна Ивановна -- преподаватель местной школы.
Сегодня уже внуки Антонины Матвеевны полнят ряды педагогов. Старшая внучка Ирина Ивановна, окончила Институт Международных отношений, редактирует газету "Яконовские вести".

А одиннадцатилетний внучек Миа учится уже в седьмом классе. Это не погоня за вундеркиндами. Так распорядилась судьба. Пятилетнего мальчика не с кем было оставить дома и он сидел на  маминых уроках в первом классе. Что-то слушал, что-то писал, что-то считал... А контрольную работу решил лучше всех.

 И неудобно стало его отправлять снова в первый класс. Кстати в следующих классах у него успехи отличные.
Редкие способности педагога, умение найти подход к каждому ученику, стремление добиваться совершенства в своей профессии позволили Антонине Матвеевне щедро отдавать детям свои богатые знания. На протяжении всей своей жизни она сеет в сердцах детей и взрослых зерна нравственных ценностей, какие сейчас так необходимы нашему инфицированному обществу.

Вот выдержки из отчетов о ее педагогической работе:
" ... Урок немецкого языка в восьмом классе отличается ясностью дидактической цели, логическим содержанием, четкостью плана, посильностью задания, побуждает детей к самостоятельности в приобретении знаний, к стремлению познать новое".
А вот один из отзывов коллег:

" Она обладает способностью вызывать доверие и расположение собеседника, находить тон, создавать благоприятный климат. Она любит людей большой и светлой любовью и, кажется, даже не думает об этом, а просто не может быть иной".

Я благодарен судьбе за возможность побывать на уроке такого замечательного Учителя и Человека.