Саперы на переправах через Днепр

Николай Старорусский
  Так назвал свои записки генерал-майор инженерных войск, Герой Советского Союза

                Николай КРИСАНОВ

(о нем см. http://proza.ru/2011/06/08/1502). Всего 10 страниц формата А4, написанных перьевой ручкой, практически черными чернилами  на обороте фрагментов немецких карт 1941г.. Интересно, что наименования объектов на них – арабские, приведенные на итальянском. На этот же язык дублирована легенда.

Ниже приведен текст с незначительными редактированием и сокращениями. В первой части говорится о продвижении на запад к Днепру, во второй – о постройке моста для форсирования реки.
                ____________________

Когда, после проигранной немцами битвы на Курской дуге,  армия генерал-полковника Чибисова начала 9 августа 1943 года наступление от г. Сумы на запад, имея целью выйти на Днепр, предстоящий боевой путь казался тяжелым и далеким.

Бои на Курском выступе вселили  бодрую силу в Советских воинов. Армия знала, что настало время очистить Советскую землю от ненавистных захватчиков.

 
Армия наступала с боями – через Ромны, Прилуки – проходя с боями 25 – 30 км в сутки, преодолевая промежуточные рубежи, на которых противник пытался удержаться. Инженерным войскам, обеспечивающим высокие темпы продвижения армии, необходимо было вовремя разминировать дороги, восстанавливать разрушенные мосты, устаивать объезды, переправлять войска через водные преграды.

Всеми мерами стремясь задержать темпы нашего наступления, немцы разрушали  на своем пути все, что успевали. С присущей им методичностью они минировали все дороги своего отступления. На промежуточных оборонительных  рубежах плотность минирования была исключительно высокой. Так, у г. Ромны снято около 15 тысяч мин.

Запомнился такой случай у этого города: немцы ночью устанавливали минное поле протяжением около 200 метров. Наши саперы обнаружили поле перед рассветом и начали разминирование, в то же время саперы противника продолжали установку мин на другом конце поля. С рассветом «взаимная» работа саперов была обнаружена  и после короткой перестрелки немцы поспешно бросили еще не установленные мины.

Большую часть дорог немцы минировали шаблонно, строго придерживаясь очертания дорог по карте. Это облегчало работу саперов по разминированию: известно было, что перекрестки обязательно минируются; перед мостами мины устанавливались независимо от степени разрушения сооружений. Одна из дорог, показанная как проселочная, заросла травой и в течение многих лет ею не пользовались; но она все же была заминирована - видимо, только потому, что обозначена на карте.

Значительные трудности представляли реки. Какая-нибудь «гнилопять» (так в тексте – Н.С.)  - низководная речка , имела болотистую пойму шириной 200 – 300 метров, и сложность переправы через нее заключалась в необходимости устройства сплошных настилов из бревен на большое протяжение.

Часто наши передовые отряды внезапно захватывали мосты в исправном состоянии. Был и такой случай, когда наши саперы-разведчики, пробравшиеся к мосту, обнаружили у него немецких саперов, подготовивших мост к взрыву и уснувших, не ожидая близкой развязки событий.  Этим «труженикам» так и не пришлось проснуться, а мост был сохранен до подхода нашего передового отряда.

При подходе к Десне было получено указание фронта: подготовить мосты и дороги для пропуска танковой армии генерала Рыбалко, рокировавшейся через нашу армию куда-то на юг. Радостно было видеть сотни боевых новых танков и тысячи автомашин, так же спешивших к Днепру – но, увы, южнее нашей армии.  Несмотря на большие усилия саперов по восстановлению и усилению мостов под грузы 60 тонн, после прохода тяжелой техники эти мосты оказались в плачевном состоянии.

Наконец, армия подошла к Десне, в районе Летки, севернее Киева.  Мы ожидали здесь значительного сопротивления противника и готовились к форсированию.  Но, к нашему удивлению, в междуречьи Десны и Днепра  оказались только небольшие силы противника.  Очевидно, противник отошел главными силами за Днепр. В течение нескольких часов у Летки был построен свайный мост через р. Десна грузоподъемностью 30 тонн. Армия беспрепятственно заняла междуречье и  вышла к Днепру от устья Десны и северу до Тарасевичи.  Левый фланг армии встретил на рубеже Пуховка – Бровары – Бортничи упорное сопротивление противника, оборудовавшего здесь укрепленную позицию, прикрывающую подступы к  мостам через Днепр у Киева.  Шоссейные дороги Чернигов – Киев и Бровары – Киев были преграждены многочисленными рубленными с засыпкой из земли  шлагбаумами, мосты на дорогах взорваны.Полевые дороги и непосредственные подступы к укрепленным позициям – заминированы. Здесь противник удержался в течение нескольких дней, а затем, взорвав мосты через Днепр, отошел на правый берег.

С выходом на Днепр генерал-полковник Чибисов принял решение форсировать Днепр севернее Киева, имея ближайшей задачей захватить плацдарм восточнее селения Лютеж.  Этот плацдарм представлял собой пойму р. Днепр, изрезанную старицами. Перед плацдармом располагалась укрепленная противником гряда высот коренного берега с узлом обороны у с.Лютеж.  Южнее Киева были намечены участки ложных переправ.  План этот остался неизменным до завершения форсирования Днепра, несмотря на то, что в середине октября командованием фронта было принято решениеиспользовать захваченный у с. Лютеж плацдарм для переправы танковой армии маршала Рыбалко, а армия ген.-полк. Чибисова получила значительное усиление для операции по освобождению Киева. 

В начале форсирования Днепра армия имела в своем составе, кроме дивизионных саперных батальонов, два армейских батальона: один под командованием капитана Цицишвили (четырехротного состава) и  второй – трехротного состава под командованием майора Жукова. Армии был также придан понтонно-мостовой батальон с тяжелым металлическим парком майора Петошина. 

С выходом к Днепру были собраны на  р. Десна  рыбачьи лодки (от 50 до 100 на стрелковую дивизию) и доставлены попечением дивизий на Днепр. Кроме того, в армии имелись два парка из лодок А-3, использованных для десантных переправ.

Десантные переправы начались непосредственно с началом выхода на Днепр и передовые батальоны стрелковых дивизий ночью 16 октября успешно высадились на правом берегу, захватив узкие прибрежные участки, однако развить успех не смогли, так как не имели непосредственной поддержки артиллерии и танков. 

Двадцать четыре героя – солдата упорно в течение шести дней держались на правом берегу Днепра, восточнее с. Лютеж, сдерживая яростные контратаки немцев.  Большая часть из них погибла, но  их героический подвиг дал возможность закрепиться на плацдарме.

Инженерно-саперному батальону капитана было приказано заготовить (в лесу восточнее Свароши) лесоматериалы для постройки деревянного моста.  Один его взвод по ночам занимался ложного моста на остров  восточнее Вышгорода. Впрочем, забитые за ночь сваи  расстреливались артиллерийским огнем по утрам.

Решение строить мост на сваях возникло в связи с резким недостатком у армии тяжелых переправочных средств. Понтонный парк майора Потошина значительно пострадал от огня противника, переправляя на правый берег артиллерию.

Саперы-разведчики тщательно по ночам изучали Днепр, промеряя его глубину и разыскивая выходы  на берег.  Определилось наиболее выгодное место постройки моста у у северной окраины Сварошье.

окончание в http://proza.ru/2012/12/14/670