Большой Зал Консерватории

Русеже
26.11.2012
По моему непросвещенному, и, поэтому, категоричному мнению Москва располагает одним-единственным залом, где можно и должно слушать симфоническую музыку, это – Большой зал Консерватории. И не заморачивайтесь с билетами в партер, там самое лучшее звучание – в амфитеатре.
...Это был фестиваль, посвященный памяти гениального скрипача О.Кагана и в обоих отделениях звучала музыка Шнитке. Его музыка не проста для восприятия и, тем более, не проста для исполнения.  Наверное, поэтому посредственные музыканты за нее не берутся. Во всяком случае, сколько бы я не слушал, бог от них миловал. Всегда исполнители были первоклассные. Еще более десяти лет назад я впервые услышал и навсегда запомнил артистичное исполнение солировавшего скрипача - Святослава Мороза. Вот, и в этот день он взорвал зал аплодисментами.
Выскажу, пусть для многих и спорную мысль о том, что до Шнитке классическая музыка, находя гармонию в хрустальных небесах, пыталась извне привнести ее в мятущуюся человеческую душу.  Музыка Шнитке, это, собственно, то, что идет изнутри нас со всем взрывом страстей, сумятицей отрывочных мыслей, тягостными раздумьями и редкими, но бесконечно счастливыми мгновениями душевных озарений. Эта музыка для тех, кто не боится, поворотив взгляд от внешнего мира, заглянуть в себя. Поверьте, там есть чему подивиться...
 Возвращаясь к вышеупомянутому концерту, признаюсь, зал был отнюдь не заполнен до конца. В подавляющем большинстве своем люди-человеки пока не готовы к восприятию Шнитке симфонического. Я отнюдь не хочу указать на какую-то ущербность нелюбителей Шнитке. Есть же люди экстраверты и интроверты. Выходит, большинству всегда была нужна гармония, приходящая с музыкой извне, а не свободный полет в глубины собственной души.
Могу предположить, что музыка Шнитке скорее принадлежит будущему человечеству. Не в том плане, что она, якобы, прогрессивная. Такой термин, по моему мнению, неприменим к музыке. Просто, от десятилетия к десятилетию в мире растет число людей, овладевающих техникой медитации. Тем, кому приходилось предрассветным утром выполнять практику йоги или дзена, должен быть понятен язык этой музыки.  Это может показаться бессвязной какофонией звуков, только, если вы ни разу не вглядывались внутрь самого себя.
Хотя, сам я познакомился и полюбил музыку Шнитке в те времена, когда слова йога однозначно ассоциировалось у меня с названием научно-популярного фильма «Индийский йоги – кто они?». Ну, и, пожалуй, с одной из песен Высоцкого.
Было это в далеких 80-х годах прошлого века. Тогда, для меня ничего не существовало, кроме рока. К тому времени вместе с Credence Clear Water Revival  я прошел путь от простых, но заводных мелодий до психоделики Suzie Q и Run Through The Jungle.
От простого к сложному вели меня композиции, глубоко почитаемых в нашем кругу Deep Purple и Uriah Heep. Это был мой путь к серьезной музыке и последней ступенькой, нет, «лестницей в небо» стали альбомы Led Zeppelin. Те, кто постигал азы великой музыкальной культуры через нотные грамоты в музыкальных школах, пожмут плечами – путь более чем странный. Действительно, когда они мучили гаммы, я после зубрежки мат. анализа наматывал километры на дорожках ленинградского Зимнего Стадиона, а в свободное время слушал рок, и был вполне этим удовлетворен. Классическая музыка в нашем кругу не воспринималась начисто. Сейчас я думаю, это было из-за разного способа восприятия музыки. Не секрет, рок воспринимается не сколько ушами, а всем телом, всем нутром. От настоящего рока все тело начинало вибрировать и... ноги сами собой шли в пляс. Ждать такого от классики не приходится.
Время шло и одним прекрасным днем олимпийского лета 1980 г.  меня, зеленого инженера командировали с пустяковым вопросом в Москву, в Минобщемаш, где, быстро отчитавшись, я оказался в магазине «Мелодия» на Ленинском.
У нас в Ленинграде тогда в свободную продажу(!) выбросили небывалые продукты – американские сигареты, финские ликеры и джемы.  В Москве меня посетила наивная мысль, а с чем черт не шутит, вдруг наши власти что-то подобное учудят и в музыкальном плане - выбросят ну, хоть, какую-нибудь болгарскую перепечатку. Вот, было бы прикольно, вернуться в Питер с таким трофеем! Увы, с рок-музыкой в «Мелодии» обстояло так же, как и в советском анекдоте о черной икре: «Видите, никто не спрашивает - спросом не пользуется».
Нет, признаюсь, Шнитке мне не был даже знаком по популярным мелодиям из кинофильмов. Взял я этот диск в руки потому, что твердо знал, что ни Чайковский, ни Моцарт и иже с ними никогда не затронут душу инженера-ракетчика. Взял и в глазах продавщицы увидел неозвученную мысль: «Выпендривается». А, почему бы и нет? - Выпендриваться я в ту пору, ох, как любил... Правда в том, моём понимании этого слова купить Чайковского и было «выпендриваться».
Дома я поставил Первый Концерт для виолончели (Н.Гутман) с оркестром и… провалился в музыку весь. Это была музыка не для ушей, слушало ее все тело. В отличие от того, что я раньше слышал, мне не предлагалось чему-то внимать, со мной РАЗОВАРИВАЛИ. Барьер был сломлен и потом, после Шнитке, пришли в мою жизнь Бетховен, Моцарт, Чайковский…
Вслушайтесь в самого себя… В горе ли, в радости, крутясь белкой в колесе или пребывая в блаженном ничего неделании, в вас все время звучит какая-то внутренняя мелодия. Как будто, в внутри души натянуты струны, а жизнь, судьба водит по ним своим смычком.
Думаю, если там, наверху и есть кто-то, кому мы интересны, то вслушивается Он не в наши мысли, постоянные словесные просьбы-жалобы и редкие благодарности. Похоже, к Нему, там, в горних высях, доходят только эти мелодии. Оркестром или соло, не знаю...Наверное, и то, и другое.  И не дай, бог, нам сфальшивить, опуститься до унылого поскуливания или самодовольного урчания.  Тогда и наступит для нас конец судьбы, наш конец света.