Он, она и музыка

Галина Дейнега
Танго танцуя, телом касаясь друг друга,
Чувствуя жар вдохновения,
Время бежит по кругу, по кругу, по кругу.
Неудержимое время.
Быстрое время, страстное время, необратимое.
«Па» стройных ног, поворот головы.
Шквалы эмоций, страсти, желаний, чувств. Ощути
Тела свободу, свободу души
В каждом движении.
Сознавай, понимай, лови
Ритм. Музыки ритм! Жизни ритм! Ритм любви!
Аргентинское танго танцуя.

Эти строки, как ощущения танца, родились у Марины Костючок — участницы Международного фестиваля «Бархатное танго» («Velvet Tango»), который осенью 2009 года впервые проходил в Севастополе. Но об этом позже. Вернёмся на несколько лет назад.

Они учились в одной группе. Осваивали понравившуюся им специальность. Мечтали об интересной работе. Но жизнь распорядилась по-своему. Перестройка... Выбранная ими профессия оказалась не востребованной. Он переквалифицировался, а она уехала в Америку. И вот, спустя десятилетие, гостья из Нью-Йорка в Севастополе. Телефонный звонок другу студенческих лет. Предложение встретиться.

Вечером он ждал её в кафе на Приморском бульваре. Занял столик с видом на море. Сделал заказ. Огляделся. Всё, как обычно. Неторопливо жующая публика. Из фужеров, бокалов, рюмок, стаканов потягивают напитки в зависимости от степени их крепости. Играет музыка.

Она пришла. Красивая. Эффектная. В нарядном платье. Ему было приятно, что многие обратили внимание на неё и смотрели с некоторой завистью на него.

Вечер был удивительно мягким, море спокойным. Волны едва шевелились лёгкими рядами. Лучи предзакатного солнца, не скупясь на краски, золотили облака, берег и воду в бухте. И, как бы в унисон с этой природной картиной, зазвучало танго:

Утомлённое солнце
Нежно с морем прощалось.

Он закрыл глаза и представил себя танцующим в паре со своей девушкой. Представил, что и публика собралась здесь, чтобы красиво потанцевать, как в виденном им когда-то фильме, где ОН, ОНА и МУЗЫКА были едины. Он знал, что она хорошо танцует, и, пожалуй, впервые, пожалел, что, и сам не научился танцевать, и что нет в его городе культуры социального танца.

Решение принято! Ознакомился с танцевальными студиями города. Учат различным танцам. Что выбрать? Ему нужен танец не для выступлений и соревнований, а для вечеринок. А это – аргентинское танго, которому в Севастополе обучают в студии «Диалог». Идея создания этой студии зародилась в 2006 году у Татьяны и Сергея Завалко – энтузиастов социального танца, имеющих продолжительный опыт бального танцевания. О процессе зарождения танго-движения в Севастополе они рассказывают так: "Впервые мы познакомились с аргентинским танго в Скандинавии. Настоящий интерес к нему у нас появился после участия в танго-фестивалях в Крыму (Коктебель, Курортное), в Финляндии (Сейняйоке), в семинарах, практиках, на танцевальных вечерах в Киеве и Санкт-Петербурге, а также в ряде городов Норвегии, Финляндии, Швеции. Аргентинское танго нас покорило, и мы загорелись идеей создания танго-студии в Севастополе. Этому предшествовал непростой путь изучения языка танца, подбора музыки, поиска зала для тренировок и для танго-вечеринок. Предусмотрели мы и организацию семинаров с зарубежными инструкторами. Занятия начали проводить в центре города в 2007 году.

Это не тот бальный танец танго, где движения и техника приведены к единому стандарту, что даёт возможность проводить соревнования и оценивать исполнение в баллах, где, шагая с каблука, следуют однообразному ритму: медленно, медленно, быстро, быстро. Ритм аргентинского танго значительно сложнее. Это танец-диалог двух людей. Шаги кошачьи, скользящие, с носка. Они как буквы алфавита, из которых каждый слагает своё творение. Здесь женщина следует за мужчиной, а мужчина за женщиной. Особо важную роль играют паузы – самые выразительные моменты танца. Пара движется, потом замирает. Главное в танго даже не шаги, а прикосновения. Танец с томительной и прекрасной музыкой одновременно и чувственный, и холодный – контрастное сочетание движения и остановки, самоотдачи и самоконтроля".

Аргентинское танго зародилось в последней трети XIX века в кварталах Буэнос-Айреса, куда съезжались эмигранты в поисках счастья, где встретились культуры стран всего мира. Счастья, как всегда, на всех не хватало, его заменил танец, доступный всем, соединивший воедино танцы народов разных национальностей. Он стал танцем тоски по покинутой родине, несчастной любви, одиночества и надежды... В нём страсть, борьба, конфликты, любовь, ревность и примирение – все чувства, которые наполняют человеческую жизнь.

В начале ХХ века танго завоевало Европу. В сороковых годах пережило золотой век в Буэнос-Айресе, когда увлечение им приобрело поистине массовый характер. Однако за всплеском популярности последовало многолетнее затишье. Танго ушло в тень, чтобы снова возродиться и пережить настоящий бум.

Нынешний ренессанс танца начался с успеха в 1983 году мюзикла «Танго Аргентины» в Париже и в Нью-Йорке, возродившего интерес к нему сначала в Европе и в Америке, а затем и в Буэнос-Айресе. Пришло осознание того, что танго – национальное достояние Аргентины. Прямым следствием этого осознания стало появление в 1999 году «Фестиваля танго», цель которого донести до масс, что верность традициям сочетается с живым творческим поиском.

В России танго стало популярным в начале ХХ веке, хотя и было официально запрещено. В 1914 году даже был издан Указ Министерства народного просвещения, запрещающий в учебных заведениях само употребление о вошедшем в большое распространение танца под названием танго. В 20-30 годах в СССР танго под запретом как танец упадочной буржуазной культуры. Но танго танцевали! Из рук в руки передавали заигранные пластинки с «Кумпарситой» Матоса Родригеса, сладостными мелодиями Оскара Строка («Чёрные глаза», «Скажите почему», «Синяя рапсодия»), с «Утомлённым солнцем» Ежи Петерсбурского (русский текст Иосифа Альвека) и др. Задушевные танго звучали в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Александра Вертинского...

Но вернёмся к нашему герою. Пройдя курс обучения в студии «Диалог», он впервые принял участие в фестивале танго в крымском посёлке Курортное. Сначала испытывал страх. Не сразу решился приглашать девушек. Потом начал действовать всё смелее, смелее. Уроки аргентинского танго освоены! Посетил ещё несколько фестивалей в Украине, в России, успешно окончил специальный семинар аргентинского танго при «Академии дель танго» (г. Москва), получил Сертификат преподавателя аргентинского танго.

Вышло так, что руководители севастопольской студии «Диалог» Завалко уехали на Север. Начатое ими дело – развитие культуры социального танца в Севастополе – продолжил он. Группа за группой в течение четырёх месяцев осваивает базовый курс, а дальше практика и танго-вечеринки, так называемые милонги. Теперь они регулярно проводятся в городе и в закрытых помещениях, и на открытых площадках: на Приморском бульваре, на Ротонде и других местах. На милонги в Севастополь съезжаются участники не только из Крыма, а также из ближнего и дальнего зарубежья. Тематические милонги проводятся костюмированными.

2009 год оказался богат на события. Но обо всём по порядку.

Звонок из Нью-Йорка:

– Привет! В пятницу буду в Севастополе.

– Привет! Встречаемся в субботу. Там же. На Приморском.

Он взволнован. После их прошлой встречи прошло два года. Работа проделана огромная. Он покажет гостье результат этой работы.

Такой же летний вечер. То же кафе. Тот же вид на море. Также не скупится на краски заходящее солнце. Но. Обстановка в кафе иная. Сегодня здесь танго-вечеринка! Публика собралась, чтобы красиво потанцевать! Специально подобранная музыка ставится сетами из трёх ритмических вариантов танго: собственно танго, более живая и весёлая милонга, «танго-вальс». В каждом сете четыре-пять танцев. Между сетами «занавес», проигрыш другой музыки, чтобы танцоры могли отдохнуть, поговорить, сменить партнёра...

Гостья в восторге! Такой вечер оказался для неё приятной неожиданностью. Танцы, где движения, чувства и музыка – едины. Это особые отношения мужчины и женщины, когда два человека заново открывают друг друга.

30 сентября 2009 года танго объявлено объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Установлено: считать 11 декабря (дата рождения знаменитого «Короля танго» Карлоса Гарделя – аргентинского певца и киноактёра) «Международным днём танго».

С 26 сентября по 3 октября 2009 года Международный фестиваль «Бархатное танго» впервые проходил в Севастополе. Зарегистрировалось на фестивале около двухсот участников из Украины, России, Норвегии, Италии и Германии. Каждый вечер в Балаклаве  танцы. До утра!

В высоком небе россыпи звёзд. Ярко и таинственно светит луна. Пары плавно скользят по кругу. Мужчины и женщины, телом касаясь друг друга, ведут разговор, без слов, потому, что слова здесь не нужны. Движения говорят гораздо больше чем слова. Танцевать и легко, потому, что это танец-импровизация, и сложно, потому что танго – танец-диалог, а современные люди привыкли быть самостоятельными.

Балаклава всем пришлась по душе. Участники фестиваля не хотели расходиться и по окончании милонги. Много было зрителей, которые часами стояли у танцплощадки. Их можно понять: фестиваль танго – красивое, завораживающее зрелище.

Международный фестиваль «Бархатное танго» вписал новую страницу в славную историю Севастополя, в его международное признание. В шоу-концерте фестиваля «В объятиях бархатного танго» своё мастерство показали маэстро из Аргентины, Италии и России при участии танго-оркестра «TRIUNFAL ORQUESTRA» (Санкт-Петербург). Фестиваль «Бархатное танго» проходил в Севастополе и в сентябре 2010 года. Организаторы фестивалей — Наталья и Александр Бережновы, преподаватели Санкт-Петербургской школы танго, бывшие севастопольцы.

Бывшие? Нет! Бывших севастопольцев не бывают. Куда бы ни уехал человек, душой он всегда остается севастопольцем. Такие и Завалко, и Бережновы.

Социальный танец аргентинское танго в Севастополе живёт! Его изучают, танцуют, инструктируют и продолжают понимать. И если вы готовы испытать тревогу, волнение, радость, гармонию, сожаление и удовлетворение, рискните попробовать. Ограничений на возраст нет!