Что будет с нами?

Дискуссионный Клуб Прозы
Прочитал статью ВГ "Что будет с литературой" (http://proza.ru/2012/12/07/1599). Вопрос интересный, а вот ответ, на мой взгляд, слишком простой.

Естественно, что в футурологических прогнозах по поводу литературы большинство задумавшихся пытаются экстраполировать довольно молодой информационный бум (Интернет глобализация и появление мобильных устройств для чтения электронных текстов)  и выстроить модель будущего литературы исходя исключительно из этой волюнтаристски обособленной бинарной оппозиции: бумажный текст – электронный текст. Это, уверен, совершенно не правильно – и с исторической, и с чисто практической точки зрения. Как верно подмечено в статье (а собственно, на этом она и строится) литература как вид человеческой деятельности пережила несколько технологических революций, что, однако, привело не к отмиранию жанров, а исключительно к их выделению в поджанры или отдельные виды искусства.

Например, драма. Еврипид и Аристофан писали тексты, но их никто не читал, их – смотрели в театре. В древней Греции не было культуры распространения массовых копий текстов, а литература была. Когда позднее, уже в эпоху книгопечатания, пьесы можно было читать (того же Шекспира печатали регулярно), никто тем не менее не перестал ходить в театр, хотя можно было купить пиеску и скоротать время дома за кружкой пива. Напротив, даже прочитав пьесу неоднократно, читатель стремился стать зрителем и увидеть воплощение.

Схожий пример из современности. Популярная музыка – как антитеза классической – сравнительно молодое явление. Раньше ее роль выполняла опера, которая была серьезной (для элитной публики) и несерьезной (для народа). К концу XIX века сформировалась эстрадное искусство – кабаре, ресторанная музыка, в Америке – регтайм и ранний джаз. Следуя теперешней логике, изобретение звукозаписи должно было убить живую эстраду (ну, действительно: зачем владельцу ресторана капризные живые музыканты, если можно крутить пластинки?), однако этого не произошло. Более того, в золотой век рок музыки – в шестидесятые-семидесятые, - и даже сейчас основную прибыль шоу-бизнесс получает с живых концертов, а вовсе не с продажи дисков.

К чему все эти примеры? К тому, что проблема современной литературы лежит не в плоскости противостояния бумажных и электронных носителей, а в плоскости общего генезиса культуры, в том числе, и как интегрированного компонента сложившихся экономических отношений. Кризис литературного бизнеса состоит в том, что ныне существующие формы ведения издательского дела устарели по отношению к ситуации в области информационных технологий. И, что немало важно, обратное: современные информационные технологии и сложившиеся условия их эксплуатации противоречат косной системе бумажного издательского бизнеса.

Естественно, это кризис, и рано или поздно из него будет найден выход. Но слишком просто, на мой взгляд, сужать проблему и пророчить примитивное вытеснение бумажных книг и бумажной литературы электронными книгами и литературой блогов, живых журналов и прочей сетературой. Безусловно, объем бумажного рынка значительно сократится, но не за счет отмирания ориентированных на классическое чтение форматов и жанров, а за счет пересмотра издательской политики и способов реализации. Например, многие издательства перейдут на печать по требованию, осуществляя продажи через Интернет. И для них почти ничего не изменится! Они будут по-прежнему искать сильных авторов, которых можно раскрутить, сделать имя, брэнд, и продавать, продавать, продавать. Хотите бумажную книгу? Пожалуйста! Напечатают и пришлют. Хотите электронную книгу? Пожалуйста! Пришлют электронный текст. Хотите оформить и напечатать книгу самостоятельно? Пожалуйста! Купите себе портативный книгопечатный принтер. В целом же ситуация останется неизменной: будут крупные компании с которыми будут работать крупные авторы, и это будет все та же Большая литература, куда никто не пробьется за просто так. Читать по-прежнему будут тех, чьи имена упоминаются в топовых СМИ и на топовых информационных ресурсах, потому что чтение – это не физиологическое отправление, и мозг не обманешь, как желудок соевым мясом. Чтение, тем более современное, настолько социально обусловлено, что сломать сложившуюся систему не в силах никакой наплыв бесплатного многотерабайтного информационного шлака. Чтение - как ношение одежды: все равно бал правит мода, а мода – это высокое элитарное искусство, это отражение внутренних и внешних процессов в искусстве.

Но все это – лишь частная сторона глобальной проблемы. На самом деле кризис несоответствия информационных технологий политэкономической ситуации в мире гораздо шире конфронтации бумажных и электронных текстов. Поэтому возможен и более деструктивный, революционный сценарий будущего. Скажем, общие тенденции в современной политике наводят на мысль, что вполне вероятно радикальное изменение законодательства в масштабах всей планеты в отношении самой сети Интернет. Судите сами: Интернет не только продолжает оставаться средой глобального нарушения авторских прав, но и становится мощнейшей и неподконтрольной властям системой коммуникации и обмена политической информацией. Долго это продолжаться не может: рано или поздно Интернет будет либо полностью запрещен и уничтожен, либо его подвергнут глобальной реструктуризации, смене протоколов и форматов с целью усиления контроля за контентом и информационными потоками. Что тогда будет с противостоянием бумаги и электронных носителей, если бесплатное скачивание оцифрованных текстов станет не таким доступным и безопасным? А будет очень просто: все вернется на круги своя, и бумажные книги опять окажутся основным видом реализации литературных текстов, а электронные книги будут функционировать в основном как учебные и чисто технические, то есть прикладные: учебники, справочники, словари, энциклопедии.

Ведь, как уже не раз было сказано, это только кажется, что более удобные электронные книги и Интернет-публикации вытесняют бумажные издания. На самом деле, все дело в иллюзии, порожденной преступной доступностью. Думаю, что большинство посетителей Прозы пребывают в приятном заблуждении, будто все люди во всем мире пишут и читают на "литературных сайтах". Ничего подобного! Скажем, вряд ли члены Клуба анонимных алкоголиков считают, что все в мире – алкоголики, мечтающие излечиться. Большинство людей, даже в России, по-прежнему читают бумажные книги и не допускают мысли, что можно полностью отказаться от реального чтения в пользу виртуального. Книга остается книгой – ее главное отличие от прочих печатных текстов состоит в том, что это художественный текст, по поводу которого существует массовое читательское мнение. Потому что в коммуникативном аспекте книга это не средство общения, как пишет уважаемый ВГ, а повод. Потому что "прочесть книгу" в наши дни означает две вещи: получить удовольствие и / или составить свое мнение, чтобы обсудить или сравнить с мнением других. А массовое мнение формируется только в отношении значимых текстов, которых сетература порождает по-прежнему в мизерном количестве.

БК.