Родной завод. Техника безопасности

Замятин Сергей
            
  Игорь Юрьевич, занимал хорошую должность на заводе, - инженер по технике безопасности.

Как правило, на эту должность назначались бывшие военные, желательно офицеры высокого ранга. Специального диплома, чтобы работать таким инженером не требовалось.

 Требовалось знание основных процессов производства, жизненный опыт, наличие партийного билета и соблюдение нормативов и актов по заполнению соответствующей документации. Нельзя сказать, что такой человек, совсем был не нужен. Помимо регулярных совещаний у директора, инженер совершал вылазки из своего кабинета по цехам, в зависимости от своего самочувствия.

Чтобы задобрить инженера, и не дать ему увидеть многочисленные нарушения, - а их можно при желании найти массу: просрочен огнетушитель, не покрашен багор, плохо видна инструкция на стене, не подписаны акты, - начальники цехов открывали сейф, и доставали коньяк. После задушевной беседы, начальник цеха прохаживался под руку с инженером, показывая удовлетворительное состояние цеха по части техники безопасности.

Эта должность, необходима ещё и для того, чтобы постоянно держать в тонусе все службы, и не давать им расслабляться.

 Иначе, с нашим народом нельзя…  Стоит немного отпустить вожжи, и… пошло- поехало.

  Так, что инженер по технике безопасности, - очень нужен! Вот придёт он в цех, и скажет: «А покажите - ка, мне журнал по инструктажу (и обязательно, сделает ударение на последнюю букву) за последний квартал?!» 
 И всё…  Приехали! Хорошо, если журнал найдётся через два дня! А если, он будет водить пальцем по страницам и сверять фамилии и даты… Тогда вообще, как говорится «без вариантов».

 Своего рода, - «серый кардинал», или «джокер». Вылезет из колоды, и поставит вас в неловкое положение.

  После весёлых весенних дождей, когда хочется выйти из душного цеха на воздух, - небольшая бригада вылезла на крышу цеха пообедать и подышать кислородом. Делать это не запрещалось, но и не приветствовалось. Считалось, что если ты вылез на крышу,- то обязательно будешь там пьянствовать, а не запивать бутерброды «спец. молоком».


Скрипнула металлическая дверь, и на плоской бетонной крыше, покрытой рубероидом, появились начальник цеха и инженер по технике безопасности.
Рабочие, на всякий случай, спрятались за невысокую перегородку, - зачем, лишний раз встречаться с начальством?!


- Ну, давай посмотрим, что тут у тебя делается? – сказал инженер, поковыривая спичкой в зубах, собираясь осмотреть крышу перед майскими праздниками.

- Да, всё у меня в порядке, - спокойно и уверенно ответил начальник, оглядывая чистую и сверкающую после дождя крышу.

- А там, ветоши нет? – спросил инженер, показывая на второй уровень, куда вела вертикальная шестиметровая лестница.

- И там, всё чисто!

- Давай, проверим, - выплёвывая спичку, сказал инженер, подходя к лестнице.

- Давай! - ответил начальник, опережая инженера, берясь за поручни, стремясь первым влезть на крышу (а вдруг, там надо, что-то убрать, быстро, пока он ещё не увидел).


Грузный начальник цеха, стал медленно влезать, поднимая сначала колено одной ноги и потом, подтягивая вторую, отчего он был похож на безногого инвалида, волочившего за собой деревянный протез.
 
- Э-э! – протянул инженер. – Так не годиться! Не умеешь! Слезай!

Он, слегка, оттолкнул начальника, и решительно взялся за поручни.

 Как никак, а капитан второго ранга, уж столько раз он поднимался по трапам, и должен показать пример ловкости и мастерства. Он, ловко начал взбираться, подбадривая себя возгласами: «Оп! Оп!» и задорно виляя задом. На предпоследней перекладине, нога инженера соскользнула с мокрого металла, тело его, будто кто-то дёрнул вниз, и раскинув руки по сторонам, словно пытаясь нащупать опору в воздухе, он во весь рост рухнул на бетонное перекрытие.

Внизу, в цехе, на рабочих посыпалась побелка. Все подняли вверх головы, услышав глухой и сильный удар.

- «Скорую», вызывайте «Скорую»! - кричал начальник, пытаясь удержать дёргающиеся ноги инженера.


Кто, стал новым инженером по технике безопасности, я не знаю. Игоря Юрьевича, я иногда встречал когда он прогуливался по улице.

Он шёл, опираясь на трость, волоча левую ногу. Когда с ним здоровались, он останавливался, пристально всматривался в человека, пытаясь его вспомнить, слегка приветствовал кивком головы, и молча двигался дальше.

 Инвалидность ему оформили.

 Несчастный случай на производстве.