Сократовский фильтр

Валентина Майдурова 2
          Размышляя по дороге домой о только что прослушанной лекции своего учителя Сократа на тему терпения и доверия, Ксенофонт услышал за придорожными кустами какую-то возню, томное хихиканье и звуки поцелуев, свидетельствующие о занятиях невидимых за кустами лиц делами явно любовного характера.
          – Кто бы это мог быть? – подумал Ксенофонт, осторожно раздвигая кусты.
          Увиденное повергло его в великое изумление.
           – Вот я и проверю на деле  философические размышления  учителя о терпении и доверии. – Коварная улыбка появилась на лице ученика.
           Развернувшись, Ксенофонт  быстрыми шагами  направился в сад, где Сократ пребывал в приятной беседе  с  оставшимися учениками.  Прервав беседу,  запыхавшийся  Ксенофонт обратился к Сократу:
           – Учитель! Я принес тебе та-акую новость!
           – Погоди! – остановил его Сократ. – В сегодняшней лекции мы говорили  о терпении и доверии. Позволь мне  закрепить изученный нами на лекции материал  экзаменом, который называется «Испытание тройным фильтром».
          –  О Сократ! ... Мне не терпится рассказать тебе о ...   Твой экзамен лишь отдалит минуту познания цены доверия и терпения.
          – Тогда не отвлекай меня.  Прежде чем сообщить  свою новость, пропусти ее через фильтр ПРАВДИВОСТИ: ты абсолютно уверен, что твоя новость является  абсолютной правдой, а не домыслом к услышанному или увиденному?
           – Нет, Сократ!  Я только услышал и увидел мельком ... мне показалось ... И я решил сообщить тебе ...
          – Значит, ты не можешь утверждать, что новость твоя - абсолютная правда?! Тогда пропусти свою новость через фильтр ДОБРОДЕТЕЛИ: твоя новость - это что-то хорошее?
          – Нет! – вскричал Ксенофонт. –  Как раз наоборот!
          – Итак, – остановил ученика Сократ, –  Ты хочешь сообщить мне плохую новость,  и ты не уверен, что твоя новость - абсолютная правда? Ты все еще хочешь сообщить мне свою новость?
          – Конечно! Ведь это же касается ...
          – Погоди, – второй раз остановил  Ксенофонта Сократ. - Пропусти свою мысль через фильтр ПОЛЕЗНОСТИ.  Принесет ли твоя новость мне  пользу?
          – Скорее всего, нет, – ответил, вздохнув, Ксенофонт.
          – Таким образом, –  подвел итог Сократ,  – если ты принес мне что-то  неправдивое, отрицательное и бесполезное, то зачем мне  вообще знать эту новость?
          – Да, учитель, ты, как всегда, абсолютно прав. Я поторопился принести тебе новость, не удостоверившись в ее правдивости,  добродетельности и полезности.
           Так и не узнал Сократ, о ком и что хотел ему рассказать  его любимый ученик Ксенофонт.
           Ученики Сократа говорили, что, только пройдя через три «ДА», мог ученик либо любой гражданин  поведать учителю новости, почерпнутые на улицах города.

           То было во времена Сократа.  Нет, не сейчас!