1991 год. Весна в Швейцарии - 4

Татьяна Кузнецова 4
                ПО ДОРОГЕ АРЛЕСХЕЙМ - ДОРНАХ И ОБРАТНО…

       Тем временем г-н Мойтер, видя моё состояние, сбегал в аптеку напротив и принёс мне капли от сердца, накапал, дал – и мне стало получше, Я потихоньку побрела к "розовому дому" Аллы, где вечером должны собраться русские на чтение Доктора. Отвлеклась, страх прошел, и мне стало лучше.

      Потом медленно пошла домой по тихим, пустынным улицам в Арлесхейм и представляла, что именно по этой дороге когда-то проходили Штейнер и Мария Сиверс, Андрей Белый с Асей Тургеневой, Макс Волошин и многочисленные ученики Доктора, которые шли к нему за истиной, говорить с ним и спрашивать о чем-то самом важном…

      Накрапывал мелкий теплый дождик, дышать было очень трудно, и где-то на середине пути я не выдержала и проголосовала попутной машине. В ней сидела компания веселой молодежи, я им всё объяснила и попросила подвезти. Они радушно пригласили меня в машину и довезли до самого дома. Удивительно, но здесь совсем нет страха, когда бредешь ночью одна. Вся жизнь здесь воспринимается, как рай на земле, а в раю ведь бандитов не бывает…
               
       ЧЕТBEPГ – 7 МАРТА. Этот день, вместо поездки в Люцерн, совсем выпал из моих десяти дней пребывания в Швейцарии. От слабости никуда не смогла идти, и сил хватило только на то, чтобы приготовить обед г-ну Мойтеру и себе: жареную картошку с курицей и салат.

       Весь день лежала, принимала лекарства и читала любопытную книгу на немецком языке одного швейцарского журналиста о его путешествии по СССР: из Москвы по транссибирской магистрали до Владивостока и обратно. Называется "По стране материализма-ленинизма". Всё узнаваемо, правдиво и стыдно (особенно здесь) за такое государство.

       Ведь Ленин, я где-то читала (думаю, в порядке анекдота) хотел сначала устроить социалистическую революцию именно в Швейцарии, подбивал пролетариев на это дело. Но они, когда узнали, что их любимая пивная будет национализирована и закрыта, отказались его поддерживать. Вот такая история… Но я отвлеклась, продолжу повествование.

       Каждый день, проходя длинный путь пешком через Арлесхейм и Дорнах, я имела возможность видеть воочию, как люди здесь живут повседневно, как они умеют работать. Если для починки водопровода нужно вскрыть асфальт и вырыть глубокую яму, то никакой развороченной земли и грязи вокруг не увидишь.

       Утром идешь и видишь: работает всего два человека, один роет, другой на ручной тачке отвозит куски асфальта и землю в специальную ёмкость, стоящую чуть поодаль. Работают, не отвлекаясь, пот градом струится по их лицам, зато кругом чистота и никаких препятствий пешеходам и машинам. Вечером возвращаешься – уже всё зарыто, покрыто асфальтом, и только ярко черный цвет асфальтовой заплатки говорит о том, что он свежий, недавно положен.

       И так чётко, быстро, аккуратно, культурно работают везде. Вот я и увидела страну, где так развит простой народ, и приходила, живя здесь, к убежденности в отсталости, варварстве и разгильдяйстве нашего народа.

       Может быть, все дело в необъятных размерах нашей территории?. Ведь вся Швейцария, наверное, занимает площадь только нашей московской области, и ею намного легче управлять? Но скорее всего, дело не в этом, просто у нас слишком разные менталитеты… Так я шла, размышляла и склонялась к тому, что нам еще, ох, как далеко до Европы!

       Иногда по утрам мне встречалась по пути улыбающаяся девушка на мотоцикле – она почтальон. "Грэцэ!" – приветливо восклицала она, спешившись с мотоцикла, и я ей так же отвечала (это приветствие на швейцарском диалекте я усвоила в первый же день – так меня приветствовали почти все встречные прохожие).

       Но часто, глядя на изумительный, сказочный окружающий ландшафт и на такие ухоженные, красивые сады вокруг тихих вилл, я задавала себе вопрос, смогла бы я здесь жить? И с удивлением на свой внутренний голос отвечала сама себе "пожалуй, нет". Чего-то, сама еще не осознавая, чего, мне здесь не хватало… Покосившейся избёнки? Сломанного заборчика? Пьяного прохожего или громкого крика нашей детворы? Не знаю, но чего-то самого главного.

         Здесь даже собаки – другие. Они так же хорошо воспитаны, как и люди. Собака чинно и гордо идет рядом с хозяином на поводке и даже глазом не поведет в твою сторону, а не то, что спешит рвануться к тебе, обнюхать, завилять хвостом, а если что не по ней, то откровенно зарычать…
                ----------------------------------------

           Продолжение следует.
                На фото: дорога на Арлесхейм.