Следствия параллельности...

Дмитрий Борисович Тихонов
Очередной урок геометрии не предвещал ничего плохого. Ну, задали выучить аксиому о двух параллельных, и никогда не пересекающихся, прямых…
 
Анна Николаевна, молодая учительница, первый год работающая в старших классах средней школы, стремилась, как её только совсем недавно учили в Университете, подходить к занятиям творчески.

Урок начался необычно и непривычно.

- Дети, - начала Анна Николаевна, - все открыли тетради, сегодня мы напишем самостоятельную работу на тему: следствия из аксиомы: Через любую точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную данной, и притом только одну. Параллельные прямые не пересекаются, - закончила читать из своего плана уроков молодая учительница.

- Это, как это: СЛЕДСТВИЯ? – спросил своим баском с последней парты Козлов, не вставая со своего места, самый высокий из всего класса мальчик.

- Следствия – это причинно-следственные результаты применения изначальных условий, - попыталась прояснить своё задание Анна Николаевна, - понятно, Козлов?

- Не-а, - невозмутимо пробасил мальчик, а две подружки, Нина и Марина, сидящие за одной партой, прямо перед столом учительницы, одновременно прыснули, не удержавшись от такого диалога их одноклассника с учительницей. Они были на хорошем счету и почти всегда были готовы к урокам. Им нравился их педагог – она работала первый год в этой школе и сумела завоевать симпатии не только родителей, но и многих учеников и учениц класса.

- Ну, как?! - не теряла надежды объяснить задание учительница, - Вот есть, например крылатая фраза из классической литературы: «Мы в ответе за тех, кого приручили!». Знаете такую?

- Знаем, - подала голос с первой парты Ниночка.

- И какое следствие может быть из этой фразы? – учительница многозначительно взглянула на класс.

- Любовь зла – полюбишь и козла, - громко сказала Марина, многозначительно посмотрев на соседку. Сзади послышались подхихикивания одноклассников – все знали, что Ниночка очень не равнодушна к Козлову, которого, за глаза, редко, но  называли таким не очень приличным прозвищем.

- Ну, давайте всё-таки займёмся делом, - вздохнула Анна Николаевна, - оставив попытки что-то объяснять, - пишем следствия, которые, как вам кажется, следуют из аксиомы о двух параллельных прямых.

- А вот мой дом, например, - вдруг подала голос Ирина, всегда тихая и самая незаметная девочка в классе, - стоит на пересечении двух улиц, которые все считают параллельными, - так это что – исключение?

В классе началось оживление и учительнице пришлось строгим голосом призвать всех к порядку. Она даже пожалела о своей попытке что-то объяснить.

- Итак, все открыли тетради и пишем, - снова сказала Анна Николаевна.

Нина с Мариной дружно устремили свои взгляды под парты, где, на коленках подружек, уже лежали включенные айфоны, на которых подружки, выбрав поисковые системы, сразу стали запрашивать только что полученное задание. Так они поступали часто, и технология списывания с экрана айфонов, лежащих на коленях, была ими отлично отработана. Обычно учителя не очень обращали внимание на подобные привычки своих учеников – все понимали, что никуда от прогресса не деться. Списывания были всегда и везде. Главное – чтобы не очень в наглую, и чтобы что-то оставалось в головах.

Ниночка набрала в строке браузера текст задания и начала перебирать результаты поиска. Звук аппарата, естественно, был отключен, как этого требовали все учителя. Да и ученикам не очень хотелось нарываться на скандалы, поэтому связь с внешним миром обычно в школе происходила через смс-ки.

Но тут произошло непредвиденное. Зайдя на какую-то строчку результата поиска, показавшуюся заслуживающей внимания, Нина смело нажала «открыть». И тут вдруг на весь класс раздался голос женщины с интонациями лектора: «Рассмотрим аксиому…» Нина просто не учла, что некоторые ссылки устанавливают связь с мультимедией аппарата, которая подключается даже при выключенном звуке, а иногда, как будильник, при выключенном телефоне.

В этот момент Нина судорожно нажала отбой. Айфон попыталась засунуть в карман.

Учительница, которую будто ударили током, подскочила от неожиданных звуков и тут же подошла  к ученице, нависнув, в один миг, над девочкой.

- Что это у тебя там такое?

- Это мама мне так звонит, - стала выкручиваться Нина, - я просто забыла отключить звук.

- Странный у тебя рингтон, однако…

- Да уж, - уткнулась в тетрадь Ниночка, ведь теперь ей пришлось думать самой.

Ничего интересного в голову не пришло. Ближе к концу урока появилась единственная идея, которая была воплощена в записи в тетради:

«Две параллельные прямые пересекаются, если их начертить криво…», а рядом был начертан поясняющий рисунок…  Всё может быть не параллельно, как хочется, а криво, поэтому пересечётся, в самый неподходящий момент. Всё во власти случая, однако...