Добросовестность, сделать на совесть

Лев Балашов
Добросовестность, «сделать на совесть», «не за страх, а за совесть»

Насколько можно судить по литературным источникам, позитивно-побудительная сторона совести слабо изучена специалистами. Более того, в различных характеристиках, определениях понятия и слова «совесть» преобладает ограничительно-запретительная трактовка совести и, соответственно, преувеличена ее карательно-репрессивная функция (угрызения, муки совести, нечистая совесть и т. п.).

Между тем, с совестью люди связывают и то, что направлено на добро, служит добру. Для обозначения этой стороны совести они давно придумали такие выражения как «добросовестность», «сделать на совесть», «не за страх, а за совесть».

Добросовестность как форма морального поведения имеет такой же фундаментальный характер, как и лежащие в ее основе "добро" и "совесть". Добросовестность означает, что человек что-либо делает не из-под палки, не из-за страха, а потому что его совесть направлена на добро, служит добру, что добросовестный человек внутренне ориентирован на то, чтобы делать хорошо и отлично.

Добросовестность как аргумент в пользу утверждения, что человек по своей природе добр

Косвенное подтверждение того, что человек по своей природе добр, — это понятие и стоящее за ним явление «добросовестность». Никто не станет отрицать, что добросовестность — необходимое условие всякой профессиональной-творческой деятельности и вообще всякой жизнедеятельности, связанной с выполнением обязанностей-обязательств. Всё, что создано людьми на Земле, и они сами — результат их добросовестности. Теперь зададимся вопросом: добро в составе добросовестности — это просто для красного словца или нечто существенное для понятия и явления «добросовестность»? Ответ однозначен: без внутренней направленности на добро, на благо не может быть совестности, честности, честного выполнения обязанностей и обязательств. Люди добросовестны не из за страха наказания-осуждения, а из-за внутреннего сознания-понимания того, что от их деятельности зависит жизнь и судьба других людей, общества в целом. Конечно, в сознании необходимости выполнять обязательства-обязанности могут присутствовать и скорее всего присутствуют другие моменты-мотивы: желание заработать, получить моральное-материальное вознаграждение или боязнь наказания-осуждения. Это, однако, не отменяет того, что люди учатся, работают, растят детей потому, что они более или менее добросовестны. Представим себе на минуту недобросовестного учащегося-студента, недобросовестного работника, недобросовестного родителя: мы увидим плохо выучившегося человека, халтурную работу, несчастных детей. Часто ли мы наблюдаем таких недобросовестных людей? Нет, конечно. Представьте себе, например, плохо выучившегося водителя автомобиля, машиниста поезда, капитана корабля, летчика. Жизнь была бы просто невозможна, если хотя бы люди таких профессий были плохими специалистами. Вывод: большинство людей добросовестны, а следовательно добры по своей сущности.

Можно и по-другому рассуждать. Добро — это бескорыстная помощь, бескорыстное благодеяние. Имеет ли место бескорыстие в добросовестной деятельности? Я убежден: элементы бескорыстия всегда присутствуют в такой деятельности. Подавляющее большинство людей работают, выполняют свои обязанности-обязательства не за страх, а за совесть. Они вкладывают в дело частичку своей души, своего сердца и это вкладывание ничем нельзя измерить и, соответственно, нельзя компенсировать никаким вознаграждением, ни материальным, ни моральным. Особенно это относится к творческим людям. Разве можно измерить то добро, которое делают ученые, изобретатели, инженеры, менеджеры, художники? Создатель современной автомобильной промышленности Генри Форд стал миллиардером благодаря своей деятельности изобретателя и менеджера. Но разве можно измерить долларами сделанное им? Нет, конечно. Он принес человечеству неисчислимые блага.