Крушение

Александр Оленцов
       Эта  история произошла  7 ноября 1977г. Годовщина - 60 летия Советской власти  и Великой Октябрьской Социалистической революции. Все, кто имел хоть какое - то отношение к правопорядку,практически не спали всю предшествующую этому юбилею неделю.На столбах,в подъездах многоэтажек и даже на щите: -  "РАЗЫСКИВАЮТСЯ  ОСОБО ОПАСНЫЕ ПРЕСТУПНИКИ", -перед  крыльцом РОВД в течение  десяти дней разбрасывались и расклеивались листовки с угрозами-типа: -Ждите к шестидесятилетию Советской власти  - шестьдесят  трупов!"

     Шесть  часов утра.В дежурке РОВД в разных позах кемарят пять милиционеров. Старший наряда,открыв  глаза, демонстративно перекрестившись,произнес:
   - Ну, Слава Богу. Пронесло. Через  три часа  смена. Как раз  праздник успеем  отметить. -
    Его  заместитель  - лейтенант, хохол,  из Западной  Украины  недовольно  произнес :
 
  - Не кажи гоп, пока ны  перескочив - капитан. Три часа это  дюже  богато. –  В  ту  же  секунду  тревожно зазвенел  телефон  на  пульте.  Капитан - Николай  Васильевич с опаской поднял  трубку. Выслушал  донесение. Лицо его  с отросшей за  сутки  щетиной побелело. Глаза, уставившиеся в  царапину  на  потолке стали как  юбилейные рубли, только выпучились.

 .... Твою мать! – Отметили! На  Очеретоватом  разъезде,  два железнодорожных  состава в всмятку. Один воинский, с  автомобилями. Отправлялся  в свою дивизию  после уборки свеклы. -  Недаром  две недели подметные письма везде разбрасывали. Диверсия. Что  будет?! –

  За четыре часа  до крушения.

 Грузовая станция Батайск.
  Машинисту  электровоза,  оформлявшему  документы на перегон состава до станции Кавказская предоставили нового  помощника. Молодой пацан в  железнодорожной форме гордо стоял перед пожилым машинистом.   

 – Ну, давай знакомиться. Я дядя Юра.  А ты кто?-  Юноша  не принял  дружественного  тона. Ответил  официально:

  -  Курсант Кропоткинского  железнодорожного училища.  Помощник  машиниста Андрей Павленко. Нахожусь на производственной практике. - 

  - Ну  находись,  находись,  усмехнувшись  в буденовские усы,  произнес  дядя Юра и забрав  документы направился  к  локомотиву.  Курсант  пошагал  за  ним. Состав  «порожняк»  в семьдесят  вагонов,  дождавшись  зеленого  сигнала,  медленно  выполз со  станции. Через четыре часа кратковременной езды  и нудного стояния  на каждом  полустанке прибыли на станцию Очеретоватая. На  запасных  путях   уже стояли три состава.  Воинский, пассажирский и  грузовой груженный. Наши герои прибыли четвертыми.

      Дядя  Юра  - старый волк, оценив  ситуацию,  растянулся  на своем кресле.  Приказав:  -  Значит  так молодой! Стоять нам  тут до  китайской  пасхи.  Я посплю. А ты, когда  нам  дадут  зеленый,  разбуди меня и поедем  дальше. – С этими словами он закрыл глаза и задремал. Немного перегодя задремал и Андрей. Сколько прошло времени не  помнит.Открыв глаза,с ужасом увидел вдали зеленый свет светофора. Рядом стоял без движения пассажирский состав. 


   - Проспал,пронеслось в его голове. А дядя Юра говорил, что нас выпустят последними, подумал курсант и не став будить машиниста, потянул ручку управления. Порожняк быстро набирал скорость. С другой стороны пассажирского поезда,попутно,медленно набирал скорость тяжело груженный воинский эшелон, которому в действительности горел зелёный.Проскочив мимо пассажирского порожняк быстро приближался к стрелке соединения путей. Чуть сзади его догонял воинский эшелон.Машинист воинского,дернув стоп кран,завыл тормозами. Проснувшийся, от визга тормозов,машинист ошалело глянул вперёд и на курсанта. Резко дернул ручку стоп крана.

    Было поздно. С грохотом составы уперлись боками друг в друга, пытаясь вытолкнуть  соперника с сужающейся колеи. Через несколько секунд оба состава, как домино сложенное в две стопки,начали с грохотом валиться в разные стороны на рельсы.Каким - то чудом  пассажирский состав остался не поврежденным. Экипаж его начал быстро сдавать назад  выбираясь из западни и вовремя. Несколько выпавших грузовых автомобилей вспыхнули. Они были оперативно потушены солдатами и офицерами выскочившими из перевернутых теплушек. Встречный состав, ревя тормозами, тоже чудом успел остановиться всего в нескольких  метрах от катастрофы.Его спасла маленькая скорость.

Минут через сорок пять,на место крушения прибыла оперативная группа КГБ из краевого  центра, до которого не близко. Местные: - Милиция,прокуратура и КГБ,несмотря на  значительно меньшее расстояние прибыли буквально за пару минут, перед своими старшими  братьями. Работа закипела. Специалисты заполняли документы и фотографировали разбросанные вагоны,локомотивы и развороченные пути и стрелки.

 Шофер  прокуратуры,по совместительству и фото эксперт. Прокуратура в те времена  была не богата,поэтому лампы вспышки к фотоаппарату не имелось. В половину  седьмого  было  ещё  достаточно темно. Эксперты КГБ, блицая вспышками ухохатывались,наблюдая как прокурорский фотограф перед каждым кадром ложился на землю или упирался в неподвижный предмет и считал долгие секунды,прежде чем отпустить затвор фотоаппарата. Со всех  сторон  неслись ценные советы и указания: -Деревня! Соломку подстели. Может спичкой подсветить?! Давай я своей вспышкой щелкну,а ты в это время лови своим фотоаппаратом.- В общем упражнялись  в умственных способностях и издевались над бедным шофером, кто как мог. 

  В  те времена секретность была жесточайшая. Прибыв в прокуратуру,водитель закрылся в лаборатории и приступил к печатанию фотографий в единственно экземпляре.Через некоторое время в кабинете прокурора раздался телефонный звонок.Звонили из КГБ края. Поинтересовались качеством фотографий. Прокурор доложил, что все фото получились.  Только контрастность слабоватая,так как во время съемок было ещё темно.

 Старшие братья попросили изготовить ещё один экземпляр фото, для них. Оказывается вспышка не доставала до требуемого объекта и потому у КГБ все фото оказались  бракованными. Прокурор был горд тем,что наконец «Деревня» смогла утереть нос городу. Да ещё и какому!

   Машиниста дядю Юру вместе с помощником посадили. Сидели они в разных  колониях так как Андрей на момент совершения преступления был не совершеннолетним и попал в детскую колонию. Может это и хорошо. Дядя Юра когда рассказывал за что  сидит, всегда  оканчивал  рассказ  словами: - Убил бы Гада!