Егорка

Марина Борина-Малхасян
     Все называли его Егором. И только для мамы и лучшего друга Миши он всегда был и будет Егоркой. Родился мальчик маленьким и слабым.  Но долгожданным и любимым. Медсестра сказала молодой  маме: «Подумайте, справитесь ли. Ребенок вряд ли будет нормальным. У него одна нога короче другой, потом могу проявиться и другие отклонения. Советую оставить его в больнице». Женщина сквозь слёзы посмотрела на неё и ответила: «Да как же вы так можете говорить? Это мой сын, Егорка. И я его очень люблю. Справимся».      Таня, так звали маму мальчика, даже прикрыла малыша рукой, чтобы он не слышал неумных слов. А он посмотрел на неё ясным всепонимающим взглядом, как большой. Медсестра задумчиво покачала головой: «Ну-ну… Справитесь вы… Видели мы, как потом мучаются».   
        Через несколько дней Таня с Егоркой пошли домой. Сами…Никто их не встречал. Танины родители жили  в другом городе, а папа малыша был геологом, искал полезные ископаемые где-то в далекой тайге, и домой приезжал очень редко.  Нелегко пришлось молодой маме. Пришлось перейти на заочное обучение в институте и найти себе работу, чтобы как-то прокормить себя и сыночка. Целыми днями она занималась с малышом, кормила, умывала, водила гулять, делала массаж, чтобы он хоть чуть-чуть окреп. А в те минуты, когда ребенок спал, садилась за учебники или печатала курсовые работы и дипломы для студентов.  Егорка, казалось, понимал, что маме очень непросто, старался вести себя хорошо. Почти не плакал, давал ей и делами заниматься.
        Таня иногда садилась на диван, ставила рядом Егоркину коляску и читала ему добрые волшебные сказки. Она верила, что он все понимает, хоть и совсем крохотный.  И он, на самом деле, с интересом слушал и детские книжки, и даже мамины лекции по математике, русскому, педагогике. Таня должна была стать учителем начальных классов после окончания института. От папы приходили редкие письма, в которых он говорил о том, что очень любит сына и жену, но приехать пока никак не получается. Эти послания малыш тоже слушал внимательно и, Таня верила, что всё-всё запоминал.
     А у соседки был сынок Миша, почти ровесник Егоркин, на полгода постарше. Его мама Катя покупала своему малышу  любые нарядные рубашечки, штанишки, курточки, игрушки. Всё, что ей самой нравилось. Были такие возможности, потому что Мишин папа – большой  начальник на какой-то очень ответственной работе, и его зарплаты хватало на любые развлечения. Катя с удовольствием пользовалась этой свободой, но, при этом, была нежадной. И часто отдавала Тане Мишуткины вещи, один-два раза одёванные.  Та была очень благодарна ей за это и иногда брала к себе Мишутку, чтобы Катя могла сходить к подружкам и в магазины.
     Так и росли мальчики вместе. Скоро Мишенька  научился ходить и бегать. А следом за ним и Егорка. Хоть и ковылял он на своих неровных ножках неуклюже, но прочно стоял на земле.
     Тане сказали врачи, что чуть позже, когда Егорка подрастет, можно будет сделать ему операцию и выправить короткую ножку. А для этого нужно много денег. Поэтому решила она пойти работать в ясли, чтобы и заработать что-то, и за малышом своим присмотреть. Места воспитателей были заняты, но Таня согласилась и нянечкой работать, лишь бы Егорке было хорошо.  Когда Катя услышала от подруги эту новость, то решила в ту же группу отдать и Мишутку. Пусть ребенок развивается, да и у неё времени свободного побольше будет. А Таня приглядит и за её сыночком тоже.
       Мишутка был добрым мальчиком, но очень любил безобразничать. И совершенно не желал учиться. Ему, как и Кате нравилось делать только то, что хочется. А Егорка всегда и во всем помогал маме, быстро научился читать, все ребята в группе хотели с ним дружить, и никто даже не обращал внимания на то, что мальчик сильно хромал. А Таня сначала очень переживала, что малыша будут дразнить за этот недостаток. Но её сынок столько всего знал интересного и столько всего умел, что всё остальное было уже не важным для его товарищей. А Миша очень гордился тем, что он лучший друг Егора.
       Так и в школу пошли мальчики вместе. И за одной партой сидели с первого по пятый класс. А в шестом классе Мишу пересадили на заднюю парту, потому что он был высоким. Но дружили они по-прежнему. Егор помогал Мише с учебой. У того никак не хватало терпения на уроки. И вот однажды к ним в класс пришел тренер из городской секции легкой атлетики. Приглашал ребят на занятия. Ему нужны были сильные, выносливые мальчики для команды. Миша как раз таким и оказался. Егорка даже проситься в группу не стал, сам понимал, что бегать хорошо не сможет. Но ходил вместе с Мишей на каждую тренировку. Смотрел, как друг занимается. А потом и сам потихоньку стал бегать  и прыгать в сторонке, так же, как ребята.  Тренер обратил внимание на трудолюбие мальчика и скоро пригласил его заниматься вместе со всеми. Егорка был почти счастлив. А иногда они с Мишей разговаривали о том, что когда-нибудь Егору сделают операцию, и он сможет стать чемпионом.
        А жизнь шла своим чередом. К девятому классу Миша стал высоким красивым парнем, Егорка едва доставал ему до плеча, по-прежнему хромал, но  был, умным, серьезным, пользовался непререкаемым  авторитетом в классе. Не было такой вещи, которую бы он не знал или не умел. Но никогда не зазнавался. Помогал ребятам. Списывать, правда, не давал, но всегда предлагал объяснить что-то или рассказать. А Миша добился больших успехов в спорте. Побеждал почти во всех соревнованиях.  Не было ему равных в беге на короткие дистанции и в тройном прыжке. Он очень нравился всем девочкам, но времени на них у него не оставалось. Только на тренировки и хватало его. А тут еще и межрайонные соревнования были на носу.
         В этот день тренер собрал ребят после занятия и напомнил о том, что через три дня важная поездка в другой город.  От этих соревнований зависит очень многое. Поэтому все должны подготовиться не только физически, но и морально. Настроиться – только на победу! Особые надежды он возлагал на Мишу.  В таком приподнятом настроении и шли Егор с другом домой.
         И вдруг…  Навстречу им – пятеро парней, практически взрослых…С бутылками в руках.  С явным желанием подраться или просто кого-нибудь обидеть.   В узком переулке и бежать то от них было некуда, да и не солидно… Миша с Егором еще надеялись, что удастся пройти мимо спокойно, но один из этой пятерки вышел вперед  и с наглой ухмылкой сказал: «Ну что, птенчики, попались. Выворачивайте карманы!» Егор сразу понял, что даже если их послушаться, все равно этим дело не закончится. Он краем глаза заметил, как напряглись остальные четверо, как кто-то из них достал складной нож, а кто-то держит в руке что-то небольшое, но тяжелое.   
            Силы были неравными. И у Миши соревнования скоро… Что же делать? Егор шепнул другу: «Не лезь. Я сам». Он, собрав волю в кулак, постарался добродушно улыбнуться и спокойным голосом произнес: «Ребята, денег у нас нет. Дайте пройти».
- Это еще что за чудище разговаривать решило? – скривился хулиган и вцепился Егору в плечо.
- Мишка, беги, ты не можешь команду подвести, - крикнул мальчик и постарался вырваться.
           Это движение разозлило нападавшего и он со всей силы стукнул Егора в ухо. У того потемнело в глазах, но он смог собраться и ответил  резким ударом в грудь. Тут же остальная четверка   рванулась к Егору. К счастью, нож у парня упал, но парни впятером обрушились на смельчака.
        Мишкина душа рвалась на части. И тренера подвести не хотел, и друга в беде оставить не мог.
И в тот момент, когда один из хулиганов, разбив край бутылки о стену, наставил получившееся страшное оружие в сторону Егора, пошел на него, Мишка не выдержал и рванулся в драку.
Ему повезло. Мимо проезжала патрульная машина и, заметив странное движение и крики в переулке, подъехала ближе.
    Нападавшие исчезли, как будто их и не было. Мише не досталось ни одного удара. А Егор лежал на земле и не мог встать. Он даже не старался понять, целы кости или нет. Все тело невыносимо болело. Друг подбежал к нему, поднял, попытался платком вытереть кровь с разбитой губы.
        Через три дня они  поехали на соревнования. В автобусе сидели вместе. И Мишка бережно закрывал собой Егора, чтобы никто не задел перевязанную руку друга. Тренер уже знал о случившемся. Он подошел к Егору и сказал: «Молодец! Уважаю.  Из тебя получился бы настоящий спортсмен!» А Егор только грустно улыбнулся. Какой уж спортсмен с такой ногой…
       Стадион был украшен флагами, играла музыка, команды разных городов выходили из автобусов, ранее приехавшие спортсмены уже разминались. Болельщики на трибунах оживленно переговаривались и высматривали на дорожках и поле своих знакомых. Егор, заметив, что Мишка волнуется, взял его за руку и сказал: «Ты лучший. И обязательно победишь!»
       Предварительные забеги Миша выиграл. Предстоял финал бега на сто метров. И силы уже были не те, и по второй дорожке должен был бежать Чемпион прошлого года, Саша  Ветров. Миша снова начинал нервничать. Но вот раздался свисток судьи – на старт.  Внимание, марш! От старта многое зависит на такой короткой дистанции. Мишка летел стрелой, а чуть впереди маячило плечо Саши Ветрова.  Догнать бы, но сложно! И тут, как наяву, у Миши перед глазами возникла картина того вечера… Егор, драка… И снова Егор. Лежит… Его надо спасти, срочно! Мишка сам не заметил, как коснулся грудью финишной ленточки. Крики, шум, смех, поздравления! И счастливые Егоркины глаза: «Ты смог!»
     Потом было награждение. Торжественные речи, флаг,  парящий на ветру, музыка. И вот произносят фамилию Миши… Он, поднявшись на первую ступень пьедестала почета, неожиданно просит микрофон. И на весь стадион звучат такие слова:
«Эту радость я бы хотел разделить со своим другом, Егором. Без него не было бы этой победы. Он спас  меня!»
Трибуны затихли, а потом загудели, как растревоженный улей. Организатор праздника на секунду задумался, после чего  произнес: « Ну что ж, в виде исключения, пусть так и будет!»  Егор шел по полю, и гром аплодисментов сопровождал его. Потом они стояли вместе на высшей, победной ступеньке. Чемпион и его Друг. Мише вручили  медаль и кубок, который они вместе с  Егором гордо подняли вверх. Такого в истории  стадиона еще не было. Глаза друзей сияли от радости.
    Чуть позже, после официального награждения, тренер собрал команду и сказал:
« У меня есть для победителя еще один подарок. Наш завод обещал выделить солидную денежную премию команде, если мы выиграем кубок. Я считаю, что эта премия по праву принадлежит Михаилу. Он смог победить Чемпиона. Наш новый Чемпион достоин этой награды. А ты, Миша, подумай, на что потратишь деньги.  Их хватит и на отдых, и на путешествие, и на несколько месяцев учёбы в каком-нибудь иностранном спортивном клубе, и на новую форму. Тебе решать, на что пойдет этот приз».
  Миша почти не думал… Он знал, для чего нужны деньги. Как только ему выдали  премию, он сразу побежал к Егору.
- Вот, держи, Друг! Теперь тебе хватит на операцию. Ты будешь Чемпионом! Но ты уже сейчас самый лучший!
  В глазах Егора показались слёзы. Слёзы счастья…