Маленькие хитрости

Леонид Пауди
Под аккомпанемент новостей из России мы с Санькой опрокинули по очередному стаканчику. Передавали что-то из-под Вятки. Я бывал в этих местах еще в эпоху Союза, хорошо знаю, как там жилось дымковскому люду, поэтому заострил внимание на передаче. Санька отреагировал на сообщение по-своему. После потока определенной лексики, по поводу перемен после послевоенных сороковых и начала пятидесятых, рассказал о маленьких хитростях, к которым прибегали его сверстники.
               
   ...Мы закончили играть в травяной хоккей...
   Правда, должен заметить, мы не знали тогда, во что играли. Такое название пришло к нам гораздо позже. А в то время это было «поиграть в гилу». Игра была очень простая. Вырезались клюшки из ветки какого-нибудь дерева. Желательно потверже. От тыквы отрезался крупный хвостик. Он-то и назывался — гила. Ребятня разбивалась на две команды. Затем на поляне вбивалось по два кола с каждой стороны — ворота. И начиналась игра по уговору: на время или до определенного счета. Основное правило — забивать только клюшкой. А как? А как удача на душу положит. Толкаться можно, но не драться. Особенно клюшкой. За это могли поколотить даже свои.
   Итак, мы закончили играть в травяной хоккей и побежали домой полдничать, сговорившись через час собраться у реки. Чтобы Федьке не бежать на другой конец деревни, я позвал его к себе. Дома никого не было. Поискав чего бы перехватить, нашел только черный хлеб,  лук и чеснок.
 Отрезал по куску хлеба, Хлебную корку натер чесноком, и она стала пахнуть как колбаса. Потом хлеб смочил  подсолнечным маслом, посолил, очистил и разрезал луковицу. Мы быстро умяли свои порции. Даже не заморили червячка, но брать еще хлеба не рискнули. Напились колодезной воды. После чего почувствовали, что желудок вроде бы даже опустел. Я поискал еще, чем бы поживиться. Нашел только подсолнечный жмых. Отломал по куску. Десерт получился отменный. Жевали жмых, сожалея, что это не макуха. Из мака жмых гораздо вкуснее, но и этот сойдет. Жаль только, что нет сахара посыпать его. Была бы настоящая халва, которую пробовали на дне рождения у Генки. Пополдничав пошли к реке. По дороге Федька заострил перочинным ножиком две спички. На мой вопрос: для чего это? - Федька ответил: -Прийдем к пацанам, будем ковыряться в зубах. Пусть думают, что мы мясо ели.