Причина и составная часть всех наших бед

Вячеслав Абрамов
Попытаюсь обосновать, что эго каждого отдельного человека, соединяясь в эго сообществ людей, является причиной всех бывших и будущих бедствий этих людей. Бедой всего человечества.

Наиболее распространено мнение, что человеческое эго есть ощущение человеком своего Я. Если попытаться найти в вездесущем Интернете что-нибудь фундаментальное о природе и сущности этого самого эго, то «выскочит» совсем немного разноплановой информации и противоречивых мнений. В огромном массиве разнообразной информации можно найти всё, что угодно, но нигде нет фундаментальных исследований и обоснованных выводов о сути эго, неотъемлемой «принадлежности» всех людей. Почему? Думаю потому, что копание в этом вопросе быстро и эффективно отсекает само эго. И люди не представляют себе, что такое есть эго.

Наиболее обоснованный ответ на вопрос о сути человеческого эго можно почерпнуть у Валерия Симоняна: «Эго – это отождествление самого себя со своим умом». Более развернутая формулировка по Симоняну такова: «Эго – это отождествление самого себя со своим умом и со своими чувствами и эмоциями, с их содержимым - их образом представления и чувствования себя в мироздании, себя в прошлом, настоящем, а также с его образом будущего, на которое направлена деятельность ума».

То есть эго – это то, что каждый из нас о себе и о мире представляет своим умом и то, как воспринимает себя и мир своими органами чувств. Или «эго человека, его самоощущение, является фантазиями его ума на тему «кто я есть в действительности в этом мире». 

За несколько тысяч лет смутно, но хоть как-то обозримой истории, человечество что, духовно прогрессирует? Нет, совсем наоборот. Даже если не вдаваться в глубокий анализ, а взять только один показатель – количество святых людей, одновременно живущих на планете, то становится совершенно очевидным, что идет не прогресс, а регресс. Если в ранних веках в разных религиях были сонмы святых, то с веками их становилось всё меньше и меньше. Пока не дошли до перечисления по пальцам за век предыдущий.

Всё-таки, почему никто не представляет себе, что такое эго человеческое, и тем самым не знает, что нужно делать и сделать, чтобы преодолеть это эго и обрести единство с Богом, - стать человеком просветленным (святым)? Да потому что  изнутри себя, отождествлённого с эго, невозможно постичь проблему своим умом. Ибо ум человеческий для этого не предназначен.

Всё хорошее, что есть в нашей жизни – это проявление света и любви Творца, который есть их причина и источник. Чем ближе к Богу, тем больше света и любви, наполнения жизни смыслом.

Эго противостоит свету и любви, значит, оно есть тьма, равнодушие и злоба. Эго есть источник всей боли, страданий, несправедливости в этом мире.

Близость к эго – это поклонение бренному телу и страстям, а в итоге – тлен и смерть.

Эго приучает тебя высмеивать саму возможность иного мира и возможность любви, дающей неисчерпаемую силу. Эго низводит любовь до уровня удовлетворения эмоциональных и физиологических потребностей.

В нашей жизни нет явного присутствия Творца только потому, что суть Бога состоит в том, чтобы делиться. А наша суть в том, чтобы получать. Даже материальные предметы разделяет не только пространство, но и степень их подобия. Согласно закону подобия, подобное притягивает подобное. Как только сути объектов совпадают, они объединяются.

Соединившись с эго, мы не подобны Богу, наша суть не подобна его сути, а противоположна.

Эго – это беспрестанная тяга получать бесконечное удовлетворение своих потребностей и желаний, выделяться из числа других. Это равнодушие к ближнему и агрессия к тем, в ком видится опасность для собственного благополучия.

Эго нас использует, а затем убивает. Убивает тем, что делает нас рабами своих потребностей, страстей и желаний. Убивает сначала душу, задушив в ней голос духа – совесть. Затем извращает сознание и убивает тело, делая его жертвой удовольствий и излишеств.

Мы фактически молимся на эго, когда грешим, осуждаем, тщеславимся, сердимся и обижаемся. Когда человек во власти эго, забота о ближнем кажется противоестественной, она нарушает фундаментальный принцип эго: «мне самому ещё пригодится». Это глубокая тёмная яма, которую ничем и никогда не заполнить. Это не проходящий зуд, который нельзя успокоить. Это полная зависимость от «я хочу», это несвобода.

Эго – желание получать только для себя, заставляет нас вести нескончаемую войну с другими людьми и со всем явленным миром.

Все наши жизненные силы направлены на то, чтобы получать. С получением силы не пополняются, их поглощает приобретение для себя. Тому, что без отдачи, нет отдачи.

Бог говорит о том, что жизненные силы могут возрасти многократно, если мы направим их на то, чтобы давать. Могут возрасти до подобия с Его силой. Это наглядно показал Иисус Христос.

Человек использует около 4% возможностей мозга. Только это говорит о том, что человек – не творение эволюции, что он создан для других целей. Не только для того, чтобы жрать, спать, размножаться и выхватывать себе куски побольше, отталкивая или затаптывая тех, кто слабее.

Жизнь наполняется смыслом и радостью тогда, когда в нас начинает проявляться природа Бога – любовь, желание делиться и заботиться о других.

Только отдавая, ты можешь дать самому себе то, что тебе действительно нужно для полноценной жизни.

Начать надо с объективной оценки действительности. Для этого надо осознать то, что эго – это не есть ты сам. Объективная оценка поможет усомниться в том, что нам все должны, а мы – ничего и никому.

Тебе кажется, что это ты субъект своих действий и управленец своей жизни, но это не так. На самом деле тобой управляет твоё эго. Даже когда ты действуешь бескорыстно, - на самом деле стремишься быть хорошего мнения о себе. Даже когда ты делаешь добрые поступки, ты только стремишься выглядеть, а не быть.

Но даже когда ты делаешь пожертвование для того, чтобы выглядеть хорошим, тебе становится хорошо. Когда сделаешь пожертвование только из потребности отдавать, станешь подобным Богу и обретешь Его силу. Правда для того, чтобы появилась потребность отдавать, придётся умертвить своё эго. Тому, кто отождествляет себя со своим эго, это не под силу.

Ты расплываешься в удовольствии, когда получаешь комплименты и ощетиниваешься и лаешь, когда тебе не оказывают должного уважения. А если ещё отберут что-то, что тебе принадлежит, да даже – могло принадлежать, ты готов на всё, к чему готов. А чужая боль вызывает у тебя дискомфорт, а если эта боль ещё и мешает удовлетворяться – раздражение.

Когда ты сам подвергаешь себя унижению и благодаришь обидчика, когда делишься в нужде, когда чувствуешь чужую боль как свою – ты следуешь самому Христу. И Ему уподобляешься. Но уверенно можно сказать, что и это тебе не под силу. Потому что, чтобы получить силу, надо прежде отдать.

Это суть учения Христа, которую внесли в свою жизнь некоторые сподвижники и с этим вошедшие в святость, которая есть прямые отношения с Богом.

Следование Христу – это путь единения с Богом, того самого познания Бога, о котором говорит христианство. Но людям неприемлем этот путь, потому что у них полное единение со своим эго. Оно поглощает все людские дела и мысли, лишает уверенности, спокойствия, свободы. Оно шепчет тебе на ухо: «Жизнь одна, бери от неё всё!». А когда в тебе просыпается совесть и самопожертвование, эго не шепчет, а вопит: «А оно тебе надо? Не будь идиотом, ты же ничего не получишь!».
Но когда тебе получится загнать эго в угол и что-то отдать - в тебя вливается благодать, приумножается то, что ты отдал. И тогда ты живёшь, а не воняешь. И тогда эго становится тебе противным. Противным твоей новой сути.

Можно всю жизнь стучать рукой по кирпичу, опасаясь боли и сомневаясь, что сможешь его расколоть. Только презрев возможную боль и вложив все силы в один удар, ты расколешь кирпич. Молитвы, размышления над сакральными текстами, благотворительность и добрые дела – это полезно и хорошо, но для борьбы с эго неэффективно. Нужен решительный шаг через обращение, как говорил Христос: «Оставь все и следуй за Мною».

Но большинство «отходят с печалью». Между природой эго и природой Бога – пропасть. Её можно только перепрыгнуть, оставив всё. Перетянуть с этой стороны на божественную «всё, что нажито непосильным трудом» - увы, не получится.

Необыкновенный урок, который также следует из учения Христа: большинству людей хорошее поведение мешает отношениям с Богом.

Даже погрязшие во зле могут увидеть это зло и измениться, а посредственность никогда не поднимется выше уровня посредственности. «...знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3.15-16). У «холодного» есть возможность измениться и стать «горячим». «Тёплые» пребывают в презрении к «холодным» и в страхе перед «горячими». Они  - инертная, застойная масса. В застое более потенциального зла, нежели в проявленном зле.

Быть хорошим, чуть-чуть жертвовать на благотворительность или подавать милостыню – это добренькие делишки из зоны комфорта, в них нет энергии, на которой происходит рост духа. Эта энергия – в обращении с покаянием, в безусловной вере. Нет энергии – нет канала, по которому Бог может действовать в нашей душе, изменяя её по своему стандарту любви и самопожертвования.

Истины учения Христа, как и многие другие, недостаточно просто прочесть и понять. Их нужно принять, впустить в себя, в сердце и в душу, в свои клетки. Впустить в себя Бога и формулу Бога – формулу любви и света. Только это может совершить трансформацию человека и вернуть его к его предназначению – стать подобным Творцу и творить Его Дело.

Образно говоря, перейти от программного обеспечения эго к отвергнутому ранее программному обеспечению Бога-Отца.

Цель жизни человека по программе Творца – стать субъектом своей божественной сути.

Отношения с Богом и сопутствующее им наполнение Его любовью, жаждой отдачи, дарения себя – это путь духовной трансформации и единственный способ пережить благодать, которая течёт взамен, ощутить смысл бытия. Этот духовный опыт – это авангард борьбы с эго.

Когда ты делишься безрассудно или совершаешь жертву, идя против своей эгоистической природы, тогда и образуется прямой канал к сущности Бога, тогда начинаешь освобождаться от завалов дерьма, накопленного за время сожительства с эго.

Отличие обычной благотворительности от дарения, пробуждающего человека к жизни в духе не в том, что и сколько даётся. Отдавая только несколько минут своего времени и немного сил с искренним желанием помочь, уже совершаешь дающее духовный рост дарение. Пожертвование нескольких миллионов, сделанное с целью обретения нужного имиджа или рейтинга, таковым дарением не является. Не объём важен, а содержание. Две лепты вдовы, принесённые на пожертвование в храм с любовью и искренним побуждением, стали для Иисуса драгоценными (Мк. 12, 41-44).   

Самое важное в войне со своим эго (именно в войне, а не в бесконечных переговорах) – это минута, ибо каждая минута – это возможность. Если ты не готов использовать каждую возможность, если ты невнимателен каждую минуту, - ты уже в осаде. Эго использует весь арсенал борьбы, от психической атаки до партизанских действий. Оно использует твою физиологию и подкупленный ранее ум. Стоит только «опомниться» после первого побуждения голоса духа – совести, как «здравый смысл» даёт команду на ковровую бомбардировку сознания мыслями с клеймом «Made in ЭГО». Ждать особого, драматического момента для разрыва с эго – это тоже мысль «Made in ЭГО».

А если «прямо здесь и сейчас» - ты уже среди тех, кто с Богом и с кеми Бог. А если решил «пока подождать, потому что занят, или планировал сходить в отпуск, а потом, как только представится возможность…» - ничего не выйдет. Именно сейчас мы должны думать про свою суть и свою цель. Всё происходящее с нами – именно то, что необходимо, чтобы идти дальше. Именно «прямо здесь и сейчас» можно осознать смысл жертвы.

Не шарахайтесь от слова «жертва», употреблено оно постольку, поскольку нужно отказаться от какой-то ценности или зависимости, используемых эго для подчинения тебя своему неограниченному диктату. Жертвуя, ты освобождаешься от установок и помыслов, внедрённых в тебя страстью получать только для себя. 

Дух человека – частица Бога, единая по сути с Его Духом, но прозябающая в зиндане, в заложниках у эго. Дух человека стремится к Богу, но эго использует все человеческие страсти и страхи для того, чтобы дух оставался чахлым, безголосым узником.

Надежда только в том, что Бог жаждет нашего возвращения больше, чем мы сами. Тем, кто стремится, Он даёт свою помощь. Человек не может освободить свой дух без Божьей помощи. Как только он это осознает и устремится за этой помощью, он её получит. Потому что, только ощутив в себе частицу Бога и стремясь стать субъектом своей божественной сути, человек отпирает потайную дверцу в каморке папы Карло.

Путь к Богу – это освобождение частицы твоего духа из рабства эго, единение с частицами духа всех людей, вольно и невольно попавших в заложники эго. Желание получать только для себя отделяет людей друг от друга, не давая проявляться их подобию божественной сути.

Стать субъектом своей божественной сути – значит преодолеть барьеры эго и уничтожить разделение. Единение с духом всех людей создаёт критическую массу,  которая изменит «баланс сил» и объединит их в единое целое – Тело Христово, Церковь.

«Мы воспринимаем свои чувства и мысли как нечто отдельное от остального мира. Это что-то вроде оптической иллюзии сознания», - сказал А. Эйнштейн.

Духовный рост невозможен без сострадания. Сострадание – это встроенность в единое поле, также как частицы по законам физики. Сострадание побуждает дарить, помогать.

На всё есть причина. Если мы столкнулись с каким-либо явлением, оно оказывается в сфере взаимного влияния. Это значит, что в мире, в действе с названием «жизнь», нет зрителей и партера, откуда можно наблюдать. Жизнь – это либо мистерия, либо бессмысленное перемещение атомов, в зависимости от степени вовлечённости. Бог ждёт от человека полной вовлечённости и зовёт к этому. Для воплощения смысла, заложенного Им – созидания для дарения и обмена любовью.   

«Не уходи безропотно во тьму,
Будь яростней пред ночью всех ночей,
Не дай погаснуть свету твоему».
                (Томас Дилан)