Толстой и современность

Алексей Богословский
Как-то приснился Толстому сон, будто он пошел гулять по Москве и увидел книжную лавку Разумное, Доброе, Вечное. Заходит, народу мало, книг много. Стал искать Толстой свои романы, а нашел только романы Достоевского рядом с самоучителем церковно-славянского языка. Обиделся Толстой и спрашивает приказчика - Где романы Толстого? Приказчик задумался и отвечает - Вы пройдите вперед и за угол, там книжная лавка Современное, посмотрите, может, найдете книги Толстого.

Вышел Толстой из лавки в большой обиде пошел вперед и за угол. Там обнаружил большую лавку с вывеской Современное. Глядит, стоят на полке романы Толстого, а рядом самые разные и фривольные произведения. Обиделся Толстой за свои романы и возмущенно спрашивает приказчика, почему романы Толстого не отсылают в лавку Разумное, Доброе, Вечное. Приказчик удивился - здесь книги продаются намного успешнее, в лавку Разумное, Доброе, Вечное отсылают романы по истечении срока годности как рыбу с душком, да и то по дороге многое выбрасывают за ненужностью.

Возмутился Толстой, кричать стал, ногами затопал. Аж грим с него сошел. Подскочили приказчики, схватили, выкинули вон, а один указал на небольшую табличку у входа - авторам вход строго воспрещен. Возмущенный Толстой поплелся к старой лавке. Но из лавки Разумного, Доброго, Вечного тоже выскочил приказчик и указал на табличку - авторам вход строго воспрещен - и вежливо объяснил - Пытались пускать к себе авторов, но господа авторы сталкивались друг с другом, орали, требовали, друг другу морды били, покупателей распугивали. Это авторам их романы как Разумное, Доброе, Вечное, у нас же доходная торговля, живем мы с этого и убытки от хамства писателей потерпеть никак не можем.

Разволновался Толстой до предела и проснулся. Стал справки наводить, а ему в справочном бюро отвечают, что авторам справки не дают.

По слухам обе лавки по сей день в Москве существуют. Только времена изменились, теперь авторов разоблачают даже в гриме, а критиков тоже записали в авторы и на порог не пускают. Литературная молодежь по неопытности иногда пытается проникнуть, а потом во гневе бросает в окна камни. Ничего не получается, окна прочные, пуленепробиваемые. Счастливчики находят свои книги в мусорке по дороге из Современного в Вечное. Потом ходят довольные - значит, торговали их произведениями, правда, спрос невелик оказался. Остальные пребывают в полном неведении и образуют особую секту верующих. По вечерам они собираются у компьютеров и возносят молитвы к Интернету, как всеблагому дарителю жизни вечной.

Для меня эта история служит доказательством, что выдающиеся писатели прошлого обладали уникальной способностью видеть вещие сны. Правда, истолковать их не могли, но часто вставляли куски из сновидений в свои произведения. Нам же остается только удивляться и молиться на Интернет.

ГРУСТЬ ДОСТОЕВСКОГО (миниатюра)

Пошел раз Достоевский в номера. Снял себе девицу и занялся с ней сексом. Долго ли, коротко ли, но устал Достоевский. Лег на спину, посмотрел в потолок и начал говорить с девицей о Христе, добродетели и греховности, путях России, государе и отечестве. Слушала его девица, слушала с истинно христианским смирением и добродетельным выражением лица, а потом спросила: Вы, сударь, так и не кончили?

Обиженный Достоевский посмотрел на часы, а время его визита уже истекло. Оделся Федор Михайлович, вышел на улицу и думает - эх, если бы в Россию пришел Христос, его бы девки засмеяли бы. Затем Достоевский решил развить мысль - и угораздило меня родиться в России с моей душой и талантом - но тут он вспомнил, что эту мысль уже придумал Пушкин. Нет, - решил Достоевский, - лучше найду я себе счастье в христианском смирении.

И на лице его смешались выражения печали и кроткой радости. Народен и православен был Достоевский в свое таланте.