1990 год. Впервые в Европе - часть 4

Татьяна Кузнецова 4
                ПОЕЗДКА В БОХУМ

На понедельник 12 ноября у меня уже была намечена поездка в Бохум к г-же Link, с которой мы познакомились на конгрессе. Елизавета Линк прекрасно говорит по-русски, она русская немка, родилась и жила в России, и не так давно эмигрировала в ФРГ. Здесь вышла замуж за немца, у нее двое детей, работает в Бохуме в "Russikum" – институте русского языка, преподаёт русский дипломатам, коммерсантам, журналистам и т.д. Она пригласила меня присутствовать на занятиях.

Перекусив что-то в Macdonalds'e у вокзала, я отправляюсь по нужному адресу, по дороге заходя в магазины, осматривая город и спрашивая "Russikum". Найти оказалось не так-то просто. Одна женщина, узнав, что я из Москвы, очень обрадовалась, даже изменила свой маршрут, чтобы сопровождать меня в поисках. И сопровождала до тех пор, пока мы не нашли нужную дверь с надписью "Институт русского языка".

Елизавета встретила меня очень приветливо, но сказала, что неожиданно изменилось расписание: сначала мы будем слушать некую г-жу Пшеничникову, приехавшую на гастроли из Москвы. Она будет рассказывать об авангардной музыке и исполнять ее на флейте, я затем уже будут занятия по русскому языку. Было любопытно послушать нашу соотечественницу, но авангард в музыке, да ещё флейтной, мне совсем не понравился. А занятия были интересными, Frau Link вела их артистично, живо, и меня умело привлекла.

Вечером к вокзалу шли вместе с Елизаветой, она рассказывала о том, как поначалу нелегко складывалась ее жизнь в Германии, и только теперь у нее хорошая работа. На прощанье я подарила ей свою статью о Цветаевской «Бузине», а она обещала выслать мне в Москву свой перевод на русский язык работы Р.Штейнера "Воспитание ребенка". Попрощались, и я поздно вечером вернулась к Эрдмуте, купив ей по дороге небольшой букетик цветов.

                ПРЕДОТЪЕЗДНОЕ НАСТРОЕНИЕ

     Мы с Эрдмуте уже запланировали, что уик-энд (Wochenende) проводим во Франкфурте-на-Майне, в ее родном доме, а дальше нам предстоит разлука: я еду в Штутгарт и Швейцарию, а она возвращается домой. С Дорнахом она уже созвонилась, там ждут.

      Но почему она стала собирать мне с собой сухой паек и дала еще денег на Швейцарию? Говорит, что там будет не такая теплая обстановка, как здесь, да и с немецким языком мне там будет труднее, потому что в Швейцарии говорят совсем на другом диалекте. Ох, как это всё меня беспокоит! С какой бы радостью я осталась здесь ещё на пару недель, а в Швейцарию мне ехать страшновато, хотя, не скрою, и очень заманчиво. Может быть, такое дается единственный раз в жизни, кто знает…

      Вот в таких противоречивых чувствах я провожу последнюю неделю в Хагене. Я начинаю паковать сумки и чемоданы и не мудрено, ведь их стало больше, чем было при приезде! В Швейцарию я поеду только с одним чемоданом, остальное останется здесь: позже приедут Харальд и Эрика и заберут их во Франкфурт, а потом поднесут к поезду вместе с продовольствием, ведь я буду делать пересадку именно во Франкфурте. Да, вот она, немецкая педантичность.  Эрдмуте всё предусмотрела!

     Как-то вечером мы вместе с ней поехали на Хагенский вокзал и купили все билеты: Хаген – Франкфурт – Штутгарт – Базель с остановками в каждом городе на 2-3 дня,    которые мы наметили. Нас чётко, быстро и вежливо обслужили. Вот это сервис! И Эрдмуте оплатила мой проезд. Боже, сколько же денег она на меня потратила! Я остаюсь у нее в пожизненном долгу… Когда говорю ей об этом, она отвечает:

               - Не волнуйсь! Я всё это делаю с удовольствием!

(Сразу оговорюсь: в следующем году, в августе, как раз во время известного путча в Москве, она приехала ко мне на 8 месяцев! Путч мы переживали вместе, а в моей однокомнатной квартире по очереди принимали наших гостей из Германии – ее брата Харальда, Эрику, дочь Таню. И ничего, все остались очень довольны, хотя избалованным комфортом немцам пришлось спать на маленькой тахте в кухне! А Эрдмуте так понравилась Россия – ее люди, отношения, разные города и музеи, наши тогда еще натуральные продукты – что, несмотря на пустые полки магазинов, она через 8 месяцев возвращалась к себе почти с рыданиями…).

В оставшиеся дни мы вместе (а чаще я одна) выбираемся в город, гуляем, делаем последние, теперь уже недорогие покупки. Эрдмуте пока не рискует много ходить из-за спины. Но меня удивило, как быстро ее вылечили, всего за неделю! Хотя лечение ей обошлось недешево:  около 700 DM!

Ах, сколь многого мы не успели!  Не поднялись в горы,  не побродили по золотому лесу – а ведь лес в двух шагах от дома! Не сходили в оперу, в ресторан и ещё, и ещё... Но ведь нельзя объять необъятного, как изрек Козьма Прутков. У меня уже переполнение в голове от впечатлений, а ещё предстоит Швейцария... Хватит ли меня на неё?  Кажется, нужно сделать "общий сброс".

И вот в пятницу 16 ноября, примерно в 15 часов мы вышли из дома с чемоданом. Нам предстоит путь во Франкфурт-на-Майне.
                --------------------------------------------
                Продолжение следует.