Клиент пошевелился

Олег Устинов
Девушка звонит в салон красоты:
- Простите, а фотоэпиляция – это как?
- В фотошопе…


           Вспоминаются иногда разные истории из жизни фотографов. Уверен, что раньше их было очень много. Фотография была ведь не такой простой, как сейчас. Снимали огромными фотоаппаратами, не на плёнку, а на негативные фотопластины. Не было возможности снимать много кадров, а потом из сотни выбирать что-то необыкновенное. По этой причине к фотографии относились как к искусству. Работа была не только творческой, но и трудоёмкой. Требовала усердия и большой любви к этому ремеслу. Я говорил, что снимать научился давно, и первый фотоаппарат подарил мне дедушка на восьмой день рождения. Где можно было учиться фотографированию? Скорее всего, самому. Но у меня была уникальная возможность читать журнал «Советское фото». Он был один на всё наше огромное село. Его не давали на руки – только в библиотеке. И так как мама была заведующей, я был первым читателем каждого нового журнала. Перечитывал его до корочки. Вот так я с фотиком дружу уже сорок четыре года. Фотографом знаменитым не стал, но люблю снимать для себя, и близких мне людей. В моём архиве целая эпоха нашего времени. Фотками делюсь, а в детстве дарил их всем-всем, кто попадал мне в объектив. Некоторые снимки не сохранились, а многие нахожу только сейчас, спустя десятилетия. Теперь их мне дарят, как самое дорогое, тепло и память из далёкого детства.

           Житник Василий Алексеевич – это мой дедушка, отец моей мамы. Человек удивительный. Ещё до войны умерла его супруга, и он остался сам воспитывать четверых детей. Потом война. После войны собрал по всему свету детей в разрушенный войной дом. И хотя работал он председателем колхоза, жили скромно, и очень бедно. Вскоре работу пришлось оставить по причине инвалидности – война напоминала ранами. Нужно было поднимать детей. На хлеб дедушка зарабатывал фотографией. Так трофейный немецкий фотоаппарат стал кормить семью. Да и фотографом дедуля был отменным. Сам учился этому ремеслу у старого еврея. К любому празднику не было отбоя от открыток. Хорошо получались у него портреты. Пейзажи, просто были картинами. Каждый год он лечился в одном из госпиталей Ялты. Из Крыма он привозил три-четыре шедевра. Больше снимать не мог, каждая фотопластина должна была приносить кусок хлеба в семью. Она ведь стоила денег.

           Вспомнилась шутка.
Хозяйка, увидев снимки приглашённого в гости фотографа, воскликнула:

- Какие восхитительные фотографии! У Вас, видимо, очень хороший фотоаппарат!
Фотограф на это ничего ей не ответил, но прощаясь в конце вечера сказал:

- Спасибо, ужин был приготовлен великолепно! У Вас, наверно, очень хорошие кастрюли!

          Так вот. Был у дедушки сосед, звали его Карпо Калинович. У него тоже был фотоаппарат. Зарабатывал на жизнь фотографируя на свадьбах, похоронах, или просто в парке культуры и отдыха. Фотографировал посредственно. Иногда Карпо Калинович приходил к дедушке за советом, но, как правило, во внимание замечания не брал. Он считал, что если у него хороший фотоаппарат, то и клиенты об этом должны знать, значит и идти должны исключительно к нему. Он не был сильным конкурентом, люди сами выбирали фотографа. Частенько были проколы в работе, и когда не получалось фото, он говорил, что клиент пошевелился. Потом переснимал. Однажды ему принесли не качественное фото, резкости совершенно не было, и ещё что-то там не в теме было, а он машинально отвечал:

- Пошевелился. Клиент пошевелился. Вы не волнуйтесь. Карпо Калинович гарантирует. Переснимем. Кому нужен такой шум.

- Кого? Калинович, кого переснимем? Покойника?


21.11.2012