Духовный подвиг первого русского митрополита

Виталий Митропольский
«И доколе стоит мир… не предай нас в руки чужеземцев, да не прозовется город твой городом плененным…»
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси.

Во время правления Ярослава Мудрого(1019-1054 гг.), который по праву называют периодом наибольшего расцвета Киевской Руси, в селе Берестово, в церкви Святых Апостолов служил священник – пресвитер Иларион.

«Муж благ, и книжник, и постник», так говорится о нем в летописи. Это означало, что Иларион был добрым, мудрым, исполненным добродетелей, а также отличался сознательно воздержной жизнью. Неподалеку от храма, на берегу Днепра, на холме, в специально выкопанной для этого небольшой пещере священник Иларион творил тайную, уединенную молитву. Впоследствии, движимый Промыслом Божиим, эту пещеру найдет Антоний, будущий игумен Киево-Печерского монастыря, от нее и начнется знаменитая обитель, которая уже в XI веке стала центром просвещения Древней Руси.

Ярослав любил этот храм и часто посещал его. Здесь он и обратил свое пристальное внимание на благочестивого мужа – пресвитера Илариона.

В 1051 году, когда отношения Руси с Византией были достаточно напряженными, Ярослав Мудрый, созвав собор епископов, поставил Илариона митрополитом Киевским и всея Руси, утверждая не только самостоятельность Русской Церкви, но и свидетельствуя об окрепшей мощи Киевской державы.

Первый русский митрополит Иларион обладал выдающимися талантами церковного деятеля, политика, законодателя, философа, проповедника и литератора.

Основоположник печерского монашества, активный составитель церковного Устава, Русской Правды – основного свода законов Древней Руси, Иларион открывает историю одной из величайших литератур – русской, создав непревзойденную жемчужину ораторского и религиозно-философского искусства – «Слово о Законе и Благодати». Произведение Илариона – пасхальная проповедь, произнесенная им 26 марта 1049 года, когда праздник Пасхи совпал с праздником Благовещения, что явилось глубоко символичным, усиливая философскую и историческую идею «Слова». Политическим контекстом проповеди Илариона явилась борьба Руси с хазарским игом, ужасы которого еще сохранились в памяти тогдашних киевлян.

Разгром иудеев-хазар и Хазарского каганата князем Святославом, отцом князя Владимира, и вслед за этим принятие Русью христианства – промыслительное и знаменательное событие в истории становящегося государства.

Принятие нравственного идеала Благодати в образе Иисуса Христа, данного всем народам, утверждало их равноправие перед Богом, который явился людям как истинный Бог и как истинный Человек.

Противопоставление «ветхого» иудейского Закона, который был дан одному народу, Благодати и Истине, явившейся во спасение для всего мира – основной лейтмотив «Повести», как называл свое произведение Иларион.

Для автора «Слова», могучего проповедника, политического деятеля и мыслителя, торжество христианской православной веры означало духовное освобождение от мрака языческого многобожия, которое разъединяло единое славянское племя. Для киевлян – освобождение от хазарского нашествия, для народов, населяющих обширную Русскую равнину – свободное развитие в пределах Русского государства.

В «Слове» особо отмечен нравственный подвиг князя Владимира: самостоятельный выбор веры и Крещение Руси, который автор приписывает единственно его разуму.

Похвала князю Владимиру в знаменитом произведении гармонично сочетается с гимном Богочеловеку – Господу нашему Иисусу Христу, что является органической преемственностью раннехристианской философии, прославляющей Святых Апостолов. В своем подвиге Крещения Русского Народа князь Владимир равен Апостолам, и даже выше их, так как не видел Христа, но уверовал, по слову Самого Спасителя: «Блаженны не видевшие, но уверовавшие».

Главное благое дело, которое удалось сделать митрополиту Илариону и князю Ярославу, – это установить на Руси совершенно уникальное, особенное, гармоничное соотношение церковной и светской власти, когда Церковь не подчинялась безраздельно государю, как патриархия в Византии, и не соперничала с ней как в католицизме. Русская Православная Церковь в то незабываемое время являлась вассалом и духовником государства одновременно.

Православное и народное, слитое воедино у лучших представителей Церкви и государства, послужило в дальнейшем формированию русской национальной идеи под именем – Святая Русь. Она воплотилась в типично русском явлении – соборности, истоки которого, как мы видим из «Слова» митрополита Илариона, проистекают из деятельности князя Владимира, а также в жертвенном служении первых русских патриархов Смутного времени (XYI-XVII вв.).

И только раскол с церковными реформами Никона (XYIIв.) и упразднение патриаршества с введением Правительственного Синода Петром Первым (XYIIIв.) подорвали и разрушили традиционные взаимоотношения Церкви и государства в России.

Судьба митрополита Илариона после смерти Ярослава Мудрого достоверно неизвестна. На отпевании князя в 1054 г. он отсутствовал. Однако есть предположения, что Иларион был пострижен в Киево-Печерском монастыре и принял монашеское имя Никон, и что именно он является составителем Киевского летописного свода 1073 года, а также является автором погодных летописных записей после 1054 года.

Шесть с половиной веков «Слово о Законе и Благодати» читали и переписывали как непревзойденный шедевр церковной проповеди и высокохудожественной русской литературы, которая всегда была, есть и будет призывом к нравственному совершенству человека в подвиге Веры, терпении Надежды и причастии Любви.