Записки психолога. Любовь вместо гордыни

Васюков Игорь
В предыдущей статье мы выяснили, что любовь к ребенку может быть разной. Есть «родительская» любовь, когда родители занимают позицию: «Я лучше знаю, что тебе нужно» и лишают при этом ребенка прав, нагружая взамен всяческими обязанностями долженствованиями. Стоит упомянуть любовь жертвенную, когда родители удовлетворяют потребности и желания ребенка в ущерб собственным интересам.

 Мы учим родителей, как проявлять любовь, характерную для взрослого здорового человека. В первую очередь, необходимо отказаться от позиции всезнайки. В христианстве эта черта характера включена в семь смертных грехов и обозначается как гордыня. Психологи называют ее эгоцентризмом. Мы не будем делать анализ терминов. Важно понимать, что при вступлении в контакт с ребенком, равно, как и с другими людьми, нужно помнить, что вы не Бог. Иначе такая позиция взрослого называется смирением.

 Прежде, чем донести до ребенка, как вам кажется, свою «истину», задайте себе вопросы:

- А с чего я взял(а), что это действительно так?

- Не навязываю ли я сейчас свою волю?

- Что сейчас мной движет, любовь к ребенку или мой эгоцентризм?

- Чего я боюсь?

 Как правило, проявлять любовь мешает гордыня. Маленькая двухлетняя дочка открыла мамино трюмо, взяла помаду и измазала ей мебель и стены. Мама в гневе кричит на нее: «Сколько раз я тебе говорила, что нельзя брать мою помаду! Гулять не пойдешь!»

Психологу эта говорит: «А что же мне теперь ее благодарить за это и по головке гладить? А потом она все стены моей косметикой изрисует? Я же ей говорила, что нельзя!»

Я, я, я… Она считает, что если она что-то сказала, то это имеет какую-то силу. А когда практика показала, что нет, не имеет, она кричит от своей беспомощности на дочь и пытается усилить свою власть запретом и наказанием.

Я предлагаю маме описать ситуацию так, как ее могла видеть дочь:

- Расскажи, что произошло?

- Я взяла у мамы помаду.

- Для чего?

- Я видела, как она красила ей губы, и мне тоже захотелось сделать, как она.

- Что было дальше?

- Я стала рисовать. Я очень люблю рисовать. Мама меня хвалит, когда я рисую. Я хотела, чтобы ей понравилось, и чтобы она меня похвалила. (У мамы потекли слезы).

Потом в комнату вошла мама и закричала, что я взяла помаду.

- Что ты чувствовала?

- Я испугалась. Я не понимала, что происходит. Мама меня ругала. Я плохая. Я заплакала.

 В следующей части консультации я спросила у мамы: «А как вы могли бы проявить свою любовь к ребенку в этой ситуации теперь, зная о том, что в вас есть смирение, и вы больше не думаете, что можете запрещать дочери что-то делать?»

 - Ну, я бы сначала очень удивилась. Я бы попросила ее вернуть мне помаду. Я бы сказала ей, что мне жаль помаду. Что нужно как-то устранять последствия ее творчества. Предложила бы ей очистить вместе со мной стены. Рассказала бы еще раз, что значить мои вещи и ее вещи. Что нужно спрашивать разрешения, если хочешь взять чужую вещь. Еще я хочу научиться договариваться с ребенком.

 - Прекрасно, этому мы можем посвятить нашу следующую встречу…

Совместно с Юлией Васюковой