Перевод статьи про Элмана Роджерса Сервиса

Максим Пенизев
Предисловие
Данный перевод был осуществлен в рамках изучения дисциплиной История государства и права зарубежных стран новейших теорий происхождения государства и права. В рамках практически абсолютной не освещённости вопроса о новейших концепциях, студенты вынуждены либо опустить руки, либо использовать своё знание английского в изучении таковых теорий. Естественно, что в своём большинстве не каждый студент окажется способным к чтению научных текстов на иностранном языке, именно это и стало толчком для создания данного перевода.

ЭЛМАН РОДЖЕРС СЕРВИС
Элман Роджерс Сервис (англ. Elman Rogers Service), (18.05.1915 — 14.11.1996 г.) — американский антрополог и культуролог.

Биография

Родился 18 мая, 1915 года в Текумсе, штат Мичиган, умер 14 ноября, 1996 в Санта-Барабаре, штат Калифорния. Он в 1941 получил степень бакалавра в Университете Мичигана. В Университете штата Колумбия, где преподавал с 1949 по 1953, в 1951 получил степень доктора философии по антропологии. Позднее Сервис вернулся в Университет Мичигана, где преподавал с 1953 по 1969. С 1969 по 1985 читал лекции в Калифорнийском Университете в Санта-Барбаре, после чего ушел из преподавательской и научной деятельности.
Во время обучения в Университете Мичигана, Сервис был определен в Бригаду имени Авраама Линкольна, действовавшей во время гражданской войны в Испании совместно с отрядами Франциско Франко. Также принимал участие во Второй Мировой войне в составе армии Соединенных Штатов.

Профессиональная деятельность.

Элман Сервис изучал этносы латино-американских индейцев, их культурную эволюцию, а также теорию и методы этнологии. Он занимал пост председателя Американского этнологического общества, а также был членом Американской антропологической ассоциации.

Теория

Элман Сервис выделил четыре этапа социальной эволюции, которые аналогичны четырём уровня политической организации общества: локальные группы охотников-собирателей, первобытные деревни, чифдом (вождества), государство. Особое внимание в теории уделил переходу к государству от чифдома (вождества) — общество меняется, происходит централизация власти. Лидер добивается особого положения путем комплекса действий, от снабжения общества чифдома продуктами питания, до организации совместной деятельности и при этом постоянно находится на первых местах во всех сферах деятельности. Это создает лидеру авторитет, силу и вокруг него начинает складываться бюрократический аппарат: вначале из ближайшего окружения, в дальнейшем из умелых членов общины.
Данную теорию он сам и его последователи относят к интегративным теориям. Сервис верил, что все цивилизации разделяются не по наличию собственности на орудия производства и ресурсы, в противоположность теории К. Маркса, а только по наличию уникальной политической силы. Он не верил в выдвинутую Марксом идею борьбы антагонистских классов, однако также выделил силу политической элиты в каждой цивилизации. Интегративная часть этой теории заключается в том, что община складывается на добровольных, а не принудительных началах.

Библиография
• Тобати: парагвайский город (1954)
• Первобытная культура (1958)
• Эволюция и культуры (совместно с Салинсом доктором медицинских наук) (1960)
• Примитивные общественные организации (1962)
• Профили в этнологии (1963)
• Охотники (1966)
• Культурный эволюционизм (1971)
• Происхождение государства и цивилизации (1975)
• Век, борьба этнологических вопросов от 1860 до 1960 (1985)

Заключение
По окончании перевода статья будет постоянно представлена на сайте Wikipedia.org.