В тисках Китая

Георгий Чарушников
Не без интереса знакомлюсь с творчеством Юлии Латыниной.
До обретения интернета, читал  статьи в «Новой Газете», сейчас предпочитаю слушать ее постоянную колонку на радио «Эхо Москвы»
В женской журналистике Латынина занимает монопольное положение Пифии, вещающей по любому поводу, а главное по темам, имеющим экономическую подкладку.
Знакомый с редакционной жизнью не понаслышке, ясно представляю причины взлета Латыниной.  Девять из десяти выпускниц журфака, как правило,  плавают  в производственной сфере. Предпочитают специализироваться на бытовой, культурной и даже криминальных темах. Тусоваться среди звездной попсы интереснее, чем вести репортаж из мартеновского цеха. Словом, журналист женского пола, специализирующийся в области производства и экономики редкость. Латынина с лихвой заменяет своих товарок. И как можно судить, замещает весьма плодовито. В перерывах между радиоэфиром, обильно  публикуется в печатных, электронных СМИ,  успевает работать над очередной книгой.
Обширная эрудиция позволяет находиться ей в теме практически по любому вопросу. Спроси Латынину о продуктивности канзасской свиноматки, обстоятельствах падения Сердюкова или берлинской стены – на все найдется компетентный ответ.
Но более  всего ярко Латынина обоснует предпосылки экономических и политических кризисов. Если французы в поисках места, где собака зарыта, советуют прежде определиться с  женщиной, то Латынина порекомендует начать с  поиска денег, что само по себе разумно. Деньги, как мотивация всех конфликтов – это столь же безусловный  вывод и конек Латыниной, как и положение о бездельниках. Губит людей не пиво, губит другая беда:  праздность и иждивенчество.
По Латыниной   безделье развращает, деградирует не только отдельный человеческий элемент, но и целые народы.  Одно плохо -   не объясняет Пифия причин,  по которым  велфаровские трутни паразитируют на теле трудящейся массы.  Радиоведущая полагает, что иждивенчество  проистекает исключительно от природной лени   и  намеренных  потачек  государства. Быдло на пособии – идеальный электорат. Всегда проголосуют за демократов, как  это произошло в случае с Обамой. Таково ее мнение.
В середине девяностых, будучи в Новом Орлеане, задался целью купить губную гармошку. Подумал, что получится неплохой подарок для друга, помешанном на банджо. Сувенир из столицы джаза выглядел бы уместным.
Гармошки, кроме  китайской не обнаружил. Дальше – больше. Захотел приобрести что – либо под брэндом Сделано в США. Получилось не густо: джинсы «Левис», механический будильник и зажигалки «Зиппо.
В самом Китае, в Шанхае, в Кьюнгдао нас водил гид по магазинам. Полный день своей работы оценил в один доллар США.
По бросовым ценам команда судна накупила тюки барахла. Заинтересовала арифметика этого дела. Попросил гида показать  цех пошива велюровых костюмов: брюки+пиджак+галстук  за  $21.
В минуте ходьбы от центрального рынка Кюнгдао пошивочная мастерская. Наш чичероне объяснил, что норма выработки каждой швеи в день 25 брюк или 15 пиджаков. Оплата – 5 долларов за 12 часов работы. С учетом овертайма фактически в сутки выходит 16 часов.  Выходной день – воскресенье.
Наблюдения легли в основу  статьи, из которой сделал  вывод о безусловном доминировании Китая в XXI веке и закате США, как супердержавы.
По прошествии 15 лет понимаю, что прогноз не подтвердился. в том смысле, США  захирели  много раньше предсказанного времени.
Однако, при чем здесь американские бездельники по поводу которых сокрушается Латынина?
Вчера потребовалось немного времени, чтобы посетить дюжину сайтов, относящихся к поддержке малого бизнеса.  Для интереса послушал и выступления колумнистов в эфире американского интернет радио той же тематики.
Во всех случаях обнаружил лишь кучу  пособий с советами  как  начинать и вести бизнес. Рекламу платных курсов.  Бесплатные консультации. Наконец, набор бизнес идей. Последнее меня заинтересовало особо.
Американцам, у коих дух изобретательства и предприимчивости в крови предлагается делать надписи фломастером или специальным принтером на розах и затем их продавать, заниматься извозом детей крайне занятых родителей, открывать интернет магазин по продаже бритвенных принадлежностей, устанавливать миниатюрные планетарии в барах и ресторанах, чтобы посетители могли зрить на потолке  удаленные  на миллиарды световых лет уголки вселенной, с помощью специальной швабры мыть окна в офисах, отливать из пластика подарочные рамки на продажу.
Ни в каких  случаях  не обнаружил совет, рекомендации по созданию, продвижению зримого, полезного  материального продукта.
Вывод? Человек с головой, с капиталом не способен найти на огромном рынке  США производственную нишу.
Ему даже  в голову  не приходит попробовать открыть мастерскую по пошиву обуви, инструментальный,  модельный, стеклодувный, деревообрабатывающий цех. Не предполагается  выращивать в прудах рыбу, держать пасеку или разводить скот. Все схвачено, захвачено Китаем.
Впрочем,  набрел на форум, в котором обсуждается возможность разведения белых грибов на дому. Человек спрашивает, возможно ли это в принципе, коль скоро белые грибы не поддаются культивации?
Наивный. Белые грибы и даже трюфели китайцы с успехов выращивают в полиэтиленовых мешках, питая их только известной им химией.
Но меня позабавил мотив проявленного американцем интереса к белым грибам. Продукт вкусный, полезный, деликатесный и стоит очень дорого. Значит, есть резон выращивать,  если не на продажу,  то хоть для себя, полагает американец и радуется, что удалось в Висконсине купить килограмм сушеных белых грибов по цене $36.
Думается, что возрадовался американец напрасно.
Что такое килограмм сушеных грибов? Это 8 килограмм свежих. А что такое найти и собрать 8 килограмм белых грибов?
В России, где леса больше, чем волос на головах  китайцев вместе взятых,  килограмм белых грибов стоит $130.
Каким же образом супермаркет в Вискончине предлагает их  в три раза дешевле? Объяснение одно – грибы китайские, произведены методом возгонки в мешах или в ящиках с опилками. А «дикие»  посредством подсадки мицелий к деревьям в лесу. 
Цифры полезно сравнивать, поэтому дал себе труд посетить сайт польских грибников. Сушеный на ниточке белый гриб дикий, натурально из леса поляки продают под маркой боровик по цене $650 за килограмм, указывая и подчеркивая в аннотации, что это не китайское дерьмо, напичканное химией и срезанное рабами.
Поляков остается  только пожалеть. Их возмущение – глас вопиющего в пустыне.  Мир не перестает потреблять китайский фальсификат во всех видах.
И здесь логично подойти к главному выводу.
Американцы не бездельники. Они законно получают то, что не доплачивается  по труду пакистанскому хлопкоробу, индийскому программисту, китайскому кули или вьетнамскому рыбоводу.
Зачем негру работать, коль  скоро за него вкалывает весь остальной мир?
В действительности, бездельниками предстают  политики, которые не дают себе труда разобраться в том, о чем писал  еще Адам Смит.
Может Латынина им все разобъяснит.
Безудержная экспансия Китая привела к дисбалансу цен на все товары народного потребления и в огромной степени продовольствия. Чтобы вы не задумали производить, можно быть уверенным, что уже выпускается. В Китае или в Индии. Не трудно сообразить, что если суммарно население обеих стран в 2 млрд человек будут иметь работу, то всем остальным на планете просто нечего будет делать. Положение усугубляется и давно уже сложившемся перекосом в структуре и качестве новой стоимости. Клуб покупает футболиста за $60млн. Это как понять? Не многим больше обходится постройка супер танкера газовоза, который вполне материальный объект. Через его постройку в оборот включаются  и создаются десятки тысяч рабочих мест. Произведенная новая стоимость в виде танкера работает на экономику, поддерживается мировой энергобаланс. А через футбольный мяч опосредованно средства идут в рекламу и работают на увеличение продаж товаров, например, спортивной группы. Только кому нужно увеличение эти продаж? Нет никакой разницы носить кроссовки от «Найк» или «Пума».
Никакой новой стоимости не создают почти все существующие структуры сферы обслуживания, включая банковскую. От спекулятивных операций не прибавляется новых заводов или ферм. Ничего в мире не изменится, если завтра вымрут половина СМИ или IT  компаний. Человечество жило без фейсбука и еще 1000 лет проживет. Представлять же эту компании на бирже с капитализацией под $50 млрд. – полное безумие, если не сказать афера.
Китайцы заваливают мир дешевым, и во многих случаях абсолютно не нужным дерьмом, в то время как спекулянты все мастей раздувают эфемерные пузыри. Вы не найдете эксперта, который способен объяснить, почему например цены на лес остаются устойчивыми на протяжении десятка лет, в то время как нефть лихорадочно скачет. Или почему уголь в Индонезии стоит $60 за тонну, хотя еще пару лет назад доходил до $120.
Все вопят о неурожае зерновых 2012, но попробуйте продать российскую пшеницу по цене той же чикагской биржи $355  за тонну.
Впрочем, есть смысл зайти с другой стороны.
Небольшое исследование показывает, что Европа практически не располагает источниками термальных вод. Широко продаваемая минеральная вода под брэндами «Эвиан»,  «Сан-Пилигрино» или шотландское «Деконте» абсолютно не содержит никаких солей. В бутылки фактически розливается дождевая вода.
Термальные, натуральные минеральные воды, добываемые из глубоких скважин представлены единичными марками из Германии, Словении. В рознице за литр такой воды просят более трех Евро.
В противоположность, Россия обладает самыми крупными запасами термальных вод. Нам нет необходимости искусственно формировать брэнд уникальности, как это происходит например с водой из Фиджи. Производитель врет, расписывая достоинства этой воды, якобы экологически уникальной. Анализы свидетельствуют о противоположном. В этой воде вообще нет никаких солей, как в дистилляте. Относительно воды из Ессентуков – это просто мертвая жидкость.
Между тем ни в одной точке на планете за исключением СНГ, вы не обнаружите ни «Нарзана», ни "Ессентуков", вообще никакой минеральной воды за исключением микроскопических вкраплений «Боржоми».
С натуральной, подлинно полезной для людей минеральной водой вы не проникните ни на один мировой рынок. Под любыми предлогами вас туда не пустят.
Некоторые предприниматели пытаются действовать окольными путями, маскируя свою воду под уже существующие западные брэнды. Или, создавая эксклюзивную тару для продвижения воды на рынок товаров класса А, то есть в фешенебельные рестораны.
Идиотизм ситуации дополняется тем обстоятельством, что вместо широкого экспорта минеральной воды, мы имеем импорт откровенного дерьма, обклеенного этикетками «Эвиан» или «Бон-Аква».
К чему этот разговор?
К тому, что политикой открытых дверей мы не только душим собственного производителя, но и пускаем по ветру все население  страны.
Не могут миллионы предприимчивых людей заниматься стартапами только в сфере Интернета или IT технологий. Не могут все быть брокерами, букмейкерами, продюсерами ничего не дающих фильмов, журналистами – втюхивальщиками китайского дерьма.
У нас огромные ресурсы для производства российского, качественного натурального меда. А что толку? Затребуйте сертификаты на фасованный мед в любом супермаркете и немедленно обнаружите китайскую подделку. И так во всем.
Несуразность складывающегося положения очевидна для любого здравомыслящего человека. И без подсказки Латыниной ясно, что необходимо кардинально менять положение.
Нам не нужен такой футбол, когда мячи летят только в одни ворота.