Беги, Алиса, беги!

Алек Иванов
Фильм: «Алиса в стране чудес»
Создание: 2009 год
Источник: видимо, все-таки Льюис Кэрролл

Конечно, телевизионным фильмам, да еще и в формате мини-сериала, положено делать скидки. Поэтому не будем требовать сногсшибательных спецэффектов и глубоких эмоций. Просто попробуем разобрать это, так сказать, произведение по ходу сюжета. А сюжет, кстати говоря, весьма неплох. Страна Чудес великого Льюиса Кэрролла, 150 лет спустя, мрачный мир антиутопии, полностью покорившийся неким Мастям, которые высасывают из людей эмоции и продают их на бирже. А поскольку местные жители приспособились и эмоции свои научились скрывать, то надо воровать людей из параллельного мира и использовать в качестве эмоциональных доноров - «устриц». Если пытаться переложить изначальное произведение английского автора для взрослых (а никто, между прочим, еще не доказал, что «Приключения Алисы» в оригинале — детская книга), то идея достаточно продуктивная. Но вот реализация... Впрочем, по порядку.

Итак, картина первая. Real World, мрачная и замкнутая девушка Алиса, которая занимается восточными единоборствами и никак не может найти себе бойфренда, знакомится с симпатичным парнем. Правда, этому парню даже на вид уже о-о-очень далеко за 30, ну так и Алиса у нас тоже... не 18-летняя. Во время первого свидания между ними возникает ссора, парень удирает на улицу, где его похищают мрачные незнакомцы на ржавом фургоне и странный седой мужик с косичками. Судя по всему, это и есть пресловутый Белый Кролик. Что сделала бы нормальная девушка, увидев такое (учитывая поздний вечер, глухие кварталы без единой живой души)? Наверное, со всей дури ломанулась бы звонить в полицию. Что делает Алиса? Правильно — начинает за ними гоняться. Видать, от длительного воздержания у нее крышу напрочь снесло. Забегая вперед, отметим — бегать ей придется на протяжении всего фильма.

На этом, собственно, боевик заканчивается и начинается фантастика. Следом за седым му... простите, Белым Кроликом Алиса со всей дури влетает в старинное зеркало и проваливается в какой-то пространственно-временной тоннель. (Ну ни фига ж себе эти кролики норы роют!) А выныривает из него черт знает где — в каких-то трущобах, которые размещаются на крышах небоскребов. Вниз — туева бездна этажей, и только потом расшибешься в блин. А по сюжету наша Алиса жутко боится высоты — запомните этот момент! Правда, гоняться за похитителями это ей не мешает, и пофиг нам гравитация. В пылу погони Алиса попадает в ловушку, ей ставят на руку большую зеленую татуировку, а потом ее из комнаты с мягкими стенами засовывают в деревянный ящик, который громадный летающий таракан несет по воздуху (тут мне чего-то Half Life 2 не к месту вспомнился, ну да ладно). Естественно, Алиса благополучно вскрывает замок шпилькой (до нее в этом ящике побывало чуть меньше чем тысячи и тысячи «устриц», но додумалась до этого она первая) и вываливается из ящика в воду. Падение с высоты неизвестно какого этажа фейсом да об «мягкую» водичку не приносит ей никакого вреда, и она благополучно вылазит на берег.

Тут фантастика заканчивается, начинается вроде бы антиутопия. Кривыми огородами Алиса попадает к таинственному Сопротивлению, которое вовсе даже не сопротивляется, а сидит себе где-то глубоко внизу в библиотеке, читает старые книги и жрет то, что принесет некто Шляпник. Шляпник, кстати, не очень-то и безумный, не чета кэрролловскому. В общем, выясняется, что у Алисы на руках находится очень ценное колечко, которое позволяет контролировать туннельный гиперепереход... простите, Зеркало между мирами. И благородные вожди Сопротивления, не долго думая, решают это козырное колечко отнять, а саму Алису распустить на фарш. При помощи Шляпника девушке удается благополучно свалить наверх, а затем сделать попытку обменять кольцо на похищенного бойфренда. В процессе сваливания обоих пару раз чуть не свинтили, потому что Алиса вдруг начала бояться высоты. Наверное, от Шляпника заразилась.

Здесь на сцене возникают персонажи настолько сказочные в своей простоте, что сразу возникают сомнения в возрастной аудитории фильма. Что Король, что Королева, что придурочная невеста несостоявшегося любовника Алисы (который почему-то оказывается сыном Королевы — в оригинале Валетом) — им самое место в какой-нибудь там «Терабитии» или прочих импортных сказках с рейтингом «до 12, но не старше». А Белый рыцарь? Типично сказочный персонаж, который ни с какой стороны не подходит для такого кино! Но напрочь убил Бармаглот... впрочем, мы договорились не трогать спецэффекты. Просто посмотрите ту сцену, где он между деревьев застрял — будет ясно. Вылитый хорек из «Ледникового периода»!

С обменом, вследствие дико непредсказуемой интриги, возникает тотальный облом, Алису сажают в зиндан (позднее выяснится, что он находится у нее в голове!) и начинают допрос третьей степени устрашения. Если до этого момента фильм оставался еще более-менее серьезным, то после он благополучно скатился в сказку. И даром пропали сцены а-ля «Матрица», даром пропали погони, чемпионские выступления Алисы (черный пояс, без дураков), даром был весь этот пафос с пропавшим отцом, которому Алиса пыталась вернуть память. Сказка! Так нечего было и начинать с серьезных нот. Типичная современная сказка с слюнявым хеппи-эндом, а вовсе не антиутопия. «Эквилибриум» помните? Кто скажет, что там имеет место хеппи-энд?

Хотя для сказки эта современная Алиса слишком цинична. Ей раз пятнадцать объяснили, что от ее колечка Всевла... в общем, от кольца зависит типа будущее мира. И не только этой Страны Чудес (хотя по канонам сказок уже и этого бы хватило), но и людей из Real World. А ей, видите ли, плевать с балкона: подавай ей бойфренда и все тут, а до остальных — как до Луны. Правда, режиссеру удалось таки вывести ее из равновесия, подсунув якобы потерянного отца; тут Алиса сразу стала мягкой и пушистой.

Понравились в общем-то два персонажа. Первый — эпизодический, это Чеширский Кот с его жуткой и неповторимой ухмылкой. Жаль, что по ходу картины он появляется всего один раз. Второй — Мартовский Заяц, он же Киборг. Дикая пародия на — не знаю, все ли видели такой старый малобюджетник (видеосалоны, 90-е) как «Киборг-убийца» - вот на этого самого убийцу.  Реально хорошая находка. Ну и плюс за одну идею, которую так трудно уловить, и которую подсказывать не буду — там, в Казино, в момент пробуждения кто поймет, тот поймет. Хотя это и не ново уже - «Матрица», «Эквилибриум», да масса их...