У-богий

Александр Раков
В «Православном Санкт-Петербурге» № 11 за 2010 год, в статье «Тяжёл крест, да надо несть», мы писали о Надежде Григорьевне, усыновившей троих мальчиков-инвалидов — Коленьку, в пятилетнем возрасте изломанного в автомобильной аварии, и Валеру с Женей, больных ДЦП (сейчас мальчикам 18, 16 и 14 лет соответственно). Их тяжёлая жизнь и нелёгкая судьба разбередила тогда много отзывчивых сердец, подвигла людей помогать, кто чем может. Сегодня мы вновь в гостях у этой дружной семьи, в которой произошло чудное событие. А дело было так…

И приснился Коле сон, будто Сам Иисус Христос постриг его в иноки с именем Павел. Прошло время, и нынче осенью Коленька был пострижен игуменом Гермогеном (Муртазовым), духовником Снетогорского монастыря, в иноки с именем Павел… Но обо всём по порядку.

Надежда: — Несчастье постучалось в дом студёной февральской ночью. Я вдруг услышала, что Коля как-то странно мычит и будто бьётся с кем-то в темноте. Я решила, что Коленька умирает, наступила агония. Прибежал перепуганный Валера. Когда судороги утихли, я смотрю: у Коли глаза закатились и быстро-быстро двигаются, руки холодные и пульс бешеный. Я завыла в голос, а Валера спокойно так: «Мама, не плачь. Говори, что делать, куда угодно пойду, всех на ноги подниму, только бы Колю спасли». А на дворе — ночь, темень, холод страшный, куча голодных собак, и волки рыщут по деревне. Ну куда я его отпущу? Слава Богу, Коленьке стало лучше. Утром позвонили Виктору Павловичу — врачу, который его в детстве оперировал, голову по частям собирал. Он и сказал, что это — эпилепсия, выписал таблетки… А недавно у Коли правая височная часть головы вздуваться стала. Сделали снимки: гидроцефалия и киста. Дело в том, что когда Коля в пять лет попал в аварию, пришлось убирать раздробленные кости черепа, а оголённый мозг закрывать донорскими костями, которые теперь стали рассасываться. Отец Сергий Филимонов осмотрел его и сразу сказал: «Надо срочно оперировать». Надо… вот только денег на операцию нет. А Коля, узнав о предстоящей операции, подошёл к иконе Христа Спасителя: «Господи, делать мне операцию?» и услышал: «Да». — «А со мной ничего плохого не случится?» — «Я буду рядом» — был ответ. Так рассказывает Коля.

Перед операцией надо бы проехать по святым местам — в Почаево, Дивеево или Псково-Печерский монастырь, помолиться. Быть может, Господь смилостивится, без операции обойдёмся?.. Правда, Коля мечтает на Афон попасть, но это мечта несбыточная — женщинам туда нельзя, а без меня он не сможет там жить. Впрочем, денег всё равно нет, даже чтобы до Дивеева добраться.

Коля прервал наш разговор, позвав всех пить чай. И единственный блинчик поделил на три части: маме Наде, мне — гостье — и себе кусочек. Потом подсел ко мне и стал подкладывать печенье и конфеты, чтобы не осталась голодной. Он до сих пор вспоминает, что, когда был маленьким, у него не было одежды и не всегда родные мама с папой кормили его. Поэтому он нередко с тревогой спрашивает у мамы Нади по утрам: «Ты сегодня будешь меня кормить?» Женечка, у которого родители были алкоголиками, тоже, бывает, уже наестся, но что-нибудь с собой да прихватит. Это — неизбывный страх голода. Хотя еда в семье, слава Богу, есть.

Иеродиакон Никон (Муртазов), добрый друг семьи: — Но удивительно: Коля не держит зла на родителей, похороненных в Лодейном Поле. Он усердно молится за отца, надеясь вызволить его из ада. А в последнее время рвётся съездить на могилку мамы, помолиться.

Коля решил, что, раз он теперь инок, — должен всё уметь делать. Пытается мыть посуду. На этот раз мама Надя не разрешила, Коля обиделся, ушёл. Но долго сердиться он не умеет, через минуту вернулся улыбаясь. Надежда шепнула: «Раньше он никогда не сердился, просто не умел. Сейчас бывает, но быстро отходит, просит прощения, говорит: «Это бес меня искушает, вот здесь сидит и мутит», — и хлопает себя ладонью по шее».

Надежда: — Вообще он очень добрый, старается сделать хоть что-то приятное окружающим его людям. Как-то на Новый год приходил к нам ряженый Дед Мороз и пошутил, что Коленька — его внук. С тех пор Коля считает себя обязанным ходить по деревне и всех поздравлять с Новым годом: раз он внук Деда Мороза, значит, должен людей поздравлять и нести им радость. А как он играет… устраивает своим куклам то детский приют, то школу. В игре он учит кукол-деток, кормит, одевает, спать укладывает, утешает… Недавно побывали в детской больнице, где много ВИЧ-инфицированных детей. Коле так было их жалко, что он не хотел уходить, просил, чтобы я хоть одного ребёнка взяла на воспитание. Он хочет, чтобы в нашей семье появилась девочка — сестрёнка.

Он то играет, то рисует, то молится… Рисует в основном церковное — Успение Пресвятой Богородицы, прп.Серафима Саровского… А иногда вдруг нарисует такое, что диву даюсь, откуда он это взял, как узнал? Вот был один странный случай. Давно было… Выхожу из магазина, а там ступеньки высокие. И вижу: старушка стоит в чёрной юбке, в платке, пиджачок мужской чёрненький на ней, и глаза огромные такие, всё понимающие. Говорит: «Дай мне руку». Ну, думаю, наверное, свести нужно бабушку по ступенькам. Она взяла меня за руку, и у меня такое тепло по руке пошло, и так хорошо стало, и понимаю вдруг, что не я её, а она меня ведёт. А она посмотрела на меня внимательно и говорит: «Ничего не бойся. Всё будет хорошо». Я через секунду спохватилась: «Надо хотя бы спасибо старушке сказать…», оборачиваюсь — а её нет как нет, словно сквозь землю провалилась. И правда, с одной стороны забор высокий, с другой — ступени крутые, не могла же она взлететь по ним?! А потом мне подарили икону блж.Ксении Петербургской. «Господи! — ахнула я. — Это же она — та старушка, что вела меня». А Коля спустя годы вдруг всё это нарисовал… всколыхнул во мне память давнюю.

Пьём чай, Коля смотрит в окно и вдруг показывает на дом за окном: «Скоро он будет гореть. Всё вокруг будет гореть. Будет война. И никто не спасётся». Надежда вспоминает, что недавно эти слова он уже говорил в Иоанновском монастыре на Карповке, куда они ездили приложиться к мощам св.праведного Иоанна.

Тут ещё малая беда — сломалась коляска, на которой Надежда возила Коленьку, теперь ей приходится таскать его на четвёртый этаж на себе, а сердце у неё больное. «И в своём селе мы не выходим никуда, — сетует Надежда, — сидим дома, на третьем этаже. Скорее бы уже к бабушке в дом переехать. Но в доме жить пока невозможно — холодно: стены сделаны из досок, между которыми опилки насыпаны. Надо вместо опилок стекловату заложить, быть может, теплее станет. Печку и трубу, которая недавно развалилась, чуть не устроив пожар, слава Богу, отремонтировали. Ещё надо свет провести и воду — скважина уже есть. Носить воду вручную тяжело: Надежде 60 лет и сердце больное, её маме — 83 года. А стирать надо постоянно — трое парнишек больных на руках.

— Я вот всё в толк не возьму: как инок Павел будет в монастыре жить? Кто за ним там будет ухаживать, кормить, одевать?

— Он по-прежнему будет жить в семье. Духовник благословил никуда не уезжать. Да у нас тут свой монастырь: вот Павел теперь инок, батюшка наш о.Ианнуарий — схимник, и матушка — келейница батюшки — схимница, да и живём мы уединённо, проводим дни в трудах и молитвах. Павел очень любит молиться. А сам постриг случился чудесным образом. В Снетогорский монастырь в тот день мы приехали поздно. Вышла келейница о.Гермогена и сказала, что батюшка принял много людей сегодня, долго ждал какого-то Николая, но теперь отдыхает. Я указала на Колю: «Это он его ждал». — «Тогда подождите», — сказала она и ушла. Вскоре вышел о.Гермоген. Мы сидели в беседке, разговаривали, и батюшка вдруг сказал: «Надо Колю постричь в иноки, и чем быстрее, тем лучше». 19 сентября Коля принял постриг с именем Павел. А Женя сказал о.Гермогену: «Я тоже хочу стать монахом». Батюшка ответил: «Ну что же — молись, и Господь всё управит». А вот Валера хочет семью, своё хозяйство и много-много детей.

Нынче, когда шли в храм на праздник Успения Пресвятой Богородицы, Коля, вернее инок Павел, попросил: «Давай купим цветы Богородице, поблагодарим… Она ведь присутствовала при моём постриге». Вообще это удивительно, как он общается со святыми. Его не раз просили помолиться за какого-нибудь болящего. Он никогда не отказывает. Подойдёт к иконе и начинает святому что-то объяснять, просить, да с таким жаром, так искренне: «Ну помоги же, плохо ведь человеку». А потом наклонит ушко, и слушает, и жестом показывает, что всё будет хорошо. Так общается со святыми, будто они вот тут, во плоти рядом с ним стоят.

А то сидим как-то в Ялте возле храма, идёт группа женщин и батюшка с матушкой. Матушка подошла к Николушке, обняла и говорит: «Так всё плохо, деточка. Сыновья наркоманят…» А он показывает жестом: «Пила, курила, а теперь удивляешься, что всё плохо?» Матушка на меня посмотрела: «Что он сказал?» Но я же не могу при всех матушку позорить. Тогда батюшка вмешался: «Матушка, а ты что, сама не поняла?» Матушка голову опустила: «Пила, курила, всё правильно сказал, сыночек», — и пошла прочь. Не знаю, надо ли об этом рассказывать. И так от людей отбоя нет. Как приедем в монастырь, женщины окружат, начинают фотографироваться с ним, целовать, спрашивают, выйдут ли замуж; мириться ли с мужем, который изменил, или развестись?.. Женщины, зачем вы лезете со своей житейской мерзостью к этой чистой душе? Зачем тревожите и смущаете, наталкиваете на мысли греховные, ведь он душою — сущее дитя. Отец Гермоген, когда узнал об этом, дважды стукнул меня тростью, что допускаю твориться подобному. А сама я Колю никогда ни о чём не спрашиваю — боюсь. Он в последнее время и так часто говорит: «Я скоро уйду, меня Господь зовёт к Себе. Но сначала приму схиму с именем Пётр». Я плачу: «Сыночек, как же я без тебя? Я за тобой последую». — «Тебе нельзя, — отвечает строго, — а Женя и Валера с кем останутся?»

Иеродиакон Никон: — Мама Надя часто возит своих мальчиков по храмам и монастырям. Увы, не все относятся к Коленьке по-доброму. Иногда на него шикают, требуют, чтобы он прекратил мычать. А ему так хочется присоединить свой голос к общей молитве, вместе со всеми славословить Отца Небесного…

Надежда: — Многие, глядя на Колю, с непередаваемым выражением произносят: «Убогий». И не понимают, глупые, что убогий — тот, чья душа около Бога живёт. И по убогости своей всё лучше нас понимает. Вот одна женщина спросила Колю: «Что делать, столько горя в жизни случилось, вот и сейчас…» Коля ей: «А ты возьми и отдай своё сердце Господу, и всё будет хорошо». Женщина: «Ой, Коленька, как легко тебе это сказать, и как тяжело мне это сделать». Да, тяжело, ради самих же себя… А ведь Господь и просит: «Сын мой! отдай сердце твоё мне…» (Притч.23,26). А Коля отдал Господу своё сердце с радостью, без малейших колебаний.

На поездку в монастырь, достройку дома и на срочную операцию иноку Павлу нужны деньги. Деньги можно передать через доброго друга семьи — Ольгу Николаевну.
Тел. 8-921-947-51-00.

Записала Ирина РУБЦОВА