Записки психолога Что значит уважать ребенка?

Васюков Игорь
Что значит уважать ребенка?

Начался учебный год, и многие дети пошли в школу, а их родители…к психологу. Школа всегда является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей, насколько гармоничны и здоровы отношения в семье. Если ребенок более других детей привлекает к себе внимание учителей по статьям «успеваемость» и «поведение», он начинает приносить домой дневник с соответствующими замечаниями. Родители, расстроенные критическими высказываниями в адрес своего ребенка, идут к психологу, чтобы исправить ситуацию.

Чаще всего они жалуются психологу на поведение ребенка, который перестал их слушаться, и просят повлиять на него таким образом, чтобы он снова начала их слушаться,  т.е., выполнять их требования, а также требования учителей. Когда я спрашиваю, что вы хотите приобрести в ходе консультирования для себя, то мама отвечает: «Я хочу, чтобы он…» И вариации:
- перестал негативно реагировать на мои высказывания;
- перестал врать;
- перестал смотреть телевизионные передачи, которые мне не нравятся;
- перестал дружить с «плохими детьми»
- и т.п.

Родители занимают, таким образом, позицию по отношению к ребенку: «Я лучше знаю, как тебе жить». Этим ребенок лишается практически всех прав:
- на свое мнение;
- на свой выбор;
- на ошибку;
В некоторых семьях дети не имеют своей территории и своего личного времени! Даже в условно свободное время родители контролируют, чем ребенок занимается, и прерывают его деятельность, если считают, что он этим заниматься не должен. В этом случае я не вижу принципиальных отличий от тюремных условий существования.

При этом ребенок, лишенных родителями прав, наделяется огромным списком долженствований. Когда я спрашиваю, что должен делать ваш ребенок, то родители легко и быстро начинают перечислять (все, что в скобках, уточняется в ходе дополнительных вопросов психолога):
- учиться (делать уроки и получать хорошие оценки)
- есть (тогда, когда я зову и то, что я даю);
- соблюдать (установленный мной) порядок;
- соблюдать (установленный мной) режим дня;
- и еще 144 пункта...

Когда ребенок начинает сопротивляться подавлению и контролю, родители возмущаются и говорят:
- Ну, согласитесь, ведь ребенок же должен уважать взрослых (подчиняться нам)!
- А вы уважаете своего ребенка?
- Конечно, уважаем.
- А как?
- Ну мы знаем, сейчас, вы, психологи, не в обиду будет сказано, говорите, что ребенок такой же человек, и что у него есть такие же права…Но, позвольте, это что же, мы должны делать так, как он захочет? Это мы теперь должны ему подчиняться что ли?

Уважение, таким образом, понимается родителями как подчинение: либо я подчиняю ребенка себе, либо он подчиняется мне. Критерием уважения является обладание властью. А теперь вы понимаете, почему классный руководитель Марья Ивановна шлет записки родителям, что ребенок на уроках игнорирует ее требования?

Школа – это более-менее свободное место от родительского контроля, в которой учителя знают, что у ребенка есть права, а ребенок понимает, что здесь у него прав больше, чем у учителя. Здесь он может никому не подчиняться, и кроме записей в дневнике ему за это ничего не будет… Я слышала от учителя, что даже если ребенок придет на занятие в алкогольном опьянении, то учитель не имеет право удалить его с уроков, поскольку несет ответственность за жизнь учеников в это время.

Так что же на самом деле означает «уважать своего ребенка»? Уважение – это действительно соблюдение прав. Это не означает, что, если я уважаю право ребенка смотреть в свободное время телевизор, а не рисовать, потому что «он должен развиваться», то я подчиняюсь его воле. Уважение прав – это не выяснение того, «кто в доме хозяин».

Обычно здесь родители возражают, пытаясь удержать свою власть:
- Ну так, что, это теперь пускай смотрит что хочет: насилие, кровь? Пусть курит, пьет?
Отказаться от контроля и подавления мешают страхи, что ребенок не попадет в их ожидания:
- не закончит школу;
- не получит высшее образование;
- не станет президентом, или, на худой конец, известным спортсменом или артистом;
- не принесет «стакан воды» (финансовые средства) в старости;

Уважение невозможно без отказа от ожиданий, осуждения и отвержения ребенка, которое выражается в том, что родителей не устраивает их ребенок таким, каков он есть. Уважение не бывает без смирения с тем, что «Я знаю лучше». На самом деле, многие вещи ребенок видит и анализирует еще чистым разумом, не зараженным негативным мышлением, которое передают ему взрослые. Поэтому он задает простые вопросы, которые указывают на противоречия во взрослой логике, на отсутствие честности в отношениях и манипуляции по отношению к нему. Ребенок намного более взрослых приближен к реальности.

Уважение – это отказ от позиции «ты должен». Ребенок, как и любой другой человек, чувствует то, что чувствует. Он не должен вас уважать и любить. Он учиться этому поведению у взрослых, и что бы вы ему ни говорили, как нужно делать, он все делает точно так же, как и вы. Вы никогда не заставите его уважать вас и любить вас, потому что в ответ на подавление, запреты и наказания у него возникают гнев, обида, страх и ненависть. И мягко говоря, нелогично ждать от него в эти моменты проявления любви и уважения.


Совместно с Юлией Васюковой