Любовь в квантовом многомирии

Аркадий Костерин
Эта статья была впервые опубликована с сокращениями на сайте МЦЭИ (http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=kost)
В приложении смотри: Христианское понимание любви и совместимость его с квантовой моделью.

   В этой статье я попытаюсь построить с позиций многомировой концепции квантовой механики (1) мысленную модель важнейшего состояния человеческой души. Это – любовь. Подчёркиваю, любовь – это именно состояние души. Чувство же любви является всего лишь одним из проявлений этого состояния, которое поистине можно назвать человекообразующим, созидающим душу и материальную действительность. Причём, любовь созидает духовный мир не только отдельных людей, но и их сообществ. Она одушевляет всё человечество, в целом. Исходная посылка для моего дальнейшего построения такая: любовь с позиции квантовой механики является квантовым запутанным состоянием разумов. Человеческий разум рассматривается при этом как естественный квантовый компьютер.
   Заранее прошу прощения у читателей за то, что мне придётся «засушить» столь прекрасный предмет, как любовь. Понимаю, что при этом я уподобляюсь хирургу, который восхищается прекрасным скелетом в стеклянном шкафу. Но, согласитесь, что у хирурга есть свои основания для восторга. Он видит гармонию и разумность внутреннего устройства человека. Поэтому и я, отдавая безоговорочно первенство поэзии, решусь всё-таки продолжить своё «препарирование». Надеюсь, что и читатели смогут узнать о любви нечто новое.

   Итак, человек, будучи сложным деятелем мультиверса, выявляет из всемирной квантовой суперпозиции огромное множество реальностей различных масштабов (2). Это соответствует тому факту, что человек объединяет в своей психофизической системе множество типов деятелей. Каждый деятель, входящий в систему имеет свою «чистую» суперпозицию квантовых состояний, из которой выбирает варианты своего существования и, одновременно участвует во множестве смешанных суперпозиций. Это смешанные суперпозиции относительно автономных систем организма и психики, а также общая суперпозиция, определяющая состояние человека, в целом.
   Общая смешанная суперпозиция человека может быть представлена как иерархическая пирамида, каждый уровень которой образован деятелями одного масштаба . То есть, они на каждой ступени образуют свою смешанную суперпозицию, но с другим, по отношению к общему, более высоким показателем запутанности. Это естественно, поскольку квантовая запутанность между собой деятелей одного масштаба намного сильнее, чем с деятелями прочих масштабов. Крупные ступени этой пирамиды, радикально различающиеся не только по масштабу, но и по качественным характеристикам выявляемых квантов реальности соответствуют деятелям физического, биологического и сознательного уровня. Каждый из этих уровней имеет огромное количество подуровней, выявляющих реальности разных масштабов.
   Человеческую любовь можно рассматривать как проявление всеобщего стремления деятелей к объединению (3). Разумеется, рассмотрение феномена человеческой любви нужно производить, в контексте крупномасштабной действительности, которая выбирается человеческой психикой. Она образована реальностями сознательного уровня и высшими подуровнями биологических реальностей. Для того чтобы описать это квантовое взаимодействие, я обращусь к разработанной мной ранее схеме взаимодействий деятелей. Как я уже неоднократно писал (2,3), каждый акт выбора деятеля формирует нелокальные связи со всеми деятелями мультиверса, имеющими аналогичные измерения для связи с внешним миром. Но наиболее значимы связи с деятелями близкого масштаба, которые располагают измерениями, необходимыми для непосредственного взаимодействия.
   Фактор, определяющий запутанность людей, как деятелей, это, по-моему, резонансное совпадение выявляемых реальностей. Под резонансным совпадением я понимаю действенное совмещение реальностей, соответствующее непосредственным контактам и приводящее к значимым изменениям в действительности индивидуумов. Слово «резонансное», может быть не вполне подходит к данной ситуации, но я пользуюсь им за неимением лучшего. Имеется в виду привилегированный статус некоторых взаимодействий, в силу их актуальности для реального объединения. Важно отметить, что такие совпадающие у разных людей реальности в ходе взаимодействия подкрепляют и «подкачивают» друг друга. То есть, в некоторый период интенсивность взаимодействия нарастает и одновременно происходит постоянный поиск новых совпадающих измерений. В этот период взаимодействия носят циклический характер и, вероятно будут модельно похожи на выбор реальности при самовнушении. (4)
   Это относится не только к любви, но и к другим человеческим взаимоотношениям. Резонируют вообще все близкие подуровни человеческих психик, выбирающие однотипные реальности одного масштаба. Таково, на мой взгляд, проявление в человеческом общении онтологического стремления деятелей к объединению. Факторы, позволяющие резонанс, можно назвать сенсорными или квазисенсорными. Они разные для разных уровней взаимодействия. Например, для относительно низкого развития психики такими фактором является зрительный, обонятельный, осязательный контакт. Для духовно развитой психики значимым резонансным фактором является совпадение в духовных измерениях. Это позволяет людям находить друг друга «духовными очами», вступать в духовный контакт. Чем шире спектр совпадающих реальностей, выявляемых влюблёнными на всех уровнях, тем сильнее и устойчивее их чувство, а по сути – тем чище их состояние запутанности.
   Следует пояснить, что по моему пониманию, все взаимодействия деятелей всегда носят связанный – психо-физический характер. Это вытекает из концепции многомирия, которой я придерживаюсь. – В многомировой концепции Ю.А. Лебедева бытийные категории содержания и формы представлены в виде неразрывной связки всемирных суперпозиций смыслов и материальных состояний (5 стр.133). То есть любое взаимодействие деятелей инициируется разворачиванием смысловых измерений, которое воплощается в выборе конкретной материальной реальности (физического квантового состояния). Разворачивание смысловых измерений составляет психический (в простых случаях – психоидный) аспект бытия деятелей. Таким образом, деятелям изначально присуща личностная активность, которая развивается по мере набирания ими опыта.
   Например, элементарные частицы должны для того, чтобы взаимодействовать иметь как непременное условие, разворачивание 3х пространственных и 1го временного измерения, т.е. должны принадлежать к одному пространству-времени. Аналогично, биологические деятели должны в достаточной мере «совпадать» в биологических измерениях, т.е. принадлежать к одному виду, либо взаимно дополнять друг друга в биологическом цикле. Людям же, для адекватного общения, необходимо принадлежать не только к одной физической и биологической действительности, но и к единому «духовному пространству», т.е. их психика должна располагать свойствами навыками и понятиями, обеспечивающими возможность взаимопонимания. Духовное пространство имеет огромное количество измерений (соответствующее всем воспринимаемым качественным параметрам бытия), поэтому и разновидностям духовных общностей несть числа.
   В соответствии с многообразием выбираемых людьми духовных реальностей и любовь бывает очень разная: любовь-страсть, любовь супружеская, любовь братская, любовь материнская и отцовская, любовь к родителям, любовь к соратникам, любовь духовная, христианская и т.д. Они имеют характерные черты для всех людей, вовлечённых в эти союзы, но и для всех разнятся. Можно выделить уровни духовного потенциала любви и соотнести их с масштабами запутанных реальностей. Например, запутанность биологического масштаба проявляется как половое влечение или влюблённость. Чем больше составляющая духовных и разумных связей в запутанном состоянии, тем выше и одухотворённее любовь. Вершина же любви, на мой взгляд, – любовь христианская. Не такая, конечно, которая доступна нам, многогрешным, а та, которая заповедана людям от Бога.

   В связи со сказанным выше, можно, наконец, рассмотреть любовь, как фактор, созидающий человеческие общности. Причём, речь идёт об объединениях высшего, духовного порядка по отношению к индивидуальностям. Это мегавидуумы человечества (6), способные объединять людей, а точнее сказать, человеческие души, на протяжении тысячелетий. Но и для этих общностей, в целом, любовь может иметь различные уровни, которые определяют и уровни образующихся мегавидуумов.  Человечество нашло эффективные средства созидания любви в обществе – общее  дело и молитва. Оба эти средства соединяются, например, в виде общей молитвы в церковном собрании христиан. По сути же эти способы созидания общностей являются средствами квантового запутывания в рамках мегавидуума.
   В заключение представляется возможным дать более развёрнутое определение состояния любви: Любовь – это смешанная суперпозиция двух или более психик, содержащая чистые запутанные состояния по некоторым совпадающим измерениям реализации и индивидуальные независимые реализации.


Приложение. Христианское понимание любви и совместимость его с квантовой моделью.

   Христианский идеал любви – это Святая Троица. Дерзну приступить грешным моим разумом к этой величайшей и непознаваемой Святыне лишь с единственной целью – представить хоть в ничтожной степени один из принципов божественного Бытия и показать, что этот принцип заложен и в основу нашего тварного мира.
   Итак, дерзну предположить, что на квантовой модели такая любовь может быть представлена как полное, чистое квантовое запутывание Лиц Святой Троицы по всем измерениям. А измерений таких, исходя из Святоотеческого учения должно быть бесконечное множество \1\(см.сноску). На мой взгляд, модель квантового запутывания неплохо объединяет логические свойства Святой Троицы. Перечислю эти свойства, чётко сформулированные академиком Раушенбахом на основании учения Святых Отцов: Триединство, Единосущность, Нераздельность, Соприсущность, Специфичность, Взаимодействие. (7) Для лучшего понимания позволю себе обширную цитату из работы Б.В. Раушенбаха:
1. Триединость. Это свойство совершенно очевидно, оно говорит о том, что единый Бог и Троица одно и то же.
2. Единосущность. Здесь утверждается, что три Лица Троицы имеют одинаковую Друг с Другом сущность. Иногда (об этом уже говорилось) эта сущность определяется как Божеское достоинство. Однако выше подчеркивалось, что такую формулировку можно трактовать как некоторое отклонение от Символа веры с целью избежать возникновения кажущейся антиномии. Не желая даже в мелочах отклоняться от Символа, будем считать, что единосущность сводится к тому, что каждое Лицо является Богом.
3. Нераздельность. Подчеркивание того, что Троица нераздельна, становится особенно важным после утверждения, что каждое Лицо является Богом. Тут невольно может возникнуть впечатление, что существует три Бога и если каждый из них будет действовать независимо, то возникает троебожие. Хотя такое никогда прямо не утверждалось, в истории Церкви известны ереси, уклонявшиеся в эту сторону, в частности субордионистские ереси, в которых проявляется ослабление троичной взаимосвязанности, как об этом пишет В.Н. Лосский... По учению Церкви, Ипостаси всегда выступают вместе и совершенно исключено, чтобы какое-то Лицо действовало отдельно от других.
4. Соприсносущность. Это свойство пришлось специально оговорить, поскольку в погоне за тем, чтобы сделать догмат о Троице "понятным", родилась ересь модализма. Ее связывают с именем Савеллия, который в III в. утверждал, будто единый Бог троичен в том смысле, что попеременно обретает облик Отца, Сына или Св. Духа в зависимости от обстоятельств... По учению Церкви Отец, Сын и Св. Дух существуют совместно и всегда, т.е. обладают свойством соприсносущности.
5. Специфичность. Указанное свойство странным образом обычно не подчеркивается, возможно, потому, что кажется очевидным. Однако, анализируя логику троичности, его следует сформулировать и обязательно учитывать при поиске подходящего математического объекта, который еще предстоит провести. Суть этого свойства сводится к тому, что, несмотря на единосущность, три Лица не сводимы друг к другу, а каждое обладает своей спецификой… Эти специфичность, самобытность трех Лиц хорошо видна из практики богослужения, молитв и песнопений... Специфичность трех Лиц особо подчеркивается в ежедневной молитве к Троице, где прошения к трем Лицам формулируются совершенно различно: "Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша...". Даже когда просьбы по существу совсем одинаковые, они выражаются разными словами, как бы выявляя специфичность Лиц. Так, в молитве "Сподоби Господи", читаемой на вечерней службе говорится: "Господи, научи мя…, Владыко, вразуми мя…, Святый, просвети мя…".
Прекрасно понимая неуместность такого термина, рискну сказать, что каждое Лицо Троицы выполняет свою "работу", не свойственную другим Лицам.
При желании последние два свойства — соприсносущность и специфичность — можно было бы объединить в одно: неслиянность (неслиянность Лиц и неслиянность их действий). Это позволило бы придать формулировке логических свойств Троицы такую форму: Троица триединая, единосущная, нераздельная и неслиянная, … Несколько отвлекаясь от обсуждения логических свойств Троицы, обратим внимание на то, что понятия "нераздельная" и "неслиянная" не являются противоположными и не создают, как многие думают, непостижимости. Первое говорит о том, что три Лица существуют лишь вместе, а второе — о том, что они качественно различны в упомянутом выше смысле (ведь "слить" воедино можно лишь полностью, но однотипное).
6. Взаимодействие. Как уже говорилось, три Лица находятся в предвечном взаимодействии, о котором нам известно лишь то, что сын рождается, а Св. Дух исходит от Отца. Свойство взаимодействия следует особо подчеркнуть, … у взаимодействующих и невзаимодействующих объектов логика может оказаться совершенно различной.
Свойство взаимодействия стоит несколько отдельно, отличаясь от всех других, поскольку первые пять свойств обладают качеством определенности и "статичности", они четко говорят о состоянии, в то время как последнее отражает факт существования некоторого "процесса". Шестое свойство нельзя назвать чисто логическим и потому, что оно отражает жизнь Бога в Себе. Неизбежная неопределенность термина "взаимодействие" не препятствует, однако, тому, чтобы понимать, в каком направлении следует анализировать логику троичности.(7)

   Каждое из приведённых логических свойств может трактоваться модельно не только на математическом уровне, как это делает Б.В. Раушенбах, но и с позиции многомировой квантовой концепции. Однако эта тема настолько огромна, сложна и духовно высока, что я не решаюсь пока подступать к такому анализу. В целом же, набор логических качеств Святой Троицы: Триединство, Единосущность, Нераздельность, Соприсущность, Специфичность, Взаимодействие – довольно наглядно описывает бытие этих сверхпостижимых Разумов в состоянии чистой квантовой суперпозиции. Разумеется, ни в коей мере я не претендую на анализ или описание непостижимого и необъятного духовного бытия Святой Троицы.

   На уровне же человеческих отношений, идеальной нам представляется любовь Божьей Матери к своему божественному Сыну. Такое представление вполне естественно соединяет Божественную Любовь с важнейшим архетипом человеческого существования. Нет чувства более крепкого, самоотверженного и нежного, чем материнская любовь! И к этому великому дару любви Богоматерь добавляет высочайшие духовные измерения, воплощающие  суть христианской веры…
   Бесценный вклад в сокровищницу христианской любви вносят также апостолы христианства, святые мученики и подвижники, совершающие силой Божественной Любви неисчислимые чудеса и подвиги. Вся Церковь Христова должна явить миру воплощённую Любовь Создателя.
  Помоги, Боже нам, недостойным, продвигаться к этому высочайшему нашему назначению!

Нюрнберг. Октябрь – ноябрь 2012г.


Используемые источники.


1. Эверетт Х. Формулировка квантовой механики через соотнес;нные состояния.
Перевод Ю.А. Лебедева. http://www.everettica.org/art/Ever2.pdf
2. Костерин А.М. Формирование многомировой картины мира. Иерархический
выбор реальности. http://www.everettica.org/art/Kost311011.pdf
3. Костерин А.М. Деятели Мультиверса. http://www.everettica.org/art/M04.06.10.pdf
4. Костерин А.М. Моделирование осознанного выбора реальности (на примере
самовнушения). http://www.everettica.org/art/Kost200511.pdf
5. Лебедев Ю.А. Эвереттическая аксиоматика. Москва. Фирма «ЛеЖе» 2009г.
Электронный вариант: http://www.everettica.org/art/Aks.pdf
6. Костерин А.М. Слово в многомирии. http://milkywaycenter.com/everettica/AK191012.pdf
7. Раушенбах Б.В.. Вопросы философии. 1993г. №3 http://philosophy.ru/library/vopros/54.html

Сноска.
\1\ У Бога запутанное состояние со всем миром, ведь Он этот мир создал. Это хорошо моделирует одно из определений Бога: "Бог есть Любовь".