ГНЁТ Анны Алматинской

Роман Есиков
«ГНЁТ» Анны Алматинской.

Помимо писателей-классиков в русской советской литературе был ещё и «второй эшелон» литераторов, писавших добротную прозу, добивавшихся определённой популярности среди читателей, получавших награды и поощрения от власть имущих, но, тем не менее, по каким-то причинам не ставшими «властителями дум народных». Как правило, это были либо писатели творившие в каком-то определённом жанре прозы, либо писатели-регионалы, описывавшие жизнь и историю своего края порою как неотрывную часть жизни и истории большой страны, но частенько и как нечто обособленное. Некоторые их произведения экранизировались, принося славу, почёт и новые тиражи переизданий книг авторов. Большинство же оставалось неизвестно широкой читательской публике…

В советском Туркестане были свои прекрасные прозаики, писавшие на русском языке. Творчество Михаила Шевердина, Сергея Бородина, Владимира Липко, Эдуарда Арбенова, Явдата Ильясова представляет собой прекрасные образцы русской советской литературы, рисующие исторические картины жизни Туркестана через призму большой истории Великой страны. Писатели-туркестанцы стремились воспеть дружбу народов, красоту и богатство своей земли, силу духа и воли людей своего края.

Особое место в русской советской литературе Туркестана занимает роман-трилогия Анны Алматинской «ГНЁТ», состоящий из романов «В степных просторах», «Дыхание бури» и «В битве Великой», описывающий освоение Туркестана русскими, жизнь и быт местного населения, социально-политическое развитие Средней Азии в конце XIX - начале ХХ века, события первой русской революции 1905-1907гг., революции 1917 года, борьбу за  установление советской власти в Туркестане.

Анна Владимировна Држевицкая (по мужу – Панкратьева) родилась в 1883 году в семье офицера-туркестанца в городе Верный (Алма-Ата) – по месту своего рождения она впоследствии взяла себе литературный псевдоним.  Писать начала в юности, первая публикация состоялась в 1902 году. В 1908 в газете «Туркестанский курьер» начали печатать её прозаические произведения.  В 1914 году она стала первым редактором первого туркестанского литературно-художественного альманаха «Степные миражи», в котором было опубликовано несколько её стихотворений.  После Октябрьской революции редактировала газету «Ёркин-Кедей» («Вольная беднота»), стала одним из создателей Ташкентской Ассоциации Пролетарских Писателей (ТАПП). В 1927 году вышел сборник её стихов и прозы «Придорожные травы».  Была делегатом на Первом съезде женщин Узбекистана (1927).  Встречалась с Горьким, была одним из литературных наставников Гафура Гуляма.  Написала повести «Клятва солнцу» и «Побеждая смерть» (в соавторстве с Н.М.Махмудовой). В конце жизни вышли её мемуары «Минувшее и воспоминания» (1971). Скончалась в 1973 году в Ташкенте.

Над своим главным литературным трудом – романом «ГНЁТ» А.Алматинская начала работать в 1932 году. Работа длилась более четверти века – первая книга была написана в 1953, а издана в 1958 году. Второй том трилогии увидел свет в 1960, третий – в 1962 году.

Структурно все три книги являются самостоятельными, законченными произведениями, связанными между собой общими героями и сюжетными линиями. Однако, книги неравноценны с художественной точки зрения – это связано прежде всего с личным отношением автора к описываемым событиям, а также попыткой притянуть многие из них к главенствовавшей в середине ХХ века идеологии. Кроме того качество литературного языка и повествовательности первого романа трилогии «В степных просторах» значительно выше, нежели третьего «В битве Великой».  В качестве примера можно привести образы двух Туркестанских генерал-губернаторов: «ярым-паши» - генерал-адьютанта К.П. фон Кауфмана Туркестанского и генрал-лейтенанта А.В.Самсонова.

Фон Кауфман Туркестанский показан в романе Алматинской цельной личностью, волевым командиром, мудрым администратором и политиком.  Для него польза Отечеству и Честь являются главными составляющими его жизни. Он на равных разговаривает с царём, самостоятельно принимает важнейшие стратегические решения, борется с изменой, несмотря на протекции предателей, побеждает всегда и везде.

Самсонов же выглядит противоречивой фигурой – с одной стороны он царский сатрап – душитель революционного движения, с другой он нерешительный политик и военный – посылая разведчика с миссией в Афганистан, он не рискует взять того под опеку в случае провала – «Помните: попадетесь, мы откажемся от вас». И совершенно удручающе плохо Алматинская описала реакцию туркестанцев на известие о гибели Самсонова и его армии в августе 1914 года…

Революционные события 1917 года и Гражданская война в Туркестане описаны скомкано и сумбурно, совершенно не раскрыта личность Константина Осипова – он эпизодически появляется в описаниях «Осиповского мятежа» как вечно дрожащая пьяная истеричка….

Вместе с тем в первой и второй книгах трилогии описаны великие русские учёные: В.Ф. Ошанин, А.П.Федченко, Н.М. Пржевальский, приложившие немало сил к изучению природы, истории Туркестана, цивилизовавшие его.

Анна Алматинская со знанием дела (а порою и с жестоким натурализмом) описывает жизнь, обычаи и быт местного населения Туркестана – простых узбеков, казахов, киргизов, туркмен, таджиков и русских, а также знати и купечества.

Лирическая составляющая «ГНЁТА» является одним из сильнейших достоинств произведения. Жизнь семьи простого русского офицера Владимира Древницкого (в котором явно виден отец автора В.Држевицкий) показана как эволюция от страстной любви до семейной рутины и отчуждения двух, когда-то любивших друг друга людей.  История личной жизни капитана Ронина – дважды вдовца, встретившего под конец жизни настоящую любовь, - прекрасна, романтична и … фантастична. 

В целом же трилогия Анны Алматинской «ГНЁТ» является достйным произведением русской советской литературы, раскрывающим массу интереснейших фактов из истории Русского Туркестана – ныне исчезнувшего края – песчаной Атлантиды…

© Роман ЕСИКОВ.